Главные вкладки

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности познавательного развития в средней группе «Дорогами добра» (духовно-нравственное воспитание дошкольников на примере жития преподобного Сергия Радонежского)
    план-конспект занятия (средняя группа)

    Гурова Наталья Сергеевна

    Цель:  Формирование духовно – нравственной личности ребёнка на примере  жития  преподобного Сергия Радонежского.

    Задачи:

    1.     Знакомство детей с основными событиями из жизни преподобного Сергия Радонежского;

    2.     Развитие  качества заботливости,  трудолюбия и добра;

    3.     Воспитание  доброжелательное  отношение  детей  к родным и близким им людям и друг к другуЦель:  Формирование духовно – нравственной личности ребёнка на примере  жития  преподобного Сергия Радонежского.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gurova_natalya_sergeevna1.doc900 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

     непосредственно – образовательной деятельности

    познавательного развития в средней группе

    «Дорогами добра»

    (духовно-нравственное воспитание дошкольников

    на примере  жития  преподобного Сергия Радонежского)

    Подготовила:  Гурова Наталья Сергеевна, воспитатель

    МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 34

     г.Краснозаводск

    Цель:  Формирование духовно – нравственной личности ребёнка на примере  жития  преподобного Сергия Радонежского.

    Задачи:

    1. Знакомство детей с основными событиями из жизни преподобного Сергия Радонежского;
    2. Развитие  качества заботливости,  трудолюбия и добра;
    3. Воспитание  доброжелательное  отношение  детей  к родным и близким им людям и друг к другу

    Оборудование и материалы: коллаж леса,  фигурки животных: лиса, волк, заяц, белка, медведь;  мультимедийный проектор, экран, компьютер, аудиозапись с тихой спокойной музыкой и колокольным  звоном; колокольчик.

    Предварительная работа:

    • рассматривание иллюстраций, открыток с изображением Лавры;
    • разучивание пословиц о добре;
    • изготовление коллажа «Лес»;
    • подборка демонстрационного материала на электронных носителях.

    1. Ход занятия:

    В группе на переднем плане коллаж леса. На экране проецируется иллюстрация Лавры. 

    Тихо, фоном звучит   звон  колоколов,  дети вместе с воспитателем входят в группу, здороваются с гостями. Прибавляется громкость

    Воспитатель: Ребята, а что это такое звучит?

    Дети: Звон колоколов.

    Воспитатель: А как вы думаете, откуда доносится этот звон? (обращает внимание детей на экран). Ребята, обратите внимание на экран. Кто знает, что это изображено на экране?

    Дети:  Троице – Сергиева Лавра.

    Воспитатель: А в каком городе находится Троице – Сергиева Лавра?

    Дети:  В Сергиев – Посаде.

    Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите какое удивительное и прекрасное место, но так было не всегда. Хотите услышать, как всё начиналось? Тогда тихонечко присаживайтесь на стульчики и слушайте. 

    (На фоне тихой, спокойной музыке  рассказ воспитателя с применением ИКТ). Это было давным-давно, когда ещё не было ни вас, ни ваших родителей  на месте Сергиево - Посада стоял большой дремучий лес  (обращает внимание детей на коллаж леса). 

     Тогда же, давным – давно, жила большая семья (слайд  «Семья Сергия Радонежского»), в которой рос мальчик по имени Варфоломей, он был скромным, послушным и тихим и ещё, Варфоломей был очень любящим сыном и братом.  Когда Варфоломей подрос, родители отдали его в  школу, да учёба ему не давалась.  Однажды отец потерял своих лошадей. И на их поиски отправил Варфоломея.  Мальчик долго ходил по полям и лесам, и неожиданно встретил человека в черной одежде. Это был старец (слайд  «Встреча со старцем»).  Варфоломей обратился с просьбой помочь ему в учении. Старец достал из кармана кусочек хлеба, дал его мальчику и сказал ему, что с этого дня он научиться читать и писать. Эти слова сбылись, и стал Варфоломей хорошо учиться. Он стал не только читать лучше других, но и на следующий день на занятиях мальчик лучше других писал и отвечал на разные вопросы.  Научившись читать и писать,  Варфоломей казался всем каким-то чудом.

    Когда Варфоломей  вырос, его стали называть Сергием. Затем  пришёл он жить в этот глухой дремучий лес, и построил здесь первый дом.  Он был хорошим и добрым человеком, и поэтому, к нему стали приходить другие люди. Они тоже стали строить дома и много-много работать. Так началось строительство города Сергиев – Посад  («слайд Сергий в Лесу»). 

    Много трудностей перенес Сергий, но благодаря  его доброте, он все преодолел, оставшись жить один в лесу. К его жилищу часто приходили звери.

    - А какие звери приходили, вы узнаете, когда отгадаете загадки

    Дети отгадывают загадки

    Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Хвост пушистый – краса!

    А зовут ее …..(лиса). 

    Кто зимой холодной

    Ходит злой, голодный? (волк).

    Зверька узнаем мы с тобой

    По двум таким приметам:

    Он в шубке беленькой зимой,

    А в серой шубке - летом (заяц).

    Рыжий маленький зверёк

    По деревьям прыг да скок.

    Он живёт не на земле,

    А на дереве в дупле (белка). 

    Кто позабыв тревоги,

    Спит в своей берлоге? (медведь).

    Дети отгадывают загадки (на слайде появляются животные), воспитатель предлагает ребёнку,  который отгадал загадку, поместить  фигурку животного в макет леса.

    Воспитатель: - Вот сколько, животных приходили к Сергию, но чаще всех из животных приходил к его жилищу медведь, а Сергий кормил его прямо из рук (слайд «Сергий кормит медведя»).

    Любили Сергия  и люди, они  приходили к нему, чтобы только посмотреть на него (слайд «Послушники и люди».)  И Сергий  любил каждого человека.

    Вот уже более 700 лет прошло  со дня рождения Сергия, но мы - помним и чтим его заветы. В городе Сергиевом Посаде благодарные люди  установили памятник Сергию Радонежскому и его семье (слайд «Памятники».) 

    - Ребята, скажите, пожалуйста, каким был Сергий по отношению к людям и животным?

    Дети: - Добрым, заботливым, внимательным…

    Воспитатель: - Мы тоже должны учиться у Сергия Радонежского быть добрыми, заботливыми, внимательными…Действительно,  жизнь нам дана на добрые дела, так и учил нас своим примером Сергий Радонежский. А мы с вами можем совершать добрые дела?

    Дети: - Да

    Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Поделись с друзьями добрыми делами».

    (Дети встают в круг, и, передавая друг другу колокольчик, говорят добрые слова или добрые поступки)

    Воспитатель: Ребята, вы, сегодня были молодцы, мне очень  понравилось, как вы работали. Вы были дружные, активные и  я хочу вам подарить вот этот сундучок добра, в котором лежат волшебные колокольчики, от звона  каждого колокольчика наш мир станет  ещё добрее.  

    Звучит песня «Дорогою добра» воспитатель подходит к каждому  ребёнку и раздаёт колокольчики.

    А теперь давайте тихонько позвоним в колокольчики (дети звонят в колокольчики). 

    На этом наше занятие закончено. Спасибо  всем, и я надеюсь, что вы будете всегда заботливыми, внимательными и добрыми.

    1. Выводы

    Занятие непосредственно – образовательной деятельности познавательного развития в средней группе «Дорогами добра» было направлено на формирование духовно – нравственной личности ребёнка на примере  жития  преподобного Сергия Радонежского, поставлены задачи:

    1. Знакомство детей с основными событиями из жизни преподобного Сергия Радонежского;
    2. Развитие  качества заботливости,  трудолюбия и добра;
    3. Воспитание  доброжелательное  отношение  детей  к родным и близким им людям и друг к другу

    1 часть – направлена на мотивацию детей. На данном этапе были обобщены знания детей  о Троице-Сергиевой Лавре, использовала аудиозапись «Звон колоколов».

    2 часть – строилась в основном на использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.

    Применялись различные приёмы включения детей в образовательный процесс музыкальное сопровождение (звон колоколов) видео презентация, вопросы, игра.

    Чтобы повысить заинтересованность и мотивацию у детей  поставленной перед ними задачи использовала мультимедийную презентацию, что обеспечило наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала. Наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, вызывает у детей огромный интерес.

    Материал для образовательной деятельности  был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач.

    Анализируя деятельность детей,  хочется отметить, что они проявили познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активизации, использовали имеющие знания и умения. Они были заинтересованы, организованы, активны, внимательны. Я уделяла внимание каждому ребенку. Каждый ребенок был задействован в деятельности.

    Делая вывод можно сказать, что поставленные мною задачи были выполнены. 

    1. Литература

    1. «Добрый мир». Православная культура для малышей. Методические разработки занятий. Издательство: Центр поддержки культурно - исторических традиций, Москва – 2015г.
    2. «Житие Преподобного Сергия Радонежского» в пересказе для детей, Издательство: "Никея" – 2014г.
    3. Интернет ресурсы.
    4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е  изд., испр. и доп. – М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368с. – 2014г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опрос образовательных потребностей родителей, анкетирование и опрос в направлении духовно-нравственного, экологического воспитания, здорового образа жизни и др. , а также несколько советов...

    Данный материал направлен в помощь родителям в некоторых вопросах воспитания своих детей, а также опрос удовлетворенности  родителей работы детского сада...

    Проект "Дорогою добра" Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

    Проект предполагает воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.Воспитывает уважение к нравственны...

    конспект развлечения в средней группе "Дорогою добра"

    Расширение знаний детей о доброте, её значении в жизни человека....

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по духовно - нравственному воспитанию в средней группе «Дорогами добра».

    Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу.Задачи:1.Формировать умения делиться, уступать, быть добрыми.2.Развивать умения различать эмоции других людей и ориентироваться в своих собств...

    Конспект организации непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Дорогою добра».

    воспитывать у детей чувство доброты и дружбы, вежливое и внимательное отношение к окружающим.воспитывать желание заботиться и помогатьпобуждать детей высказывать собственное мнениеучить детей видеть к...

    Конспект итогового занятия совместно с родителями «Дружная семья» в средней группе по программе духовно-нравственного развития «Социокультурные истоки»

    Задачи:  познакомить детей с особенностями жизни крестьянской семьи: избой-жилищем, с предметами русского быта (печь, ухват, прялка, стиральная доска );  познакомить некоторыми кухонными принадлежно...