Главные вкладки

    Обобщение педагогического опыта. Тема: «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста». Из опыта работы воспитателя МКДОУ д/с «Малышок», О.С. Осиповой
    учебно-методический материал ( группа) на тему

     

    Детский сад-это вторая семья, где он окружён вниманием, любовью и заботой. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещения. Дети должны стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchenie_opyta_po_nravstvennomu_vospitaniyu.docx30.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  

    детский сад «Малышок»

       

    Обобщение педагогического опыта.

    Тема: «Нравственное воспитание детей

    младшего дошкольного возраста».

    Из опыта работы воспитателя

    МКДОУ д/с «Малышок», О.С. Осиповой

       

                                                                                               

    р.п.Чик , Новосибирская область,2013

    Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. В воспитании ребёнка большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним. Желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.

    Детский сад-это вторая семья, где он окружён вниманием, любовью и заботой. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещения. Дети должны стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им.

    Тема моей работы «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

    Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первый элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.

    У детей третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого, стремление к интимной близости с воспитателем. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими.

    Вот почему одной из основных задач, для меня, являлось  формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следовало научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту.

    Первый год воспитания и обучения в детском саду дал хорошие результаты .К концу года, приобретая самостоятельность, большинство детей  уже не только могли  обслужить себя (умываться, раздеваться, аккуратно складывать одежду, одеваться, есть), но и научились поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место игрушки, книги), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т. е. управлять своим поведением.

    К трем годам наблюдаются качественные сдвиги в росте самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь.

    Я старалась объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.

    На мой взгляд, самым важным временем является утро, здесь важен позитивный настрой. Даже у взрослых утро не всегда бывает добрым, а у детей тем более, т.к. они не могут в достаточной мере контролировать свои эмоции. Ребенок может плакать не потому, что ему так хочется, а потому, что он не выспался или просто хочет к маме. Очень важно успокоить ребенка и научить это делать других, нужно вовлечь ребенка в игру так, чтобы другие дети тоже участвовали в этом процессе, тем самым проявляя сочувствие и заботу. Также необходимо учить детей здороваться, при этом разделяя приветствия, ребенок должен понимать ,что он не может воспитателю сказать привет, и называть его на ты.

    В своей работе я использую различные формы и приемы, в ходе воспитания и обучения затрагиваются  следующие образовательные области:

    • Познание
    • Коммуникация
    • Чтение художественной литературы
    • Художественное творчество
    • Музыка
    •  Труд
    •  Социализация
    • Физическая культура

    Формы работы

    В период от трех до четырех лет дети активно овладевают речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.

    Тематические беседы:

    • «Где добрые люди, там беды не будет»;
    • «Доброе дело делай смело»;
    • «У нас новенькая! Испугалась Сонечка и стоит тихонечко»
    • «Жил-был Я»
    • «Моя малая родина»

    Беседы по картинкам:

    • «Уроки вежливости»
    • «Уроки доброты»
    • «Воспитание сказкой»

    Включая детей  в индивидуальную и совместную деятельность, очень важно  побуждать  их к хорошим поступкам, формировать  гуманные чувства, вызывать  желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне). Так, у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ умоется, поиграет с игрушкой, учит аккуратно умываться, старательно вытирать ноги, убирать на место игрушки.

    Регулярно применяю СРИ. На мой взгляд любая тема СРИ несет в себе нравственное воспитание.

    Проводились различные упражнения, н-р:

    «Кто такой?»(Ребенку дается понятие, н-р: человек ,который все приводит в порядок, не разбрасывает, следит за чистотой-АККУРАТНЫЙ или, человек, который делает добрые дела для себя и для других-ДОБРЫЙ и т.д.)

    • «Добрые слова»
    • «Как помочь девочке замарашке»
    • «Я умею» и т.д.

    Игры-ситуации

    • «Помоги подружкам»
    • «Две конфеты»
    • «Кошка на дереве»

    Дидактические игры с куклой

    • «Кукла Катя заболела»
    • «Куклы поссорились»
    • «Куклы в гостях у зверят» и т.д.

    Вся работа поводилась в игровой форме, так как ,именно  игра  имеет самую важную роль в жизни дошкольников.

    В своей работе активно применяю художественное слово.

    Русский фольклор.

    Чтение и разучивание потешек, закличек, умывалочек, будилочек,        

    • «Тили-бом, тили-бом…»
    • «Еду, еду к бабе, к деду…»
    • «Водичка, водичка умой мое личико…»

    пословиц и поговорок;

    • Нет друга – ищи, а нашел – береги.
    • Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
    • Нет друзей –наживай, а старых не забывай.
    • Друг познаётся в беде и т.д;

    Одним из важных моментов является чтение русских народных сказок, т.к.сказки учат добру, отзывчивости, справедливости, честности и т.д.

    • «Репка»
    • «Теремок»
    • «Колобок»
    • «Гуси лебеди»

    Чтение произведений поэтов и писателей России :

    • С.Маршак
    • К.Чуковский
    • А.Пушкин
    • К.Ушинский
    • Б.Житков и т.д.

    зарубежных писателей:

    • Д.Биссет
    • С.Капутикян
    • Ч.Янчарский и т.д.

    Одним из важных моментов является чтение русских народных сказок, т.к.сказки учат добру, отзывчивости, справедливости, честности и т.д.

    Чтение сказок народов мира, н-р: «Рукавичка», «Два жадных медвежонка»

    • «Репка»
    • «Теремок»
    • «Колобок»
    • «Гуси лебеди»

    Большая работа проводится по экологическому воспитанию. Самым ярким и интересным в этой образовательной области я считаю проект «Покормите птиц зимой»

    Проводится работа с родителями по данному направлению

    • Консультации
    • Беседы
    • Памятки
    • Родительские собрания
    • Привлечение родителей к работе детского сада
    • Субботники, работа на участке группы
    • Участие в конкурсах, выставках и проектах

    При взаимодействии детского сада и семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также доступной для детей совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими начинает изменяться .

    Во второй младшей группе дети научились

    • приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой,
    • оказывать окружающим небольшие услуги,
    • играть вместе со сверстниками,
    • уступать игрушки, книги,
    • соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх:
    • терпеливо ожидать свою очередь .

     ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями ,уборка игровых зон.(Дежурства,  д/и  «Поручения»)

    В Программе воспитания в детском саду отмечается, что поведение детей младшего дошкольного возраста характеризуется отсутствием выдержки, неумением своевременно и правильно выполнять правила поведения. Так, у детей третьего и четвертого года жизни легко можно вызвать желание подчиняться определенным требованиям воспитателя, однако оно часто вступает в противоречие с возможностями выполнить желаемое: у детей недостает нужных навыков поведения, трудовых умений, физических сил и способностей к преодолению трудностей, к волевому усилию. Вместе с тем маленькие дети очень внимательны к словам взрослого, особенно тогда, когда они сказаны в убедительном тоне, не допускающем каких бы то ни было сомнений. Поэтому у ребят уже в возрасте от двух до трех лет можно начинать воспитание умения подчинять свое поведение простейшим этическим нормам. Овладение правилами поведения в повседневной жизни, в игре помогает детям сдерживать импульсивные проявления, побуждает поступать соответственно усвоенным правилам, обеспечивает развитие начал целеустремленности.

    Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют мотивы. Мотивация деятельности ребенка, его поступка, отношений способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.

    Вывод.

    Воспитанники первой младшей группы должны усвоить, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.), что к труду взрослых надо относиться бережно.

    У детей второй младшей группы не только закрепляются эти представления, но и формируются новые. Так, ребята усваивают, что нужно беречь мебель, одежду, обувь потому, что в них вложен труд взрослых. Дети усваивают, что все люди работают: строят дома, делают машины, выращивают хлеб, овощи и т. д., помогают друг другу. Дети понимают, что заботиться о малышах, помогать взрослым и сверстникам — это хорошо.

    Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы)

    ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(из опыта работы)...

    План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"

    ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

    «Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Мельниковой Натальи Юрьевны

    Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к людям разных национальностей. В словаре В.И. Даля значение слов...

    «Особенности применения проектного метода в системе духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

    ull;Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые...

    Доклад на педсовет. Тема:" Развитие движений детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)"

    Развитие движений детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)...

    "Роль сказки в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста" /Выступление из опыта работы для слушателей ГБУ ДПО "МРИО"/

    Актуальность нравственного воспитания в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности стали внутренними стимулами развития формирующейся личности....