Главные вкладки

    Игровой проект сюжетно ролевой игры "Семья".
    проект (средняя группа) на тему

    Грайворонская Светлана Владимировна

    Дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является ролевая игра.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл semya.docx25.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игровой проект сюжетно ролевой игры «Семья».

    Авторы проекта

    Дети, родители и педагоги МБДОУ ЦРР – д/с «Золушка»

    Название проекта

    Сюжетно ролевой игры «Семья».

    Вид проекта

    Игровой

    Длительность

    Краткосрочный

    Возрастная группа

    Средняя группа 4 - 5 лет

    Цель проекта

    Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов.

    Задачи проекта

    1. Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

    2. Учить детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты

    3. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

    4. Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах

    Гипотеза проекта.

    Если дети будут играть в сюжетно-ролевые игры, то разовьется личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность.

    Актуальность

    Дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни.   Оптимальной формой  этих отношений является ролевая игра. Отсюда важность и  актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребенка.

    Дошкольное детство самый важный период становление личности. В эти годы ребенок приобретает     первоначальное значение об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей – дошкольников – игра, в ней закладываются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

    В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть спутником  детства, составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевой проявления.

       Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят в реальной жизни вокруг себя и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

    Планируя работу над проектом сюжетно-ролевой игры, мы предусматривали обогащение содержания игры и расширение игрового опыта детей. Была поставлена задача развития творческих особенностей детей и формирование положительных взаимоотношений.

    Планируемые результаты

    1. Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий;

    2. Формирование  навыков самостоятельной организации игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры;

    3. Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё.

    Этапы реализации проекта

    Подготовительный

    В рамках подготовительного этапа нами была осуществлена диагностика уровня развития творческих способностей детей, наличие игрового опыта, коммуникативных навыков и способностей к самостоятельной игровой деятельности.
    Диагностика проводилась с помощью следующих тестов:

    Тест «Взятие ребенком на себя роли»
    Выявил следующие результаты:
    •Стремление большинства детей к основной роли;
    •Конфликтные ситуации при распределении ролей;
    •Ограниченный набор игровых действий;
    •Затруднение с определением «известного правила поведения, отражающего реальное действие и реальные взаимоотношения»;
    •Быстрое угасание интереса к принятой роли.


    Тест «Устойчивость в подчинении игровому правилу»
    Выявил следующие результаты:
    Игровое правило не сформулировано, легко трансформируется по желанию детей.


    Тест «Особенности сюжетно-ролевой игры»
    Выявил следующие результаты:
    •Замысел игры в большинстве случаев предлагается воспитателем, редко – инициируется детьми;
    •Обсуждение (сговор на игру) происходит скомкано, без словесного формулирования цели игры, ограничиваясь распределением ролей;
    •Основное содержание игры – действия с предметами, однообразные манипуляции с игровым оборудованием, несколько игровых действий, имитирующих  бытовые взаимоотношения;
    •Небольшое количество сюжетов игр: «Поликлиника», «Шофёры», «Семья», «Магазин»;
    •Сюжет представлен несколькими игровыми действиями, без самостоятельного творческого развития;
    •Ролевые диалоги между детьми ограничиваются несколькими фразами, превалируют предметные действия;
    •Активное использование в игре игрушек, предметов-заместителей,  словесного обозначения предметов-заместителей;
    •Результат игры, как правило, не оформлен;
    •Привлечение воспитателя в игру, в случае затруднения при дальнейшем развитии сюжета игры.

    Основной

    Непосредственная реализация проекта в группе:

    1. Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдения, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с людьми,  их деятельностью (кто, чем, почему занимается.

    2. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):

    • Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
    • Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
    • Совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

    3. Коллективная и самостоятельная игровая деятельность детей, организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.

    Заключительный

    Оформление паспорта проекта, подведение итогов.

    Результаты реализации

    •Существенное расширение игровых приемов, способов использования игрового оборудования и предметов-заместителей;
    •Качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;
    •Самостоятельное инициирование игры, совмещение нескольких сюжетов, творческое  развитие игровой ситуации;
    •Успешное включение детей в игру и обыгрываемый выход из игры; стремление к реализации игрового замысла;
    •Активная позиция детей по «реалистичности» исполнения роли всеми участниками игры; трансляция «должного» для этой роли поведения игрока;
    •Значительно возросший интерес воспитанников к сюжетно-ролевой игре, дополнение игры театрализованными зарисовками детей;
    •Очевидный воспитательный эффект: повышение культуры поведения, взаимоотношений; развитие наблюдательности; внимания к окружающей действительности; уважение к результатам чужого и собственного труда
    .


    Предлагаемые роли

    Подготовка к игре

    Художественно – продуктивная деятельность.

    Образовательная деятельность

    Взаимодействие с родителями

    Мама, папа, бабушка, дедушка, дети, сестра.

    Беседа «Наша дружная семья»; «О маме»; беседы по фотографиям.

    Игровая ситуация «Мы едем в зоопарк»; «Скоро премьера»; «Вежливые соседи»; «Письмо маме».

    Этюд «Заботливые родители»

    Экскурсия в медицинский кабинет.

    Дидактические игры «Скажи ласково»; «Семья».

    Чтение художественной литературы К. Чуковский «Айболит»; пословицы, поговорки.

    Конспект образовательной деятельности «Моя семья»

    Изобразительная деятельность «Поздравительная открытка»

    Альбом детско – родительских рисунков «Я и моя семья».

    Оформление фото выставки «Наша дружная семья»

    Мама, папа, продавцы, парикмахеры.

    Беседа «Моя семья»; беседы по плакатам профессий; «Моя мамочка такая, как…»

    Рассматривание альбомов о семье.

    Игровые ситуации  «Помощники»; «Дочки – матери»; «Умеем хозяйничать».

    Этюды «Утреннее фото»

    Дидактические игры «Кому что нужно для работы»; «Профессия».

    Чтение художественной литературы З. Александрова «Мой мишка», русская народная сказка «Курочка и петушок». Загадки

    Лепка «Угощение для кукол»

    Конспект образовательной деятельности

    Тема «Все профессии нужны, все профессии важны»

    Изготовление альбомов «прически» для девочек и мальчиков. 

    Изготовление «еды» из бумаги, солёного теста (крендели, печенье, сушки, булочки) .

    Рассказы родителей о профессиях.

    Советы родителям.


    Список литературы

    1. Краснокуекова  Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. / Изд. 5-е. Ростов на Дону: Феникс, 2010
    2. Краснощекова  Н. В. Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста .// Изд. Феникс. 2012. с. 256
    3. Смирнова  Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002, №4. с.70 – 74
    4. Солнцева О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010
    5. Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Игра и произвольность современных дошкольников//Вопросы психологии. 2004, №1. с.91-103





    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровой проект: «Сюжетно-ролевая игра «Семья»» Подготовили и провели, организовали совместно с родителями группы Воспитатели группы № 5 Мазова В.П. Дудорова Т.Е.

    Долгосрочный игровой проект «Сюжетно-ролевая игра «СЕМЬЯ».         Подготовили и провели, организовали совместно с родителями группыВоспитатели групп...

    Игровой проект сюжетно-ролевой игры «Детское кафе»

    Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра показывает, показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни»...

    Игровой проект сюжетно-ролевой игры «Детское кафе» (средний дошкольный возраст)

    Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни».В. Штерн....

    Игровой проект сюжетно-ролевой игры. Подготовили: Григорьева А.В., Кохова Е.А. Тип проекта: познавательный, групповой, игровой Сроки реализации: двухдневный.

    Актуальность проектаИгра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования,...

    Приложение к игровому проекту сюжетно - ролевой игры "Семья".

    Приложение к игровому проекту сюжетно - ролевой игры "Семья"....

    Игровой проект сюжетно-ролевой игры "Детское кафе"

    Игровой проект сюжетно-ролевой игры «Детское кафе»Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угад...

    Игровой проект сюжетно - ролевая игра Семья

    Дошкольное детство самый важный период становление личности. В эти годы ребенок приобретает     первоначальное значение об окружающей жизни, у него начинает формироваться опр...