Главные вкладки

    Статья (старшая группа) по теме:
    КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ. ЗНАКОМСТВО С ТРАДИЦИЯМИ И КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ. (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

    Качмашева Екатерина Александровна

       Одной из основных задач воспитания дошкольников  является воспитание у них любви  к родному краю. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет знакомство с традициями и календарно-обрядовыми праздниками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kraevedcheskaya_deyatelnost_dou.docx353.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ

    КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.

    ЗНАКОМСТВО С ТРАДИЦИЯМИ

    И КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ.

    (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

    Качмашева Екатерина Александровна

    воспитатель МБДОУ д/с «Полянка»

       Одной из основных задач воспитания дошкольников  является воспитание у них любви  к родному краю. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет знакомство с традициями и календарно-обрядовыми праздниками.

       Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. В основном, обычаи и традиции русского народа связаны  с календарем, с церковными таинствами, праздниками и обрядами.

       В современных условиях, когда у молодежи появляются новые стили в: поведении, общении, речи, важно воспитывать в подрастающем поколении любовь к своей Родине, своему краю. Поэтому, начиная с детского сада, я (как воспитатель) с моими коллегами педагогами  стараемся передать культуру наших предков воспитанникам. В Федеральных государственных образовательных стандартах в направлении социально-личностное развитие реализуется приобщение детей к социальным нормам, традициям семьи, общества и государства. И воспитатели нашего детского сада, любя исконно-русскую культуру и восхищаясь народным искусством, увлекают своих воспитанников  и воспитывают в них любовь к Родине, гордость за мастерство и труд своих предков.

       Приобщая к традициям русского народа,  знакомя с народным искусством, участвуя в различных народных праздниках, проводимых в нашем детском саду, мы – воспитатели, воспитываем у детей чувство гордости за свой народ, поддерживаем интерес к истории русского народа, его культуре. Ведущее место по приобщению детей к русским народным традициям занимает фольклорный праздник. Мы стараемся создавать у воспитанников радостное настроение, эмоциональный подъем и формируем праздничную культуру (знание традиций народного праздника). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес и стремление сохранить традиции и обычаи русского народа. Готовясь к народным праздникам, мы знакомим детей с песнями-закличками, хороводами, песнями-колядками, тем самым воспитывая любовь к родному краю. В своей работе обращаемся к произведениям русских художников, показываем репродукции картин, где в ярких красках художники изображают народные гуляния с плясками и песнями. Активными участниками праздников являются, конечно же, и родители – наши соратники.

       У нас в детском саду есть место, где можно окунуться в прошлое русского народа. Это наш мини - музей «Русская горница», где собраны вещи старины. На занятиях в «Горнице» ребята узнают, какую одежду носили их бабушки и прабабушки (прапрабабушки), какой кухонной утварью пользовались, в какие игрушки играли дети, какие и как отмечали праздники, как вели хозяйство. Воспитатели свои воспитанникам рассказывают, что традиционным русским жилищем является бревенчатая изба с двускатной крышей. Что вход в жилище раньше оформлялся как крыльцо. Окна нередко закрывались ставнями. Съестные припасы хранились в погребе. Внутренние помещения делились на сени и светлицу. Важное место внутри жилища играла русская печь с лежанкой. По стенам стояли лавки и сундуки. Центром сбора семьи был стол, который накрывался скатертью. Особо оформлялся красный угол — место с иконами. Неотъемлемым атрибутом русского жилища со временем стал самовар.

          Осенью для детей и их родителей, бабушек и дедушек проводятся посиделки (осенины). Ребята заранее знакомятся с традициями этого праздника, готовят наряды, разучивают хороводы и танцы. Всех собравшихся гостей встречает хозяйка в нарядном сарафане и кланяется в пояс, а девочки угощают караваем с солью. Ведь русское гостеприимство – это неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостя всегда встречали земным поклоном. Его старались окружить лаской и заботой, относились к нему с почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме.

        Сразу после Нового года в группах нашего детского сада проводятся занятия, на которых рассказывается о Рождественских праздниках на Руси, о Святках.  Воспитатели совместно со своими воспитанниками ходят колядовать по детскому саду и улицам. Колядки очень любимы детьми, это интересное и красочное мероприятие. К тому же, ребят одаривают различными вкусностями: фруктами, конфетами. Я, как воспитатель, считаю, что эта исконно-русская традиция позволяет детям на себе ощутить ту «силу» русского гостеприимства, которая присуща русскому народу. Я надеюсь, что наши воспитанники, прочувствовав доброту души людей, увидев их радушие, сами в будущем станут носителями черт русского гостеприимства и будут с радушием встречать гостей уже в своих домах.        

        Интересными, на мой взгляд,  являются традиции русского народа на масленицу. На масленичной неделе в нашем дошкольном учреждении мы, педагоги, на каждый день планируем разнообразные мероприятия: народные игры, игры-хороводы, разучивание потешек, дразнилок, пословиц, лепка, рисование и др. Проводы зимы (Масленицы) у нас в саду проходят на улице, на участке. От каждой группы несколько детей рассказывают стишки, частушки. Вместе со скоморохами и другими персонажами праздника ребята водят хороводы, поют песни, играют в народные русские игры и забавы. Все присутствующие и гости праздника угощаются блинами и теплым чаем. И, конечно, в конце мероприятия происходит сжигание чучела Масленицы за участком детского сада. Дети всегда в восторге от данного мероприятия.

      Приобщение к русской  народной культуре в нашем детском саду происходит не только на фольклорных праздниках, но и на тематических мероприятиях. Наши воспитанники получают сведения о культуре Нижегородского края, знакомятся с ремеслами нижегородских умельцев, изделиями народных промыслов, народными игрушками и играми. Ребята разучивают стихи о родном крае, русские народные сказки, потешки, пословицы и поговорки, учатся рисовать узоры городецкой росписи. Совместно с нами, воспитателями, и родителями дети конструируют из подручных материалов различные поделки на традиционные русские праздники. Ребята знакомятся с русскими народными инструментами, изучают народные песни и пляски.

         Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной культуры, воспитатели нашего детского сада развивают личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности. В процессе такого разностороннего развития и воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. И я, как воспитатель детского сада, как мама троих детей, хочу, чтобы будущее поколение нашей великой страны чтило и приумножало традиции своего народа. Я надеюсь, что наши дети и внуки смогут передать всю красоту русских традиций, обычаев, обрядов своим детям, чтобы русский народ никогда не забывал свои корни.

    E:\фото\SAM_5502.JPG


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.

    Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края....

    Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

    Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

    Брошюра (из опыта работы): "Приобщение детей к истории и культуре родного края"

    Вопрос воспитания нравственности и патриотизма очень актуален в современном обществе....

    «Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам родной культуры».

    Разработанный проект сочетает в себе образовательные возможности  учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педа...

    "Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

    От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

    «Краеведческая игра - путешествие как средство приобщения дошкольников к истории и культуре родного края».

    На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками.  Особое место занимают краеведческие игры, кот...