«Весна в шахматном королевстве».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Осташук Анна Георгиевна

итоговое занятие по шахматам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostashuk_konspekt_zanyatiya.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по шахматам

Воспитатель: Осташук Анна Георгиевна

МАДОУ ДСКВ № 38 «Домовенок»

Г. Нижневартовск

Конспект  занятия «Весна в шахматном королевстве».(итоговое)

Цель: Закрепить и систематизировать знания , навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

  1. Развивать память, внимание, логическое мышление, умение ориентироваться на плоскости.
  2. Учить детей решать простые шахматные задания
  3. Активизировать мышление за счет загадок.

Материалы:

  1. Настенная шахматная доска
  2. Шахматные доски.
  3. Мешочек с шахматными фигурами
  4. Кубики с наклеенными фигурами по всем сторонам кубика.

Ход занятия:

- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня  мы отправляемся в путешествие в шахматную страну. Там объявилась Снежная королева, она не хочет, чтобы в шахматном королевстве  не наступила Весна.

- Вы знаете, что она сделала?

(Предположение детей)

- Да, ребята она заморозила шахматную доску!!!!

- Расскажите, пожалуйста, сможем ли мы играть без доски?

(Ответы детей)

- Почему?

(Ответы детей)

- Дети, давайте поможем шахматным фигурам избавиться от Снежной королевы!

(дети - давайте!)

- А как же нам попасть в это королевство?

(предположительные ответы детей)

При помощи волшебства, я буду волшебником с волшебной палочкой а вы превратитесь в фигуры при помощи волшебного мешочка. (дети по очереди достают из мешочка фигуру на ощупь угадывают ее, одевают медальон с логотипом данной фигуры и садятся на место)

А на чем мы можем отправиться в путешествие? (ответы детей)

Мы сегодня отправимся в путешествие на … отгадайте загадку  

Через фигуры, через клетки.

Как буква «Г» - его скачок?

(конь)

- Молодцы, ребята. Это действительно конь. И путешествовать мы будем с помощью шахматного короля.

- Как ходит конь?

(ответы детей)

- Ребята, будьте внимательны, не ошибитесь, а то нам никогда не добраться до шахматного королевства и никогда там не наступит весна .Ставим коня в начальное положение и теперь будем  добраться до острова замороженных фигур при помощи коня, называя по очереди где останавливается конь на привал.(дети проходят конем от начала до конца шахматной доски коллективно называя место привала).

Молодцы. прошли

-Назовите последнее место привала коня?

- H8

А теперь попав на остров замороженных фигур, разморозим фигуры при помощи загадок :

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет… (Пешка)

Вперёд и назад ходит браво,

 Помчится налево, направо.

Ту фигуру знаю я, ведь зовут её .....( ладья)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это…(конь)

Не живет в зверинце он

И не весит 40 тонн,

Но и ловок и силен.

Догадались? Это…(слон)  

Всех он смелее и сильней,                  

И не узнать его нельзя,                      

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (ферзя)

Повернулся на престоле

И одно оставил поле

Кто играет эту роль?

Ну конечно же … (король)

Скоро бой. И ждет войска

Деревянная ...(доска)

 (Угадывая дети поочередно выставляют фигуры в начальное положение)

Разморозив шахматные фигуры и выставив их в начальное положение мы можем отправляться дальше, шахматному королевству.

Но снежная королева не хочет сдаваться и предлагает нам сделать по 5 ходов

Готовы играть? Для этого разомнемся

ФИЗМИНУТКА: на ковре разложены фигуры, дети находят и собирают фигуры, с логотипов своего медальона.

А теперь каждый делает по 5 ходов (воспитатель играет с детьми  отвечая на  ход каждому ребенку).

Посмотрите королевство уже видно, но перед нами река а мост разрушен, давайте при помощи бревнышек построим мост к королевству.

( При помощи кубиков дети выстраивают мост, каждый правильный ответ кубик с данной фигурой)

  1. Какие фигуры располагаются в углах доски? (ладья)
  2. Каким словом оканчивается стихотворение?

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит…? Слон

  1. Самая сильная фигура? (ферзь)
  2. Какая фигура может сделать ход перепрыгнув через фигуры? (конь)
  3. Фигура которая дойдя до конца доски может превратиться в любую фигуру кроме короля?
  4. Самая слабая шахматная фигура,  ставя мат которой игра заканчивается?

-Молодцы, давайте пойдем к Шахматной доске и растопим лед, с помощью волшебной палочки.

Снимаем ткань. Посмотрите какой беспорядок в королевстве, фигуры ни одна не стоит на своем месте

- Давайте, поможем фигурам встать на место.

По краям доски Ладьи встали, как две башни.

Дальше для погони красавцы Кони.

Рядом с конями Слоны, для охраны они.

А теперь на заметку Ферзь любит свою клетку.

А с ним и король.

Перед ними стена восемь Пешек, как одна.

Вот и наступила весна в сказочном королевстве шахмат, теперь я при помощи палочки превращаю вас в детей(дети снимают медальоны с фигурами). А теперь ребята у нас привал и я предлагаю посмотреть мультфильм «Пришла весна» с главным героем Лунтиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга с элементами конструирования "ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО"

Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?  Чтобы увлечь детей новой игрой, надо было придумать какую-нибудь игровую ...

Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»

Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни....

«Шахматное королевство» (сценарий открытого шахматного турнира)

Увлекательный сценарий шахматного турнира для проведения в дошкольных учреждениях...

Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"

Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"...

В шахматном королевстве или в стране шахматных чудес!

Спорт - это прежде всего преодоление себя...Популяризация видов спорта: аэробика и шахматы....

Шахматный кружок в старшей группе «Шахматное королевство»

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста. В детском саду дл...