Главные вкладки

    "Секреты обыкновенной бумаги" опыты и эксперименты с бумагой в подготовительной группе детского сада.
    опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме

    Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими,  мыслить самостоятельно и творчески. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок – дошкольник  активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Помочь ему в этом, направить и развить его познавательный интерес и активность – одна из задач «Программы воспитания и обучения в детском саду».

      Во время проведения занятий и прогулок, я заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности, проведению опытов, к  долгосрочным наблюдениям - экспериментам. Полученные на занятиях результаты дошкольники многократно пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приёмы и материал занятий, выставленный в уголке экспериментирования. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение опытов, что свойственно многим детям, вырабатывает у них определённый алгоритм действий, чёткость выполнения, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться).

      Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в мою практику работы с детьми.

      Теоретической базой моей работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его реализации:

    на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод её решения   (само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно);

    на втором уровне педагог ставит проблему, но метод решения ребёнок ищет самостоятельно;

    на третьем уровне постановка проблемы, отыскание метода и разработка самого решения осуществляется детьми  самостоятельно.

      Изучив методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям своей работы. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №32 "Ромашка"

    Московская обл., Луховицкий р-н, д. Павловское, ул. Молодежная 6Б

    Конспект поисково-познавательной деятельности детей в подготовительной группе на тему

    "Секреты обыкновенной бумаги"

                                           

                                              Подготовил воспитатель:

    Рагимова Валентина Владимировна

                                                     06.04.2016г.

    Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.

    Задачи:

    Образовательные: Сформировать представление о свойствах бумаги, видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.

    Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.

    Речевые: Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли.

    Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

    Демонстрационный материал:

    Посылка, бумага, картон, ножницы, вода, масло растительное, полоски бумаги, камни, деревянные дощечки, карандаши, схема- таблица.

    Раздаточные материал:

    Бумага, картон, конверт, салфетки, туалетная бумага, книга, тетрадь, блокнот, газета, коробка.

    Методические приемы:

    Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.

     

     

    Содержание
    непосредственно образовательной деятельности

     1. Организационный момент:

    Придумано кем-то просто и мудро 
    При встрече здороваться: "Доброе утро!" 
    "Доброе утро!" – солнцу и птицам. 
    "Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

    А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

     -Вы любите загадки? 

     -Тогда я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.

    Она бывает документом,
    Салфеткой, фантиком, конвертом,
    Письмом, обоями, билетом,
    Альбомом, книгой и при этом
    Она бывает оригами.

    Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).

    - Правильно, это бумага.

    Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, деревянные дощечки и лист бумаги. Что у них может быть общего?- ответы...

    Попробуйте нарисовать линии на камне, процарапать буквы на дощечке и написать их карандашом на бумаге.

    Раньше люди использовали все эти материалы чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на дереве, В наше время бумагу делают машины из разных пород деревьев древесины.

    - А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? (дети называют: салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки тетради и т.д.) Я предлагаю вам взять по одному предмету, который сделан из бумаги и встать в круг.

    Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

    - Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

    Бумажная книга              Бумажный стул
    Бумажный кораблик      Бумажное полотенце
    Бумажная обувь             Бумажное пальто
    Бумажная газета         Бумажная тетрадь

    альбом, салфетка, деньги.

     2. Поисковый этап  - практический этап -опыты

     Мотивация

    Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин с посылкой  в руках и обращается к детям и взрослым.

    Печкин: -Здравствуйте! Я, почтальон Печкин, разношу письма, посылки, бандероли. На ваш адрес пришла посылка, а может и не на ваш?! Ребята, а какой у вас адрес?

    Воспитатель: -Ребята, давайте назовем почтальону Печкину наш адрес, и тогда мы узнаем наша это посылка или нет?! (Дети называют: страну- Россия, д. Павловское, ул. Молодежная, детский сад "Ромашка", группа "Солнышко")

    Печкин: -Да, да, здесь так и написано, значит посылка адресована именно вам. Адрес верный!

    - Распишитесь, пожалуйста, в получении и поставьте дату.

    Воспитатель: -Ребята, будьте добры, подскажите мне:

    -Какое сегодня число? (6)

    -А какое было вчера? (5)

    -А какое число будет завтра? (7)

    - А какой сейчас месяц? (апрель)

    - А какой месяц был перед апрелем? (март)

    - А какой месяц будет после апреля? (май)

    - Какой сегодня день недели? (среда)

    Печкин: - Вот, какие молодцы! (почтальон отдает посылку воспитателю)

    Воспитатель: - А вам хотелось бы узнать, что в посылке? Давайте откроем? Печкин: - Ох, извините, пожалуйста, но мне  надо дальше, почту разносить.

    Дети: До свидания!

    В посылке  лежит бумага для эксперимента и карточки с заданиями.

    Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите сколько здесь карточек, все с номерами. Письмо? "Дорогие друзья! Скоро в лесу состоится праздник. Для получения пригласительных билетов вы должны выполнить мои эксперименты-задания с бумагой, которая находится в посылке. Лесник-лесовик" Это посылка  поможет нам многое узнать о бумаге и сделать выводы которые мы занесем в таблицу. На карточках написаны цифры, найдите с цифрой №1,  схема волнистые линии- бумага мнется.

    Опыт №1 "Бумага мнется"

    -А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной  плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете , почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

    -Значит делаем вывод- таблица: бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. Куда ставим значок? ( +,- полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради) Это первое свойство бумаги.(+,-)

    Карточка №2, схема рванная бумага.

     Опыт №2 "Бумага рвется"

    Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую? 

    Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага,  (дети договаривают) тем легче она рвётся,   заносим наши данные в таблицу.

    Второе свойство бумаги - бумага рвется(-) .

    Карточка №3,  схема ножницы.

    Опыт 3 "Бумага режется"

    -Как думаете, что означает следующая схема? - ответы детей. - Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Куда поставим значок?

    Вывод:  картон толще чем бумага.  Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее. (+,-)

    Пальчиковая гимнастика

    Мы бумагу рвали, рвали.

    Мы бумагу мяли, мяли,

    Так, что пальчики устали.

    Мы немножко отдохнем,

    И опять ее порвем.

    Карточка №4, схема капля воды.

    Опыт 4 "Бумага намокает"

    -Этот  значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода.

    -Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?(Ответы детей)

    Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный.

    Куда поставим значок? Полезно это для бумаги? (-)

    Карточка №5,  схема растительное масло.

    Опыт №5, "Бумага впитывает масло"

    -Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?

    -Дети: бумага впитывает масло.

    -Куда поставим значок и какой сделаем вывод?

    Вывод: масло пропитывает бумагу.(+)

    Карточка №6, схема физминутка под музыку

    Лесорубы дерево срубили,

    На станке на части разделили,

    Чурбачки на  щепки порубили,

    И в растворе долго их варили.

    А потом всю жидкость отжимают,

    Валиком  утюжат, сушат, гладят.

    Так выходит чистый лист бумаги,

    Для журнала, книги, и тетради.

    Карточка №7, схема нота.

    Опыт №7 "Бумага издает звук" 

    -Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения- стирка белья, а теперь картон . Бумага шуршит, скрипит, звук разный.

    Вывод при смятии, трении- бумага издает звук.(+)

    Карточка №8, схема ветер.

    Опыт №8 "Бумага летает" 

    Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой.

    Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Правила выполнения упражнений гимнастики: как надо дышать? (см. приложение №1)

    Дыхательная гимнастика.

    Сейчас мы подуем на бумажные комочки. Понаблюдаем за их движением

    На комочек дуй легонько,
    Будет двигаться тихонько.
    На комочек дуй сильнее,
    Побежит он веселее.

    Вывод полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.(-)

    Карточка №9, схема спички перечеркнуто.

    Опыт №9 "Бумага горит "

    -Как вы думаете , что означают эти знаки? Опасно, нельзя делать самим.

    -Что произойдёт, если бумагу поднести к огню? - ответы.- Правильно, бумага загорится.

    -А это- очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому какой вывод мы можем сделать? - Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.

    Карточка №10, схема с сюрпризом- творческий этап.

    Вот осталась последнее задание, мы с вами сделаем бумагу сами.  Предлагаю превратить листы бумаги в поделку.

    1. Рвем на мелкие кусочки.

    2. Заливаем водой, добавляем клей.

    3. Выкладываем на ровную поверхность.

    Рефлексия.

    Отношение детей к деятельности.

     -Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? Выводы исследований- опираясь на схемы. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

    1.Бумага мнется.

    2. Бумага рвется.

    3. Бумага можно резать.

    4. Бумага намокает.

    5. Бумага впитывает масло.

    6. При смятии бумага издает звук.

    7. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

    8. Летает.

    9. Бумага горит.

    10. Из бумаги можно делать поделки.

    Приложение №1

    Гимнастика Е.Н. Стрельниковой основана на особом выполнении вдоха. Его надо делать очень резко, энергично, шумно -так, чтобы ноздри слиплись. Это и будет правильный вдох. Выполнять его надо при сомкнутых губах. Плотно сжимать их не нужно, они смыкаются естественно, легко и свободно. А вот выдох делается пассивно, на первых порах через рот, а когда техника дыхания будет уже хорошо освоена, через нос.

    И еще несколько уточнений.

    • Не надо помогать вдоху ни мышцами лица, ни мышцами брюшного пресса.
    • Следите за тем, чтобы плечи во время выполнения упражнений были неподвижны, а грудь не выпячивалась.
    • Все внимание надо сосредоточить на выполнении вдоха — выдох выполняется сам собой. Его обязательно надо делать после каждого вдоха, пассивно и абсолютно бесшумно.
    • Упражнения делаются без напряжения, легко и свободно.
    • Все вдохи делаются одновременно с движениями (буквально: есть движение — есть вдох).

    Для разминки сделаем самое первое упражнение гимнастики — «Ладошки».

    И.п.: встанем прямо, согнем руки в локтях, раскрыв ладони. При вдохе сжимаем пальцы в кулаки. Затем следует пассивный выдох — пальцы расправляются.

    Во время тренировки думайте только о вдохе через нос – вдох должен быть

    резким, коротким, шумным, а выдох через рот, наоборот, не слышным

    и пассивным. Все движения выполняются одновременно с вдохом, и никак по-другому. А вот положение тела в исходной позе почти не имеет значения –упражнения можно выполнять не только стоя, но и сидя, и даже лежа в

    постели.



    Предварительный просмотр:

    Самоанализ.

    Непосредственно-образовательная деятельность проводилась в групповой комнате в первой половине дня, с детьми подготовительной группы. При организации деятельности, были соблюдены санитарно – гигиенические требования: группа проветрена, мебель соответствует возрасту и росту детей, демонстрационный и раздаточный материалы подобраны в соответствии с требованиям безопасности, в достаточном количестве. Проводилось экспериментирование с бумагой, спланировано в соответствии с перспективным планом, связано с предыдущими занятиями и опирается на них , является итоговым, завершающим занятием. Занятие  состояло из этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

    При написании конспекта я, прежде всего, учитывала особенности развития детей старшего дошкольного возраста, индивидуальные способности каждого ребенка, поэтому в начале занятия попыталась установить благоприятный  психологический настрой у всех участников.  С целью активизации познавательного интереса подобрала персонажа, любимого детьми. В  начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей заинтересованность, таким образом дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует  возрастным и индивидуальным особенностям детей.  Дальнейшее развитие образовательного процесса строила, как увлекательную проблемно-игровую деятельность, такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, сохраняла интерес на протяжении всего занятия. На данном этапе занятия активизировалась речевая деятельность детей. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого развития. Чаще давала возможность высказываться детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

    Смена вида деятельности на следующем этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на решение проблемной ситуации. В ходе расшифровывания карточек и действий по словесной инструкции, мною было выявлено, что дети справляются с заданиями. В процессе закрепления опытов о бумаге, мною была предложена схема "Свойства Бумаги". Максимально учитывала интересы и способности детей, меняла задания. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

    В занятие была включена динамическая пауза, которая способствовала сохранению и укреплению здоровья детей. В ходе неё ребята имели возможность свободно перемещаться в пространстве. Дети данной группы эмоциональны, подвижны, поэтому потребовалось дополнительное время для организации их в дальнейшую работу. Реализуя задачу по развитию логического мышления, детям были предложены загадки. Наряду с познавательным развитием решалась задача в интеграции по социально-коммуникативному развитию, ребята пытались выслушивать друг друга, не перебивать, доброжелательно относились друг к другу.

    Можно отметить, что дети на занятии были заинтересованные, четко слышали вопросы и задания, проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.

    В ходе реализации долгосрочного проекта по экспериментальной деятельности в подготовительной группе, дети уже знакомы с практической работой в лаборатории и всегда с оживлением реагируют на подобные занятия. Ребятам было предложено исследовать и изучить бумагу и картон: мять, рвать, резать и т.д... По итогам исследований заносили данные в таблицу о проделанной работе, что позволило детям научиться взаимодействовать в группе, излагать свои мысли, осознавать значимость своей работы. Используя наблюдение, практические методы ребята закрепили и систематизировали знания о свойствах бумаги.

    Считаю, что совместная образовательная деятельность достигла запланированной цели. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Об этом можно судить по ответам и действиям детей, по интересу и желанию. Поставленные задачи удалось реализовать полностью, благодаря созданной творческой атмосфере. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия  была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

      Таким образом, результаты  проведённой мною работы с детьми показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

    - уровень развития познавательной активности, исследовательские умения и навыки детей (видят и определяют проблему, принимают и ставят цель, решают проблему, анализируют объект, выдвигают гипотезы, делают выводы);

    - речевое развитие (обогатился словарный запас различными терминами, умеют грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, следят за логикой своего высказывания);

    - личностные характеристики ( проявляют инициативу и самостоятельность, умеют сотрудничать, отстаивают свою точку зрения, согласовывают её с другими).

     На основании проведённой работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности. Использование метода- детское экспериментирование является эффективным и необходимым для развития у дошкольников  познавательной активности, увеличения объёма знаний, умений и навыков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы с родителями в подготовительной группе детского сада

    План работы с родителями предназначен для использования просветительской работы с родителями детей подготовительной группы...

    Методическая разработка "Дидактические игры с крупой в подготовительной группе детского сада".

    Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму ,ознакомление с элементарными геометрическими формами,...

    Игры и упражнения с мячом для подготовительной группы детского сада

    Подбор упражнений с мячом, игр соревновательного характера, работа в парах. Упражнения редко встречаются  в конспектах по физической культуре, разработанных для детей детского сада. Этот материал...

    Картотеки и памятки для родителей в подготовительной группе детского сада

    Памятка для родителей как избежать заболеваний лор органов зимойРебенок в мире художественной литературыЗдоровьесберегающие технологии в разное время годаКак сохранить осанку у детей здоровойКак прави...

    Праздник-соревнование детей и родителей «Весенний сюрприз» в подготовительной группе детского сада.

    Совместный праздник с родителями, проводится в соревновательном виде....

    План работы с родителями в подготовительной группе детского сада

    Взаимосвязная работа воспитателя с родиелями поможет добиться хорошего результата....

    Конспект игрового занятия по экологии с презентацией в подготовительной группе детского сада

    Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель: формирование экологических знаний, н...