Главные вкладки

    Дидактический материал как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста.
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Исаева Казбина Арсеналиевна

    Согласно определению А.И. Сорокиной, «дидактический материал – систематизированные наборы предметов или картинок, материалов, дающие детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение и т.д».

      По своим конструктивным особенностям дидактические материалы разделяются на две группы. К первой относятся разнообразные наборы сюжетных игрушек или картинок, строительных или природных материалов и т.д. Эти предметы в отдельности обладают многообразными свойствами, но в каждом наборе они подбираются по каким- либо определенным признакам. Оперируя материалами данной группы, ребенок может получить удовлетворение от любого результата, поэтому особое значение здесь приобретает педагогическое руководство, направляющее детскую деятельность в нужное русло (взрослый предлагает построить поезд именно из синих кубиков, оставляя предметы другого цвета в коробке).

       Дидактические материалы второй группы строятся на принципе автодидактизма, в них «заранее заложен результат, который ребенок должен получить при овладении определенным способом действий». К этой группе относятся различные пирамидки, матрешки, стаканчики- вкладыши и другие игрушки, конструкция которых в определенной степени направляет действия ребенка, обеспечивает возможность самоконтроля. Поскольку материалы данной группы в некотором смысле берут на себя отдельные функции педагога, они носят название автодидактических (самообучающих).

      Автодидактические игрушки широко используется в обучении детей первых лет жизни. При этом упражнения малышей с данными предметами нередко обозначаются авторами как дидактические игры (Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина, Л.Н.Павлова, Г.В. Пантюхина и др.).

      Однако в дошкольной дидактике ( В.Н.Аванесова, З.М.Богуславская и др.) дидактическая игра не сводится к организации действий детей с дидактическими игрушками. Как отмечает, к примеру, А.И.Сорокина, «дидактическая игра имеет четкую структуру: дидактическую задачу, выраженную в программном содержании, игровую задачу ( цель игры для детей), правила игры, игровые действия, более или менее выраженный результат игры- ее итог».

       Действия же малышей второго- третьего года жизни с дидактическими игрушками следует рассматривать в качестве разновидности предметных. Их целью выступает само действие, а мотивом – особые качества объектов действия. Как замечает Л.Н.Павлова, при выполнении подобных действий детей привлекают « видоизменения, происходящие с предметами», вызывающие «цепь ориентировочных реакций, которые возбуждают активность и закрепляют устойчивый интерес к свойствам окружающих предметов». В дошкольном возрасте, в отличие от раннего, действия с дидактическими игрушками, по мнению  В.Н. Аванесовой, «приобретают для ребенка определенное игровое содержание. Собери матрешек, например, дети… не просто соединяют половинки, а стараются, чтобы получилась любимая игрушка…. Еще активнее игра развертывается после того, как игрушки оказываются собранными».

      Для предметного действия характерно использование  предмета в соответствии с социально установленным способом его употребления. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, ребенок сам, самостоятельно не может открыть общественной сущности, функции и способа применения предмета. Это и объясняет подмеченный Е.И.Радиной факт, что без специального обучающего воздействия взрослого ребенок раннего возраста сам не улавливает дидактической задачи и правильного способа действия с игрушкой». «Дети охотно играли игрушками, но, как правило, сбивались на действия, не имеющие никакого отношения к дидактическому содержанию той или иной игрушки(катали кольца башенки, использовали матрешку как обычную куколку, бросали шарики и т.п.)».

     В большинстве работ, посвященных методике использования дидактического материала, отмечается необходимость целенаправленной демонстрации детям способов его употребления. При применении автодидактических игрушек педагог в ряде случаев «не дает показ конечного  действия и его результата, а поэтапно подводит ребенка к самостоятельному целенаправленному решению практической задачи», открытию заложенного в конструкции предмета способа действия с ним.

      Благодаря автодидактическому характеру игрушки малыши достаточно быстро усваивают, что нужно делать с ней. Так, согласно данным  Е.И.Радиной, детям второго года жизни было достаточно 1-2 показов, чтобы понять, «что все кольца надо надеть на стержень, а башенку закрыть». И только самые младшие ребята ( в возрасте 1 года 1-3 мес.) продолжали действовать с игрушкой неспецифично (раскатывать кольца, постукивать ими, громоздить их одно на другое).

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста

    Каждый вид дидактических материалов располагает разными образовательными и воспитательными возможностями и используется преимущественно для детей определенного возраста. Обучающая задача, поставленная...

    Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста.

    Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт....

    Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

    Консультация для родителейТема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»....

    Консультация для родителей на тему Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста

    "Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста"...

    Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста

      Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на орг...

    Консультация для родителей " Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста"

    Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста"            ...

    Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

    Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...