Главные вкладки

    Творческий проект "У моей России длинные косички"
    проект (старшая, подготовительная группа) по теме

    Мастрюкова  Татьяна Евгеньевна

    Одним из основных направлений развития воспитания согласно Стратегии развития вос­питания в Российской Федерации на период до 2015года является обновление воспитательного процесса в рам­ках патриотического, духовного и нравственного воспитания, а также приобщения детей к культурному наследию.

    Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.Принимая во внимание актуальность данного вопроса был разработан патриотический проект " У моей России длинные косички " , целью которого стало создание условий для формирования чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_u_moey_rossii_dlinnye_kosichki.docx908.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение http://3.bp.blogspot.com/-sVKwgg0C7lM/T8j87SAv37I/AAAAAAAAPPk/1IZwPM0O4u8/s1600/backgrounds+png+%286%29.jpg

    «ДСКВ №37» МО г. Братска

    http://www.playcast.ru/uploads/2015/07/22/14419127.png

    Введение

    Концепция модернизации российского образования предусматривает решение определенных задач  в   направлении патриотического воспитания. Система образования призвана обеспечить:

    Историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

    Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. Обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

    А доступны ли малышам чувства гражданственности и патриотизма?  Для ответа на этот вопрос  был разработан проект “У моей России длинные косички».

    Цель проекта:

    Создать условия для формирования у дошкольников основ гражданско-правового воспитания, патриотические чувства, гордость и уважение к Родине и  героям Отечества, через приобщение детей к истории русского народа и развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней.

    Задачи:

    • Сформировать у ребенка представление о своей Родине – России: её социальном окружении, символике.
    • Дать представления об обычаях, традициях и их взаимосвязями с современным временем.
    • Формировать позитивное отношение к Родине, ответственности за судьбу отечества, готовности к её защите.
    • Закрепление знаний о культуре и традициях русского народа.
    • Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации- герба, Гимна, Флага.
    • Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности, познакомить с народными промыслами.
    • Воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.

    Актуальность проекта:

    Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре,  родной речи начинается с малого – любви к семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяется, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

    Патриотизм  - в переводе с греческого -  означает соотечественник, родина, отечество – чувство принадлежности к Родине, к стране, к месту, где родился человек. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой сохранение самобытности каждого народа, входящего в состав России, синтез духовно – нравственных, гражданских, мировоззренческих качеств личности. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще. Её актуальность очевидна, так как в современном обществе  материальные ценности доминируют над духовными , утеряны общие цели. Происходит резкое расслоение общества, наблюдается враждебность, эгоизм; у детей искажается представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Считается нормальным, любой ценной уклониться от службы в армии.

     Главная цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы помочь юным жителям России в гражданском становлении, помочь разобраться в окружающем, не всегда благополучном мире, учить совершать социально-полезные дела сегодня, воспринимать лучшие традиции своего народа, стать самостоятельным, активным гражданином, любящим свой родной край, свою родную землю. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и её будущее.  Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники.

    Педагоги должны подготовить их к жизни, т.е. заложить фундаментальные качества личности, обеспечивающие позитивной ориентации, жизнеспособности и целеустремлённости. Эти духовные качества не развиваются спонтанно, а формируются, в том числе в условиях воспитательной системы детского сада.

    Гражданское сознание воспитывается с детства. В народе говорится: нет дерева без корней, нет дома без фундамента. Конечно, начинать работу по гражданскому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

    Меняются времена, эпохи, люди. Но стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине остаётся вечным. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Чтобы быть патриотом, гражданином, надо любить свою Родину. А чтобы любить Родину, надо её знать.

    Значительно возрастает роль народной культуры как источника развития патриотических чувств у детей. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций — воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. В.Г.Белинский по этому поводу высказался лаконично и выразительно: «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству».

              Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.

    Гражданское воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Гражданское воспитание вбирает в себя задачи патриотического, духовно-нравственного, интернационального, правового воспитания.

    Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. За период дошкольного детства дети должны получить основы  представлений о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве  народной культуры, национальных особенностях характера и быте наших предков. В этих непростых условиях становиться актуальным приобщение детей к истинным ценностям, поэтому поиск путей оптимизации воспитательного процесса, формирующего гражданские позиции детей, является перспективными и бесспорно требующего решения.

     В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Появилось несколько новых комплексных программ, которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно-методическое обеспечение.

    Данный проект направлен на формирование у детей патриотических чувств, нравственных и эстетических ценностей. Знакомство детей с родной страной, городом, районом, с символикой, с историко-культурными, национальными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

    Реализация проекта

    Проект  «У моей России длинные косички» состоит из 4 тематических блоков. В основе проекта тематические календарные праздники.

    • «Символы нашей Родины»
    •  «Мой город»
    • «Богатыри  - земли Русской»
    •  «Пусть будет на планете  мир добрый, как весна»

    Материал  по каждой теме включает  в себя проведение совместной игровой и обучающей деятельности,  настольно – печатные, дидактические игры, картотеки, атрибуты для подвижных игр, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам  - праздники, которые позволяют в течение года осветить поставленные вопросы.

    В  своей работе  широко используем современные образовательные технологии:

    • технологию метода проектов: «Символы нашей Родины», «Защитники отечества», «Богатыри  - земли Русской», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Мой город»,  «Пусть будет на планете  мир добрый, как весна»
    • информационно-коммуникационные технологии (создание мультимедийных презентаций, видеотеки, персональной странички на сайте ДОУ);
    • здоровье сберегающие технологии (динамические паузы, спортивные праздники и развлечения, народные подвижные игры).

    В проекте запланировано использование  разных  форм работы с родителями

    Традиционные: Наглядная пропаганда; беседы и консультации; родительские собрания, анкетирование; открытые занятия, организация и проведение досугов, акций.

    Нетрадиционные переписка по электронной почте «Ваши вопросы и пожелания», онлайн беседы, совместное посещение музеев, кинотеатра, совместные походы, экскурсии, партнерские взаимодействия,  флэш моб

    Для поддержания интереса детей и закрепления полученных знаний      предложены такие формы работы, как: конкурсы рисунков, художественно – иллюстративный материал,   творческие совместные  работы детей и их родителей.

    Проблемные вопросы:

    Что такое патриотизм, Родина, отечество? Что означают главные символы России? Армия  ее история и предназначение? Кто глава семьи? Кого и зачем мы победили? Сколько народов проживает на территории страны? Культурное наследие: вчера, сегодня, завтра.

    Сроки исполнения:   долгосрочный август 2014– май 2015.

    Тип проекта: Долгосрочный, познавательно - творческий

    Вид проекта: комплексный

    Масштаб проекта соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях дошкольного учреждения.

    Участники: дети  старшего и подготовительного возраста групп  МБДОУ, родители воспитанников, воспитатели групп, специалисты ДОУ

    Ожидаемые результаты

       Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям ощутить  любовь и привязанность к родной стране; испытать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней. Проявится интерес к армии, уважение к защитникам Отечества, стремление к совершенствованию своих физических качеств, к   укреплению здоровья.

        Родители  станут активными участниками творческого процесса, изменится стиль общения между детьми и взрослыми, установится тесное сотрудничество между детским садом и родителями.

    В группах ДОУ будут созданы необходимые  условия по формированию у детей целостного представления о стране, в которой они живут:  уголок «Патриотического воспитания»,  методический и дидактический материал, атрибуты для творческих проявлений детей.  

     

     Выводы и результативность:

    Если не мы, то кто же

      Детям нашим поможет

        Россию любить и знать,

           Как важно – не опоздать!  

    Перед тем как приступить к планированию работы, нами были проведены анкетирование родителей и беседы с детьми по определению знаний об истории и культуре нашей страны. Результаты анкетирования родителей показали, что 46% родители не знают истории и культуры русского народа; многие не применяют знания в жизни и не умеют передать детям данный опыт.

    Из бесед с детьми выяснили, что дети  имеют представления о разных странах, крупных городах, в которых они побывали во время поездок со своими родителями, но у детей не сформировано целостное представление о Стране, где они родились и живут. Нет знаний о том, чем знаменита их страна,  нет чувства привязанности и любви к своей культуре, народу, к своей земле. И поэтому возник интересный, но очень сложный вопрос: доступны ли малышам чувства гражданственности и патриотизма?  Для ответа на этот вопрос  был разработан проект “У моей России длинные косички».

    В начале своего пути педагоги изучили педагогическую литературу, федеральные и региональные документы, изучили опыт работы педагогов других ДОУ посредством Интернет-ресурсов, провели анализ имеющихся материалов.

    Для реализации главной задачи был составлен план мероприятий работы с родителями и тематический перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста, что позволило работать по намеченной теме в системе.

    В ходе работы над проектом творческим коллективом педагогов были разработаны и проведены конспекты совместно – игровой, обучающей, досуговой деятельности, изготовлены яркие пособия и оборудование, позволяющие привлечь внимание детей.

    Для реализации данного проекта не обойтись без помощи родителей. Перед нами встал вопрос: Как мотивировать родителей на помощь в реализации  нашего проекта?

    Было принято решение:  на собрании познакомить родителей с поставленной  проблемой, подготовить наглядную  презентацию идей педагогов, с целью показать родителям два полюса: как есть, а как может быть. Родители воодушевились проделанной работе и с удовольствием приняли участие в реализации наших идей. Совместные  с детьми и родителями мероприятия позволяли участвовать в реальных событиях, заниматься поисковой деятельностью, помогать людям и близким, вместе посещать памятные места, вместе готовиться к праздникам, акциям. Очень ценным и трепетным и для детей и для родителей стало изготовление лепбуков. Создание лепбука помог закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволило быстро освежить в памяти пройденные темы. Опыт работы в рамках Проекта в такой форме показал, что интерес не только детей, но и родителей возрастает. Привлекая родителей к совместному с детьми решению гражданских проблем, мы убедились в ценности культурно-исторического соразвития мира детства и взрослости, активного совместного участия родителей и детей в различных видах деятельности, которые стимулируют развитие способностей.

    По результатам реализации проекта у детей отмечается уважительное отношение к истории обычаям армии и в целом стране. Повысился интерес и желание детей к познавательной деятельности. Расширились знания о государстве Российском: его обычаях, символике, истории. Произошло обогащение словаря и формирование эмоциональной заинтересованности, чувства эмпатии. У детей появилось чувство гражданственности, почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуру. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории родного края, семьи способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственному развитию

    Так доступны ли малышам чувства гражданственности и патриотизма?  Исходя из проделанной работы, можно дать утвердительный ответ на поставленный вопрос: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, природе, своей Родине и ее традициям. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

    Методическое обеспечение

    1. Киселева Л.С.  «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./ Киселева Л.С., Т.А. Данилова, Т.С. Логода . -  М.: АРКТИ, 2006.
    2. Сорокина  А.И.   « Дидактические игры в детском саду»./ Сорокина  А.И. – М.: АРКТИ,  2003.
    3. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2008 г. – 160с. (Программа развития)
    4. Шаламова Е. И  «Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ». / Шаламова Е. И. – А.:  Скрипторий,  2003 .
    5. Скоролупова О.А. « Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством». / Скоролупова О.А. -М.,  "Скрипторий , 2008 .
    6. Грибовская А.А « Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: Конспекты занятий. Грибовская А.А / М.: ТЦ Сфера, 2010 .
    7. Казакова Т.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками». / Казакова Т.Г.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
    8. Подрезова Т. И  «Планирование и конспекты по развитию речи в ДОУ»./ Подрезова Т. И. – М.:  «АЙРИС – пресс», 2007г
    9.  Степанов  В. «Моя Родина – Россия»./ Степанов  В. М.: ООО «Фолиант Пресс» 2005.
    10. Шаламова Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ./ Шаламова Е.И. - М., АЙРИС, 2011.
    11.  Алёшина  Н.В.  «Патриотическое воспитание дошкольников»./ Алёшина  Н.В. - М.: АРКТИ, 2004
    12.  Казакова А.П. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе./ Казакова А.П.,  Шорыгина Т.А. – М.: АРКТИ,  2005.
    13.  Зеленова Н.Г  «Мы живём в России»./ Зеленова Н.Г.-М.: Айрис, 2008г.
    14.  Данилина Г.Н «Дошкольнику - об истории и культуре России»./ Данилина Г.Н.- М.: Гармония, 2005.
    15.  Комратова Н.Г.  «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет»./ Комратова Н.Г.- М.: Гармония, 2007
    16.  Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры./ Князева О. Л., Маханева  М. Д.- М.: «Детство Пресс»,2002
    17. Евдокимова  Е.С.  «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ» //журнал  Управление ДОУ.-  2002 - №3
    18.  М. Д. Маханева «С любовью к России» библиотека журнала «Дошкольное воспитание» ИД  «Воспитание дошкольника».- М.:  Гармония, 2007.
    19. Штанько И.В.   «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»// журнал Управление ДОУ.-2004-№4.
    20.  Коротовских Л. Н.  «Методическое сопровождение краеведенья в ДОУ».// журнал Управление ДОУ – 2008 -№8.
    21. Доможакова Т. И.   «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста»// журнал  Управление ДОУ  -2006 -№8.
    22. Маханева М. Д.  «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» // журнал Управление ДОУ- 2005г-№1.
    23. Акимова Ю. А.  Дидактическое приложение к пособию «Далёкая, седая старина»./ М.: Гармония, 2010.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "У моей России длинные косички"

    Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Проект выполнен в виде презентации Power Point....

    Конспект занятия для второй младшей группы "У моей России длинные косички"

    Занятие рекомендовано для детей второй младшей группы по приобщению детей дошкольного возраста  к истокам русской народной культуры....

    "У моей России длинные косички"

    Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Проект выполнен в виде презентации....

    Перспективный план к проекту "У моей России длинные косички"

    Перспективный план к проекту  «У моей России длинные косички»По приобщению детей к истокам русской народной культуры....

    Конспект НОД "У моей России длинные косички"

    Конспект НОД "У моей России длинные косички" предназначен для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"...

    Презентация к краткосрочному творческому проекту "Символы России"

    Духовно-нравственное и патриотическое воспитание старших дошкольников посредством приобщения их к истории символики России...

    Литературно - музыкальный вечер "У моей России - длинные косички"

    Совместное мероприятие с родителями и детьми...