Главные вкладки

    "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"
    опыты и эксперименты на тему

    Мугдасимова Эльвина Рафимовна

    Опыт работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty_-_2015-2016g.docx22.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад «Алёнка» г. Советский»

    «Развитие

    мелкой моторики рук

    у детей дошкольного возраста

    через нетрадиционные техники рисования»

    (опыт работы)

     Мугдасимова

     Эльвина Рафимовна, воспитатель

    март, 2016 г.

    На всех этапах жизни ребёнка движение рук играют важнейшую роль. Все мы в детстве были художниками. Правда увлечение это проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди. Дети одного возраста на всех континентах в своих рисунках обязательно проходят одни те же стадии: «каракули», «головоноги», «прозрачность», «добавочные носы детской логики».  Их фантазия удивительна схожа. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. Чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движение рук.

     Умелыми пальцы становятся не сразу.  Рисование помогает в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки. Проблемой развития мелкой моторики рук через нетрадиционные приемы рисования занимались Рузанова Ю.В., Никитина А.В..

    Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования Комарова Т.С. рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними. Эту же позицию разделяет Голованова И.Л. результаты исследования, которой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей.

    Это и определило тему моей углубленной работы: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

            Цель развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования  

    Задачи:

    • познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования;
    • формировать умение использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения;
    • развивать двигательную координацию кистей и пальцев рук;
    • развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку на листе бумаги;
    • развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции;
    • воспитывать интерес к рисованию

    Формы работы:

    • Беседа
    • Наблюдение
    • Экспериментирование
    • Восприятие художественной литературы
    • Показ
    • Рисование с использованием нетрадиционных материалов в ходе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной художественной деятельности
    • Оформление выставок
    • Рассматривание наглядно- иллюстративного материала
    • Игры (дидактические, настольно- печатные, на мелкую моторику, массаж и самомассаж пальцев рук)
    • Экскурсии (музей, школа искусств)
    • Участие в городских и районных конкурсах.

           Средства

    • Совместная деятельность взрослого и детей
    • Самостоятельная деятельность детей
    • Развивающая предметно-пространственная среда

    Предполагаемый результат: к выпуску в школу у дошкольников сформируются определенные способности:

    • повысится уровень развития мелкой моторики, будут способны выполнять задания, требующие координацию кистей и пальцев рук;
    • освоят техники работы с нетрадиционными материалами;
    • будут использовать техники в самостоятельной изобразительной деятельности.

    Новизна разработана система использования нетрадиционных техник в рисовании в ходе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной деятельности дошкольников с 3 до 7 лет

    Адресат: дошкольники в возрасте от 3 до 7 лет.

    Работу с детьми начала в 2011 году. Проанализировав рисунки детей, отмечала, что в их работах прослеживается одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, одним словом, рисунки были однообразны и бедны в цветовом решении. Пришла к выводу применять на занятиях по рисованию и в самостоятельной детской деятельности приёмы нетрадиционных техник рисования, с целью развития мелкой моторики руки и творческих способностей детей.

    Изучила научную и методическую литературу по развитию мелкой моторики рук и нетрадиционных техник рисования.

       Подобрала и провела диагностику по развитию мелкой моторики у детей младшей группы по методике Т.А. Цквитарии «Педагогическое обследование по развитию мелкой моторики у детей 3 – 7 лет через нетрадиционные техники рисования».

       С учетом полученных результатов разработала перспективный план по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования», который включает в себя:

    • ознакомление с новыми приемами изображения;
    • беседы для уточнения;
    • наблюдение за окружающей действительностью;
    • игры (игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком, пальчиковые игры и упражнения, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.);
    • рассматривание репродукций картин, образцов рисования и других наглядных пособий, и предметов;
    • восприятие художественной литературы;
    • продуктивная деятельность - рисование с использованием нетрадиционных техник.

    Разработала перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования», который включает в себя:

    • Консультации
    • Рекомендации
    • Памятки
    • Практические занятия
    • Мастер-классы
    • Совместное участие в конкурсах, выставках
    • Участие в Дне открытых дверей
    • Участие в акциях, проектах
    • Папки-передвижки
    • Информация на сайте ДОУ, в газете «Алёнка»
    • Индивидуальные беседы

    Оформила в группе развивающую предметно - пространственную среду:

    • Картотеку пальчиковых игр
    • Игры и пособия для развития мелкой моторики
    • Наглядно - иллюстративный материал
    • Папка с образцами рисунков выполненных в нетрадиционных техниках
    • Папка с описанием нетрадиционных техник рисования
    • Консультации, рекомендации, памятки для родителей

    Создала условия для самостоятельной творческой деятельности детей с использованием материалов нетрадиционной техники рисования: штампики для печати -  разные, разные кисточки (жесткие и мягкие), ватные палочки, разные виды бумаги – толстые, тонкие, цветные, разноцветную тушь, веревочки, ниточки, трафареты, зубная щетка, губки разного размера, гафированная бумага, пищевые пленки).  Все находятся в доступном для детей месте.  Подбирала игры и задания

    для развития мелкой моторики рук:

    • «Разрезные картинки» – для развития действия пальцев кисти руки и воображения;
    • «Игры - шнуровки» - для развития мелкой моторики рук
    • «Игры с прищепками» - для развития двигательную координацию кистей и пальцев рук
    • «Перебрать фасоль»
    • «Выложи из камушков предмет»
    • «Застежки»
    • «Цветная поляна» – для закрепления цветов
    • «Заштрихуй фигуру» (горизонтальные, вертикальные, наклонные - развивать мелкую моторику рук;
    • «Соедини точки и раскрась» – развивать зрительную ориентировку и умение раскрашивать, не выходя за контур;
    • «Соедини цвет» – развивать умение получать нужный цвет;
    • «Сделай их пушистыми» – продолжать учить рисовать жесткой кисточкой, методом тычка;
    • Игры со счетными палочками -  учить придумывать различные головоломки.
    • «Дорисуй рисунок» – развивать зрительно – двигательную координацию, моторику рук.
    • «Танграм», «Коломбово яйцо», «Квадрат Воскобовича» - для развития движений пальцев рук, развития логического и пространственного мышления, творческого воображения.

    Для детей подготовительной к школе группы использовала задания:

    • работа в тетрадях в клеточку – математические диктанты,
    • рисунки по клеткам - развивать зрительно – двигательную координацию, пространственную ориентировку на листе бумаги.  

      Использовала нетрадиционные техники рисования не только на занятии по рисованию, но и на других занятиях.

        Использование нетрадиционных техник рисования включила в рабочую программу в раздел «Рисование». Дополнительно провожу индивидуальную и подгрупповую работу с детьми во второй половине дня. При отборе материала учитываю индивидуальные особенности развития детей и   уровень сформированности изобразительных навыков.    Предлагаю детям задания, игры, материалы для свободного рисования, которые находятся в уголке изобразительной деятельности.  

        Для того чтобы результат был устойчив, к работе привлекаю родителей.

    Провела:

    • Родительское собрание на тему: «Знакомство нетрадиционными техниками рисования».
    • В рамках Дня открытых дверей «Литературный калейдоскоп» (рисунки «Моя семья»).
    • Оформила выставки: «День защитников Отечества», «Наше творчество», «Наши лучшие работы».
    • Разработала памятки, консультации, рекомендации по развитию мелкой моторики, художественно-эстетическому развитию дошкольников, организации самостоятельной продуктивной деятельности в семье.
    • Привлекла к участию в муниципальном конкурсе «Мы друзья птиц» (Диплом 2 степени, 2016 г.)

    Родители активные участники выставок рисунков, поделок в ДОО, муниципальных

    конкурсов.

          Систематическая работа в данном направлении позволила получить положительные результаты в развитии детей: по результатам диагностики прослеживается динамика развития мелкой моторики рук, дети могут самостоятельно выбрать вид продуктивной деятельности, осваивают различные техники нетрадиционного рисования, с желанием выполняют упражнения и предложенные мной задания.  

    Дети активные участники и призёры конкурсов различного уровня:

    В ДОО  

    •  «Осенние фантазии» (2014-2015 г.)
    • «Новогодняя ёлочка» (2014-2015 г.)
    • «Конкурс чтецов» (Диплом 2 степени, 2014 г., Диплом 1 степени, 2015 г.)
    • «Дефиле национальных костюмов» (2015 г.)
    • «Радуга талантов – 2015»

    Муниципальных конкурсов:

    • «Покормите птиц зимой» (2015 г.)
    •  «Мы растем под мирным небом» (Диплом 2 степени, 2015 г.)
    • «Дети рисуют победу» (Диплом 2 степени, 2015 г.)
    • «Вторая жизнь бутылкам»
    • «Подарок заповеднику Малая Сосьва» (Диплом 2 степени, 2016 г.)
    • «Открытка на 23 февраля» (Диплом 2 степени, 2016 г.)
    • «Кормушки для наших птиц»

       Считаю, что использование в работе нетрадиционных техник, дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие, атмосферу непринуждённости, открытости, самостоятельности, благоприятное отношение к деятельности.

    Можно сделать вывод, что трудности в развитии мелкой моторики вполне преодолимы посредством использования нетрадиционных приемов рисования.

    Повышаю свое профессиональное мастерство через участие в вебинарах, семинарах, мастер-классах, педсоветах, провожу открытое занятие.

    • Прошла курсы повышения в октябре 2014 года по теме «Стандартизация дошкольного образования: проблемы и перспективы» (72 часа).
    • В 2014 году представила опыт работы в ДОУ на семинаре «Эффективные педагогические приемы для развития мелкой моторики».
    • Провела открытые занятия по аппликации по теме «Бусы», по рисованию «Сундучок от Маши»
    • Являюсь призёром районного конкурса «Новые идеи» мероприятия краеведческого направления по теме: «Мы, друзья птиц» (прогулка), 2016
    •   Посещаю мероприятия других педагогов.  

    В дальнейшем планирую продолжать работу над темой «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования. Дополнить развивающую среду в группе играми на развитие мелкой моторики и материалами для нетрадиционного рисования. Планирую провести мастер –классы и практические занятия для родителей по использованию нетрадиционных техник рисования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

    В данной рекомендациях рассмотрены основные задачи, особенности и преимущества нетрадиционной техники рисования....

    Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

    Данная презентация знакомит с некоторыми видами нетрадиционного рисования  для творчества детей в детском садуи   для рисования дома....

    Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

    Развитие мелкой моторики – это естественный процесс, начинается он уже в младенческом возрасте. Сначала, ребенок учится простым хватательным жестам, потом осваивает перекладывание предметов из р...

    "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."

    Мелкая моторика- это система разнообразных движений, в которых учавствуют мелкие мышцы кистей рук. Для их развития нужны специальные тренировки. При недостаточном развитии речи у ребенка, особое внима...

    Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

    На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию...

    Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

    Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования...