Главные вкладки

    проект "Удивительный мир насекомых"
    проект (старшая группа) на тему

    Кононова Надежда Васильевна

    1.      Информационная карта проекта.

    Название проекта: «Удивительный мир насекомых»

    Автор проекта: Кононова Н.В. - воспитатель

    Продолжительность проекта: месяц

    Тип проекта: познавательно-исследовательский.

                  Вид проекта: творческий, исследовательский.

    Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, физкультурный руководитель.

    Возраст детей: 5-6 лет

    Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Лето! Это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить увлекательные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят? »

    Цель проекта: Расширение знаний детей об особенностях внешнего вида и жизненного цикла насекомых, сформировать у детей чувства сопереживания к живой природе.

    Задачи проекта:

    Для детей:

    Общеобразовательные:

    -  Расширять и систематизировать знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;

    - Формирование познавательного интереса к насекомым.

    Воспитательные:

    - Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе

    Развивающие:

    - Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

    - Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

    - Развивать коммуникативные навыки;

    - Развивать эмоциональную отзывчивость;                                                                                     

     

    Для педагогов:

    1.Формулирование проблемы и продумывание методов и приёмов для решения данной проблемы.

    2. Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (вовлечение в проект детей и родителей).

    3. Освоение дополнительной литературы.

     

    Для родителей:

     Непосредственное участие и оказание помощи в организации проекта.

     

    Форма проведения итогового мероприятия проекта: спортивно-познавательное развлечение.

    Название итогового мероприятия проекта «Эстафета насекомых»

     

    Продукты проекта:

    Для детей: коллективная аппликация «На полянке», выставка детских работ «Милые букашечки».

    Для педагогов: подбор иллюстраций, создание электронной презентации.

    Для родителей: изготовление масок для игры – драматизации «Муха – Цокотуха», консультация «Первая помощь при укусах насекомых», оформление книжек – малышек о насекомых.

     

    Ожидаемые результаты по проекту:

    Для детей:

    Изучая насекомых и наблюдая за ними, у детей расширятся знания о насекомых, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Дети узнают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые; научатся самостоятельно анализировать полученные результаты, находить сходства и различия,  овладеют обобщающим понятием «насекомые»

    Для педагогов:

    Пополнение, накопление материала по теме «Насекомые», вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

    Для родителей:

     Освоение некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании, объективная оценка возможностей своего ребёнка и умение сотрудничать с ним, как с равноправным партнёром.

     

     

    II. Краткое содержание проекта «Удивительный мир насекомых»

    Автор проекта: Кононова. Н.В. – воспитатель

                                                                

     

    Этапы проекта

    Действия детей

    Действия педагогов

    Действия членов семьи и социальных партнеров

    Подготовительный

    Проблема: «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?»

    Прогнозирование: вызвать интерес к насекомым, желание им помочь и оберегать.

    Исследовательская деятельность детей.

     Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые появились первые?

     

    Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если б не было насекомых?»

    Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.

    Вовлечь дошкольников в решении проблемы.

    Определить задачи и предполагаемый результат проекта.

    Обратиться за консультациями к узкими специалистам детского сада.

    Собрать материал, информацию.

    Дать домашние задания родителям и детям.

    Содействовать детям в сборе информации о насекомых.
     

    Деятельностный

    Выявить, как насекомые приспосабливаются к жизни в определенной экосистеме, прийти к выводу, что в экосистеме все взаимосвязано.

    Театрализованная деятельность «Муха - Цокотуха»

    Подвижные игры

    Ручной труд из бросового материала «Полянка насекомых»

    «На лугу» - коллективная аппликация

    Изобразительная деятельность «Бабочка»;

     

     

    Проведение дидактических и подвижных игр.

    Мультимедийная презентация по теме: «Насекомые».

     Чтение стихов, пословиц и рассказов художественной литературы по данной теме.

     Проведение намеченных мероприятий.

    Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта.

    Презентация «Эти милые букашки»

    Подбор развивающих, дидактических игр по теме «Насекомые»

    Рекомендации родителям по оформлению книжек-малышек.

    Содействовать детям в воплощении замысла через наблюдения, рассматривании насекомых во время прогулок, беседы.

    Завершающий

    Презентация продуктов проекта

     

     

     

    Продукт деятельности готовят к презентации.

     Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

     Оформление выставки детских поделок «Удивительный мир насекомых»

    Спортивно-познавательное развлечение «Эстафета насекомых»

    Презентация проекта.

    Содействовать фантазии и словотворчеству детей, помогать в подборе материала для оформления книжек – малышек о насекомых.
     

     

    Осознание экологической ценности природы в ее единстве с человеком, сопереживание, сочувствие, содействие.

     

     

    III.    Планирование (системная паутинка) по проекту

    Удивительный мир насекомых

    Познавательно-исследовательская деятельность

    (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

    Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые появились первые?

    Просмотр мультфильма «Путешествие муравьишки» по сказке В. Бианки

     Просмотр м/ф «Стрекоза и муравей» по басням Крылова

    Просмотр мультимедийной презентации «Неизведанный мир насекомых»

    Просмотр презентации «Жизнь насекомых»

    Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Муха-цокотуха», «Пчелка Майя»

    Наблюдение и рассматривание насекомых через лупу.

    Наблюдение за насекомыми. Как передвигаются насекомые?

    Наблюдение за насекомыми (муравей).

    Наблюдение за жуками

    Наблюдение за пауком.

    Рассматривание изображений насекомых на иллюстрациях в книгах и альбомах.

    Решение проблемных ситуаций: «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?»            Чтение художественной литературы (восприятие художественной литературы и фольклора)

    «Счастливый жучок»- чтение рассказа Г. Скрябицкого

    «Лесные хоромы» - чтение сказки М. Михайлова

    Чтение стихов о насекомых.

     

    "Тараканище", "Муха-цокотуха" К. Чуковский

    В. Татарников «Зажжужала тут оса».

    П. Синявский «Штрашная иштория».

     Ян Бжехва  «Муравей», «Комар».

    Н. Нищева «На ромашке – две букашки».

     В. Митько «Я кузнечика ловил».

    Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».

     В. Бианки «Приключения муравьишки».

     К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».

     В. Песков «Лечебница под сосной».

     Чтение рассказа «Как появляется бабочка»  Коммуникативная деятельность

    (Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками0

    Беседы:

     «Что мы знаем о насекомых?»

     «Шестиногие малыши»

     «Где зимуют насекомые?»

    «Безопасность в природе»

    Рассказ воспитателя «Таинственные превращения»;

    «Загадки, которые мы любим» - отгадывание загадок

    Составление описательного рассказа о насекомых;

    Игровая деятельность

    (сюжетно-ролевые игры, игру с правилами и другие виды игры)

    Дидактические игры:

    «Кто что умеет делать», «На полянке», «Бабочки»,  «Узнай, во что превратится гусеница», «Насекомые-великаны», «Исправь ошибку», «Кто как передвигается?», «Кто где живёт?»

    Игры с Лунтиком («Кто не относится к насекомым», «На какую букву начинается», «От большего к меньшему», «Помоги пчёлке построить соты»)

    «Узнай насекомое», Игра-драматизация по сказке «Муха-цокотуха».

    Творческие игры с игрушками насекомыми  Изобразительная деятельность

    (рисование, лепка, аппликация)

    «На лугу» - коллективная аппликация

    Изобразительная деятельность «Поляна бабочек»;

    Раскраски по теме «Насекомые»

    «Улитки и гусеницы» - лепка

    Рисование «Обведи насекомое по трафарету и раскрась».

    Объёмная аппликация «Бабочка»

    Двигательная деятельность

    (овладение основными движениями0

    Подвижные игры:

    «Медведь и пчёлы»

     «Бабочки и кузнечики»

     «Жуки»

    «Ласточки и мошки»

    Игра малой подвижности «Кузнечики, пчёлы, жуки»

    Подвижная игра с речевым сопровождением

    «Добрый жук»

    Мини-игры на создание образа, «Какое насекомое я изображаю».

    Спортивно-познавательное развлечение «Эстафета насекомых»

    Продуктивная деятельность (конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

    «Полянка насекомых» из бросового материала.

    Конструирование из счётных палочек «Стрекоза»

    Оригами «Бабочка»

    Трудовая деятельность

     самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

    Подбор коллекции насекомых  игрушечных муляжей.

    Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.

    Помощь   взрослым в изготовлении декораций к спортивно-познавательному мероприятию, украшению зала.

    Музыкальная деятельность

    (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

    «Полёт шмеля» прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова

    Передача образов насекомых в движениях под музыку.

    Режимные моменты

    (интеграция разных видов деятельности)

    Гимнастика для глаз «Стрекоза»

    Пальчиковая гимнастика «Жук», «Сороконожки», «Пчела».

    Физкультминутка «Божьи коровки», «Пауки»

    Артикуляционная гимнастика  «Оса».

    Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

    «Как привить любовь к природе» - папка-передвижка.

    Творческое домашнее задание для детей и родителей: о любимом насекомом оформить книжку - малышку, используя рисунки, фотографии.

    «Первая помощь при укусах насекомых» - информация в уголке здоровья.

    Наблюдение за насекомыми во дворе, на даче, в деревне…

     

    Участие музыкального руководителя ДОУ: подбор аудиозаписей, подготовка оркестра детских музыкальных инструментов «В траве сидел кузнечик», слушание музыки, музыкально-дидактические игры.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1. Информационная карта проекта.

    Название проекта: «Удивительный мир насекомых»

    Автор проекта: Кононова Н.В. - воспитатель

    Продолжительность проекта: месяц

    Тип проекта: познавательно-исследовательский.

                  Вид проекта: творческий, исследовательский.

    Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, физкультурный руководитель.

    Возраст детей: 5-6 лет

    Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Лето! Это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить увлекательные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят? »

    Цель проекта: Расширение знаний детей об особенностях внешнего вида и жизненного цикла насекомых, сформировать у детей чувства сопереживания к живой природе.

    Задачи проекта:

    Для детей:

    Общеобразовательные: 

    -  Расширять и систематизировать знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;

    - Формирование познавательного интереса к насекомым.

    Воспитательные: 

    - Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе

    Развивающие: 

    - Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

    - Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

    - Развивать коммуникативные навыки;

    - Развивать эмоциональную отзывчивость;                                                                                      

    Для педагогов:

    1.Формулирование проблемы и продумывание методов и приёмов для решения данной проблемы.

    2. Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (вовлечение в проект детей и родителей).

    3. Освоение дополнительной литературы.

    Для родителей:

     Непосредственное участие и оказание помощи в организации проекта.

    Форма проведения итогового мероприятия проекта: спортивно-познавательное развлечение.

    Название итогового мероприятия проекта «Эстафета насекомых»

    Продукты проекта:

    Для детей: коллективная аппликация «На полянке», выставка детских работ «Милые букашечки».

    Для педагогов: подбор иллюстраций, создание электронной презентации.

    Для родителей: изготовление масок для игры – драматизации «Муха – Цокотуха», консультация «Первая помощь при укусах насекомых», оформление книжек – малышек о насекомых.

    Ожидаемые результаты по проекту:

    Для детей:

    Изучая насекомых и наблюдая за ними, у детей расширятся знания о насекомых, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Дети узнают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые; научатся самостоятельно анализировать полученные результаты, находить сходства и различия,  овладеют обобщающим понятием «насекомые»

    Для педагогов:

    Пополнение, накопление материала по теме «Насекомые», вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

    Для родителей:

     Освоение некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании, объективная оценка возможностей своего ребёнка и умение сотрудничать с ним, как с равноправным партнёром.

    II. Краткое содержание проекта «Удивительный мир насекомых»

    Авторы проекта: Кононова. Н.В. – воспитатель

                                                                 

    Этапы проекта

    Действия детей

    Действия педагогов

    Действия членов семьи и социальных партнеров

    Подготовительный

    Проблема: «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?»

    Прогнозирование: вызвать интерес к насекомым, желание им помочь и оберегать.

    Исследовательская деятельность детей.

     Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые появились первые?

    Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если б не было насекомых?»

    Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.

    Вовлечь дошкольников в решении проблемы.

    Определить задачи и предполагаемый результат проекта.

    Обратиться за консультациями к узкими специалистам детского сада.

    Собрать материал, информацию.

    Дать домашние задания родителям и детям.

    Содействовать детям в сборе информации о насекомых.

    Деятельностный

    Выявить, как насекомые приспосабливаются к жизни в определенной экосистеме, прийти к выводу, что в экосистеме все взаимосвязано.

    Театрализованная деятельность «Муха - Цокотуха»

    Подвижные игры

    Ручной труд из бросового материала «Полянка насекомых»

    «На лугу» - коллективная аппликация

    Изобразительная деятельность «Бабочка»;

    Проведение дидактических и подвижных игр.

    Мультимедийная презентация по теме: «Насекомые».

     Чтение стихов, пословиц и рассказов художественной литературы по данной теме.

     Проведение намеченных мероприятий.

    Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта.

    Презентация «Эти милые букашки»

    Подбор развивающих, дидактических игр по теме «Насекомые»

    Рекомендации родителям по оформлению книжек-малышек.

    Содействовать детям в воплощении замысла через наблюдения, рассматривании насекомых во время прогулок, беседы.

    Завершающий

    Презентация продуктов проекта

    Продукт деятельности готовят к презентации.

     Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

     Оформление выставки детских поделок «Удивительный мир насекомых»

    Спортивно-познавательное развлечение «Эстафета насекомых»

    Презентация проекта.

    Содействовать фантазии и словотворчеству детей, помогать в подборе материала для оформления книжек – малышек о насекомых.

    Осознание экологической ценности природы в ее единстве с человеком, сопереживание, сочувствие, содействие.

    III.    Планирование (системная паутинка) по проекту

    Удивительный мир насекомых

    Познавательно-исследовательская деятельность

    (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

    Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые появились первые?

    Просмотр мультфильма «Путешествие муравьишки» по сказке В. Бианки

     Просмотр м/ф «Стрекоза и муравей» по басням Крылова

    Просмотр мультимедийной презентации «Неизведанный мир насекомых»

    Просмотр презентации «Жизнь насекомых»

    Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Муха-цокотуха», «Пчелка Майя»

    Наблюдение и рассматривание насекомых через лупу.

    Наблюдение за насекомыми. Как передвигаются насекомые?

    Наблюдение за насекомыми (муравей).

    Наблюдение за жуками

    Наблюдение за пауком.

    Рассматривание изображений насекомых на иллюстрациях в книгах и альбомах.

    Решение проблемных ситуаций: «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?»        Чтение художественной литературы (восприятие художественной литературы и фольклора)

    «Счастливый жучок»- чтение рассказа Г. Скрябицкого

    «Лесные хоромы» - чтение сказки М. Михайлова

    Чтение стихов о насекомых.

    "Тараканище", "Муха-цокотуха" К. Чуковский

    В. Татарников «Зажжужала тут оса».

    П. Синявский «Штрашная иштория».

     Ян Бжехва  «Муравей», «Комар».

    Н. Нищева «На ромашке – две букашки».

     В. Митько «Я кузнечика ловил».

    Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».

     В. Бианки «Приключения муравьишки».

     К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».

     В. Песков «Лечебница под сосной».

     Чтение рассказа «Как появляется бабочка»        Коммуникативная деятельность

    (Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками0

    Беседы:

     «Что мы знаем о насекомых?»

     «Шестиногие малыши»

     «Где зимуют насекомые?»

    «Безопасность в природе»

    Рассказ воспитателя «Таинственные превращения»;

    «Загадки, которые мы любим» - отгадывание загадок

    Составление описательного рассказа о насекомых;

    Игровая деятельность

    (сюжетно-ролевые игры, игру с правилами и другие виды игры)

    Дидактические игры:

    «Кто что умеет делать», «На полянке», «Бабочки»,  «Узнай, во что превратится гусеница», «Насекомые-великаны», «Исправь ошибку», «Кто как передвигается?», «Кто где живёт?»

    Игры с Лунтиком («Кто не относится к насекомым», «На какую букву начинается», «От большего к меньшему», «Помоги пчёлке построить соты»)

    «Узнай насекомое», Игра-драматизация по сказке «Муха-цокотуха».

    Творческие игры с игрушками насекомыми        Изобразительная деятельность

    (рисование, лепка, аппликация)

    «На лугу» - коллективная аппликация

    Изобразительная деятельность «Поляна бабочек»;

    Раскраски по теме «Насекомые»

    «Улитки и гусеницы» - лепка

    Рисование «Обведи насекомое по трафарету и раскрась».

    Объёмная аппликация «Бабочка»

    Двигательная деятельность

    (овладение основными движениями0

    Подвижные игры:

    «Медведь и пчёлы»

     «Бабочки и кузнечики»

     «Жуки»

    «Ласточки и мошки»

    Игра малой подвижности «Кузнечики, пчёлы, жуки»

    Подвижная игра с речевым сопровождением

    «Добрый жук»

    Мини-игры на создание образа, «Какое насекомое я изображаю».

    Спортивно-познавательное развлечение «Эстафета насекомых»

    Продуктивная деятельность (конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

    «Полянка насекомых» из бросового материала.

    Конструирование из счётных палочек «Стрекоза»

    Оригами «Бабочка»

    Трудовая деятельность

     самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

    Подбор коллекции насекомых  игрушечных муляжей.

    Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.

    Помощь   взрослым в изготовлении декораций к спортивно-познавательному мероприятию, украшению зала.

    Музыкальная деятельность

    (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

    «Полёт шмеля» прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова

    Передача образов насекомых в движениях под музыку.

    Режимные моменты

    (интеграция разных видов деятельности)

    Гимнастика для глаз «Стрекоза»

    Пальчиковая гимнастика «Жук», «Сороконожки», «Пчела».

    Физкультминутка «Божьи коровки», «Пауки»

    Артикуляционная гимнастика  «Оса».

    Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

    «Как привить любовь к природе» - папка-передвижка.

    Творческое домашнее задание для детей и родителей: о любимом насекомом оформить книжку - малышку, используя рисунки, фотографии.

    «Первая помощь при укусах насекомых» - информация в уголке здоровья.

    Наблюдение за насекомыми во дворе, на даче, в деревне…

    Участие музыкального руководителя ДОУ: подбор аудиозаписей, подготовка оркестра детских музыкальных инструментов «В траве сидел кузнечик», слушание музыки, музыкально-дидактические игры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Наши соседи - насекомые"

    Дети очень любят наблюдать, рассматривать насекомых. Но знают о них, к сожалению, мало. Данный проект даёт возможность не только поддержать...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

    Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

    Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

    Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

    Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

    Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

    Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

    Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

    НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

    НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...