Главные вкладки

    Статья "Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средство развития детей дошкольного возраста"
    статья (подготовительная группа) на тему

    Материал, котрый был представлен к печати в международный сборник "Молодой ученый-2016"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx23.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное учреждение детский сад №93 «Мишутка»

    Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средство развития детей дошкольного возраста.

    Подготовила: музыкальный руководитель Чернышова И.А.

    г.о.Тольятти 2015

     Психолого – педагогическая характеристика дидактических игр как средство развития   детей дошкольного возраста.

    Игра – основная деятельность детей. Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

    Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная музыкальная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной  для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения музыкального развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость. (5 с.43).

    Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть.  Игровой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало. Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Выражение детей «Он играет не по правилам» отражает отношение их к правилу игры как к чему-то незыблемому.

    Усвоение детьми привал игры и следование им содействует воспитанию самостоятельности, возможности самоконтроля и взаимоконтроля в игре.

    Игровые действия – это те действия, которые производят дети в игре. Чем они разнообразнее и богаче, тем большее количество детей участвует в игре и тем интереснее сама игра. Игровые действия, выполняемые воспитателем, позволяют руководить игрой через «пробный ход», иногда через роль и направляется через непосредственно в ходе ее. Игровые действия очень разнообразны: в играх маленьких детей они заключаются в сравнении мелодий, звуков, в раскладывании картинок по жанрам; игровые действия старших детей сложнее: они требуют взаимной связи действий одних детей с другими, их последовательности, очередности.

    Дидактическая игра  имеет определенный результат, который является показателем успехов детей в усвоении знаний, в музыкальной деятельности, в характере взаимоотношений.

    Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В дидактической игре дидактическая задача осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия.

    Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, в отсутствии хотя бы одного из них делает игру невозможной. Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношение воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер.

    Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической игры заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения своих музыкальных способностей, для их активизации. При этом обнаруживаются недостатки и затруднения, испытываемые детьми. Педагог помогает их заметить и преодолеть.

    Во многих дидактических играх очень отчетливо выступает упражнение, но дидактическая игра не может быть отожествлена с упражнением, ибо основу её составляют игровые отношения детей, игровой замысел, игровые действия.

    В процессе  дидактической игры музыкальные способности активизируются, принимают произвольный характер. Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно  выслушать и осмыслить предложение педагога, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.

    Дидактическая игра является незаменимым средством в преодолении – различных затруднений в развитии музыкальных способностей у отдельных детей.

    Организуя индивидуальную дидактическую игру, педагог создает благоприятные условия индивидуального общения, выясняет причины отставания, многократно упражняет детей, поднимает уровень развития музыкальных способностей.

    Определяя виды музыкально-дидактических игр, необходимо отметить разные позиции к классификации. К.Тарасова делит музыкально-дидактические игры на:

    1.Сюжетно-ролевые;

    2.Настольные;

    3.Подвижные.

    Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука: высоты, тембра, динамики и ритма. Интересные, забавные, красочно оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный эффект.

    Сюжетно-ролевые – это музыкально-дидактические игры имеющие определенный сюжет и роли, например, «Солнышко и тучка», «Кого встретил колобок», «Веселый поезд».

    Настольные игры – это игры на ограниченном пространстве с использованием наглядных пособий. Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина настольные музыкально-дидактические игры классифицируют на четыре вида:

    1.Игры, развивающие у детей звуковысотный слух («Качели», «Эхо», «Труба»);

    2.Игры, развивающие ритмические чувства («Петушок», курочки и цыпленок», «Ритмическое лото»);.

    3.Игры, развивающие тембровый слух  («Угадай, на чем играю?», «Музыкальные инструменты»);

    4.Игры, развивающие динамический слух «Громко – тихо», «Кто самый внимательный»).

    Подвижные игры – это хороводные, с  элементами соревнования под музыку. В зависимости от дидактической задачи и развертывание игровых действий  музыкально-дидактические игры Л.Н.Зимина подразделяет на три вида:

    1.Спокойное музицирование.

    2.Игры, типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных занятий.

    3.Игры, построенные по типу хороводных.  

    В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

    Второй вид дидактических игр характеризует динамика  действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки,          реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки в пространстве группой комнаты, двигается одна подгруппа детей, тихие – другая, а третья останавливается. После неоднократной смены звучания выступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.

    В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист.  

    Организация игр предусматривает два руководства со стороны взрослых: прямое и косвенное. Прямое руководство происходит, как правило, когда взрослый помогает каждому ребенку проявить себя, активизирует деятельность малоактивных детей, оказывает помощь, учит способам самостоятельных действий. Взрослый при этом выступает  в роли лидера, побуждая ребенка к совместным действиям.

    Косвенное руководство включает:

    -создание благоприятной эмоциональной атмосферы, способствующей раскрытию творческого потенциала детей, поощряющей их инициативу свободно принимать ранее усвоенный музыкальный опыт в новых условиях;

    -формирование доброжелательных отношений между детьми, объединяющимися  для игр в небольшие группы по интересам и склонностям.

    Исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей, воспитатели и музыкальные руководители используют различные модели взаимодействия с ребенком, способствующие формированию и развитию навыков, музыкальной деятельности детей:

    • Взрослый – «лидер», Эта модель взаимодействия включает прямое руководство, при котором педагог личным примером побуждает ребенка к совместному музицированию, показывает исполнительские приемы, проводит с детьми игры;
    • Взрослый – «партнер». В данной модели взаимодействия взрослый и ребенок вместе определяют варианты совместного участия, прогнозируя предполагаемый результат. В данной модели взаимодействия у ребенка развивается умение включаться в сотрудничество с партнером на основе совместных действий;
    • Взрослый – «ведомый». Модель взаимодействия взрослого и ребенка предполагает создание такой ситуации, при которой ребенок руководит игрой, а педагог следует за ним.

     Особое значение в развитии музыкальных способностей приобретают музыкально-исполнительские умения музыкального руководителя. От качества исполнения музыкального репертуара музыкальным руководителем во многом зависит уровень сформированности музыкального восприятия и музыкального вкуса детей, система их ценностных ориентаций в музыке.

    Взаимодействие музыкального руководителя с педагогические коллективом дошкольного образовательного учреждения включает: ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами развития музыкальности; разъяснение  

    содержания  и методов работы в проведении музыкально-дидактических игр в каждой возрастной группе; участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды; оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей.  

    Формы взаимодействия педагогического коллектива включают:

    Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются вопросы индивидуальной работы с детьми, музыкально-дидактические игры в свободное время;

    Практические занятия педагогического коллектива по проведению игр;

    Семинары, в ходе которых осуществляется знакомство с новыми музыкально-дидактическими играми;

    Выступления на педагогических советах по проблемам развития музыкальных способностей;

    Проведение открытых музыкально-дидактических игр с последующим их анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

    Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Музыкальный руководитель должен акцентировать внимание на сохранение преемственности между семьей и ДОУ в подходах к решению задач музыкального образования детей. С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития.

    Фомы взаимодействия музыкального руководителя с семьей ребенка:

    -Индивидуальные беседы с родителями;

    -Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье;

    -Выступления на родительских собраниях, открытое проведение мероприятий;

    -Анкетирование, опросы родителей с целью выявления условий музыкального развития ребенка в семье;

    -Занятия – практикумы для родителей с целью их знакомства и обучения совместному музицированию с детьми.

       Качество реализации музыкального образования детей в ДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной культуры воспитателей.

    Для успешного выполнения задач музыкального образования детей воспитатель должен:

    - знать теорию и методику проведения музыкально-дидактических игр;

    - знать методы диагностики музыкального развития детей и уметь  оказывать помощь музыкальному руководителю в ее проведении;

    - поддерживать творческие проявления детей в различных видах музыкальной деятельности;  обладать развитой музыкальной культурой.

    Обновление содержания музыкально-дидактических игр на основе личностно-ориентированной  модели взаимодействия взрослого и ребенка во многом обусловлено личностными качествами самого педагога, его стремлением к постоянному профессиональному росту, повышению своего педагогического мастерства, пополнению профессиональных знаний и умений, к творческому поиску новаторских форм и методов взаимодействия с детьми в процессе организации их общения с музыкой.

    Таким образом, музыкально-дидактические игры являясь средством развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, имеют свои специфические особенности в структуре, видах и организации психолого-педагогических условий.

    Литература:

    1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.,1968
    2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.,1981
    3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.,АПС РСФСР 1960
    4. Голщнова О. Игры в детском саду. – М.,1965
    5. Зимина А.Н.  Основы музыкального воспитания и развития детей. – М.,2000
    6.  Игры с правилами в детском саду. – М., 1970
    7. Книман А.Г., Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.,1983
    8.  Кононова И.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.,1982
    9. Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М.,1986
    10. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей 4-7- лет. – М.,1983
    11. Новиков Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.,2000
    12. Радынова О.П.и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М,,1998
    13. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М.,1997
    14. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.,1982
    15. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.,1961
    16. Эстетическое воспитание в детском саду. Под ред.Н.А.Ветлугиной. – М.,1985
    17. Эльконин Д.Б.Психология игры – М.,1978


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкально-дидактические игры -как средство развития детей дошкольного возраста.

    Содержание данной статьи может быть использовано в работе музыкального руководителя....

    Дидактическая игра - как средство развития детей дошкольного возраста.

    Этот материал предназначен для консультации педагогов или родителей. Материал говорит о значимости дидактической игры в жизни ребенка дошкольного возраста и о всестороннем развитии детей.  ...

    Актуальность темы по самообразованию "Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста"

    Дидактическая игра является игровым методом обучения детей, средством всестороннего развития воспитания личности. Через дидактические игры закрепляются знания и умения....

    Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста.

    Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающ...

    Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход  дошкольника к ...

    Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...