Главные вкладки

    «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды детского сада»
    методическая разработка на тему

      Семинар-практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды  детского сада»  

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл семинар-практикум30.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар - практикум

    «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды ДОУ»

               

                     Разработала::

                                                           воспитатель

                           Саланханова Ч.Д.

    Цель: Повышение уровня педагогической грамотности по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

    Задачи:

    1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.

    2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара.

    3. Воспитывать умение работать в коллективе.

         Предварительная работа:

    Ход семинара - практикума:

    Семинар – практикум проходит в виде деловой игры.

    1. Игра – разминка «Доброе слово от солнышка».Воспитатель предлагает встать в круг. Педагоги передают мягкую игрушку – солнышко и говорят друг другу комплименты.

    Воспитатель: В этот сентябрьский день всем очень хочется услышать добрые слова и комплименты. Это солнышко пробежит сейчас по кругу, а мы скажем друг другу комплименты.

         Мы с вами провели психодинамическое упражнение разминочного типа. Оно способствует поднятию настроения, активизирует внимание, дает настрой на работу и общение.

       Уважаемые педагоги! Мы предлагаем вам принять активное участие в семинаре - практикуме  в форме деловой игры на тему: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды  детского сада»

    Придумайте своей команде название и  нарисуйте эмблему.  Название команды  и эмблемы вы должны  связать с темой нашего семинара. Все необходимое для этого лежит у вас на столах. Итак, приступайте, у вас на работу 5 минут. Проявите свое творчество и фантазию.

       Посмотрим, какие же команды будут принимать участие в нашей встрече.

        Вам предварительно давалось задание подготовить осенний листок с высказываниями о здоровом образе жизни. Предлагаем вам поделиться вашими идеями и в результате создать «Дерево мудрых мыслей о здоровом образе жизни».

    «Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культуры и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех» - данное высказывание принадлежит Владимиру Путину.  

    Все высказывания помещаются на «Дерево мудрых мыслей о здоровом образе жизни».

    2. Рубрика «А знаете ли Вы?»

          По данным медицинских исследований с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди детского населения.  Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стали занимать во всем мире приоритетные позиции.    И это понятно, поскольку состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающая не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.

         Ухудшение состояния здоровья детей долгое время рассматривалось как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и ряда других факторов. Однако, как показывают исследования Института возрастной физиологии ВОЗ, что не менее значимо отрицательное воздействие на здоровье, комплекса педагогических факторов. Мы поддерживаем  утверждение В.Б. Базарного, что «…здоровье детей» – не только медицинская, но и серьезная «педагогическая категория».

     Какие  факторы неблагоприятно  влияют на здоровье человека? (1 мин.) Выказывания педагогов.

    Воспитатель: Вы абсолютно правы, а теперь обобщим. Неблагоприятными факторами являются:

           Статистика свидетельствует о том, что более 97% детей в дошкольных учреждениях и семье имеют нарушения здоровья. Наш город не является исключением. Уменьшилось количество детей с первой группой здоровья. Дети с раннего возраста уже имели нарушения здоровья в основном это – нарушение осанки, проблемы со зрением, многие состоят на учете у узких специалистов, вследствие чего уровень заболеваемости был очень высок.

          Кроме того, собеседование с родителями показало, что уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь.

         Важная роль в решении этой социально значимой проблемы отводится детскому саду.

         Совершенствование здоровьесберегающей среды и формирование навыков безопасности у детей дошкольного возраста является приоритетным направлением деятельности нашего детского сада.  Только в условиях совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

         3. Рубрика «Несколько вопросов теории»

    Воспитатель: Что же такое здоровьесберегающий педагогический процесс? Здоровьесберегающий педагогический процесс в детском саду  - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса.

         К основным направлениям оздоровительной деятельности  относится:

          В детском саду выстроена целостная система по внедрению в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Немаловажную роль в здоровьесбережение детей играют сложившиеся в ДОУ традиции:

                Особое внимание в воспитании здорового ребенка уделяется развитию двигательной активности. Воспитатель по физической культуре использует на занятиях различные варианты подвижных игр: сюжетные, со спортивными элементами, игры-забавы и др. Проводят занятия по профилактике плоскостопия.

          Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. В учреждении оборудован физкультурный зал. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе.

           Хочется отметить о необходимости компетентности в данном вопросе не только воспитателей, но и родителей.  Поэтому мы работаем в тесном контакте  с семьей. Наряду с традиционными методами (родительское собрание, консультации), проводятся совместные досуги, дни открытых дверей, семинары, мастер – классы

    Таким образом,  можно сделать вывод о том, что система  работы выбранная нами доказала свою эффективность, уменьшился процент заболеваемости детей, улучшились показатели координации движений, индивидуальной и коллективной пространственной ориентировки в процессе выполнения физических упражнений, дети стали более уверены в себе, улучшилась их самооценка. Интерес к здоровому образу жизни повысился не только у детей, но и их родителей. (Презентация 1)

         Жизнь в 21 веке  ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема  сохранения здоровья.

         В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития.   Решению этих задач способствует предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении по здоровьесбережению.

        Цель: Создание условий в ДОУ, способствующих укреплению здоровья ребёнка, содействие его разностороннему развитию.

         Задачи:

    родителями и детьми.

          При построении предметно- пространственной среды по здоровьесбережению рекомендуем соблюдать следующие принципы, разработанные М.Н. Поляковой:

          Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным. Эта среда должна отвечать критериям функционального комфорта.

           Полноценное и всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребёнка.

            Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5-7 лет активны, умело пользуются своим двигательным аппаратом, движения их достаточно скоординированы и точны. Двигательная активность становится всё более целенаправленной и зависимой от эмоционального состояния ребёнка, от мотивов, которыми он руководствуется в своей деятельности. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошим стимулом для развития двигательной активности старшего дошкольника.

            В самих группах педагогами и родителями создаются условия для здоровьесбережения:

         «Дорожка здоровья» в группах составляется из различных спортивных и импровизированных предметов, помогающих включить работу все группы мышц, а также способствующих массажу стоп и профилактики плоскостопия: это резиновые коврики, ребристые доски, коврики наполненные галькой.

    Примерный набор физкультурного оборудования

    Для старшей и подготовительной групп

    Тип оборудования

    Наименование

    Размеры, масса

    Количество

    на группу

    Для ходьбы, бега, равновесия

    Коврик массажный со следочками

    Шнур короткий (плетёный)

    Длина 75 см

    2

    3

    Для прыжков

    Обруч малый

    Скакалка короткая

    Диаметр 55-65 см

    Длина 100-120 см

    5

    5

    Для катания, бросания, ловли

    Кегли (набор)

    Кольцеброс ( набор)

    Мешочек малый с грузом

    Мяч большой

    Мяч- массажёр

    Обруч большой

    Серсо (набор)

    Масса 150-200 г

    Диаметр 18-20 см

    Диаметр 12-15 см

    Диаметр 100см

    2

    2

    5

    5

    2

    2

    2

    Для ползания и лазания

    Комплект мягких модулей (6-8 сегментов)

    1

    Для общеразвивающих упражнений

    Гантели детские

    Кольцо малое

    Лента короткая

    Мяч средний

    Палка гимнастическая короткая

    Диаметр 13 см

    Длина 50-60 см

    Диаметр 10-12 см

    Длина 80 см

    10

    10

    10

    10

    10

         В учреждении используются следующие здоровьесберегающие технологии:

      - физкультурно- оздоровительные технологии:

          Воздушное закаливание

          Дыхательная гимнастика

          Гимнастика для глаз

          Витаминотерапия

          Гимнастика после дневного сна

    - технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье:

         Психогимнастика

         Пальчиковая гимнастика

           При организации предметно- пространственной среды в группах

         ДОУ необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность. Предметно- пространственная среда характеризуется компонентами, необходимыми для полноценного физического развития:

    - физкультурно - игровые и оздоровительные сооружения. 

        Спортивное оборудование, инвентарь используют для  физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребёнка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам.

        Ориентируясь на журнал «Детский сад от А до Я», в подготовительной группе создан уголок «Физкультуры и здоровья».

      Уголок «Физкультуры и здоровья» представлен в виде городка здоровья, в котором размещены  дидактические игровые пособия, домики с «крышами зонтиками». По нашему мнению, такая предметно - развивающая среда сделает ребёнка творцом своей личности и здорового тела.

          Таким образом, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях нашего детского сада, способствует обеспечению адаптации ребёнка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.

         5. Викторина «Если хочешь быть здоров» (Презентация 2)

    Воспитатель: А сейчас приглашаем принять участие в викторине « Если хочешь быть здоров» (Слайд №1)

    1вопрос. Из предложенных фраз, выберите только те, которые характеризуют ЗОЖ, а фразы, которые останутся необходимо заменить так, что бы они подошли к ЗОЖ. (Слайд №2)

    2вопрос. Выберите продукты полезные для вас. (Слайд 3)

    3вопрос. Доскажите пословицы о здоровье. (Слайд №4)

    4вопрос. Выберите характеристики для здорового человека. (Слайд №5)

    5 вопрос. К данным рубрикам подберите формы работы с родителями. (Слайд №6)   

    А теперь дадим себе установку на здоровье и громко повторим вместе:

    Я хочу быть здоров!

    Я могу быть здоровым!

    Я буду здоровым! (Слайд № 7)

     6. Практическое задание по изготовлению нестандартного оборудования для спортивного уголка.

    Воспитатель: Как утверждал Гиппократ: «Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – наше тело», и поэтому мы предлагаем вам изготовить нестандартное оборудование для  обогащения предметно-развивающей среды в спортивных уголках групп.

    «Следочки» можно сделать твердыми, мягкими и с «шипами». Используются они для профилактики плоскостопия и массажа ступней ног, а также для развития координации и равновесия.

    «Волшебные тапочки». Используются также  для профилактики плоскостопия и массажа ступней ног.

    «Тарелочки – шумелочки» - можно использовать для выполнения общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой, в свободной двигательной деятельности. Вызывает большой интерес и радость у детей.

    «Рукавичка» - используется для развития координации движения, ловкости.Ст.воспитатель: Благодаря творчеству, выдумке и умелым рукам вы превратили бесполезные  на первый взгляд предметы в пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.

    7. Рефлексия. Тренинг. Упражнение «Надежда».

    Все стоят по кругу. Ст. воспитатель зажигает свечку и говорит: «С этим огоньком я связываю надежду на то, что мы с вами сегодня интересно, познавательно провели время, надеюсь на наши дальнейшие встречи, нам есть чему поучиться друг у друга. Желаю вам дышать полной грудью, улыбаться ветру в лицо и уверенно шагать в завтрашний день». Свеча передается по кругу, и педагоги говорят друг другу пожелания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

    Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства.             Дошколь...

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

    Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.

    Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста...

    Картотека игр по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300406","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","width":"350"}}]]...

    Консультация для педагогов. " ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА."

    Одним  из важнейших  условий  воспитания  здорового поколения является  культура  здоровья  человека,  привитая  с  раннего детства. В современных...

    Презентация Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"

    Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому и безо...