Концепция педагогического сопровождения по теме: «Методическое сопровождение педагогов ДОУ в процессе освоение ими технологии ТРИЗ».
методическая разработка на тему

Родионова Вера Сергеевна

представленная концепция методического сопровождения педагогов ДОУ в процессе освоение ими технологии ТРИЗ предусматривает: 

- повышение профессиональной компетентности педагогов (овладение технологией ТРИЗ, раскрытие творческого потенциала).

- внедрение технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; 

 

- обобщение и распространение опыта работы «Развитие творческой личности на основе ТРИЗ – технологии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrabotka.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Методическое сопровождение педагогов ДОУ в процессе освоение ими технологии ТРИЗ».

Изучив методическую литературу, познакомившись  с историей возникновения ТРИЗ - технологии, с опытом работы, профессиональными интересами педагогического коллектива и учитывая желание педагогов освоить технологию ТРИЗ, была разработана концепция методического сопровождение педагогов ДОУ, содержащая стратегию и тактику работы, обеспечивающая оптимальную инновационную деятельность.

Концепция педагогического сопровождения по теме:

«Методическое сопровождение педагогов ДОУ в процессе освоение ими технологии ТРИЗ».

Актуальность.

   Дошкольное образование является первым  обязательным уровнем общего образования ребенка. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к профессиональной компетентности педагогов в дошкольной организации.

   Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Важное внимание уделяется проблемам становления дошкольника как субъекта детских видов деятельности. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия (Закон РФ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО).

    Успешность реализации этих задач зависит от готовности педагогов к выбору из существующего многообразия содержания, способов и инновационных технологий организации дошкольного образования, методов взаимодействия с субъектами педагогического процесса, с учётом имеющихся условий и возможностей.

    Однако практика и анализ деятельности педагогов показывает, что педагоги не всегда достаточно ориентированы на использование инновационных технологий в своей педагогической деятельности (исследования Т.А.Березиной, М.Н.Поляковой). Это говорит об отсутствии у педагогов опыта нестандартного построения педагогического процесса, личностно - ориентированного взаимодействия с его субъектами и недостаточной профессиональной компетентности педагогов в использование инновационных технологий.

 Новизна.

     В настоящее время известно несколько десятков инновационных образовательных технологий для детей дошкольного возраста. Они направлены на решение различных задач традиционной педагогической системы. Однако к инновационному образованию могут быть отнесены лишь те из них, которые ориентированы на развитие у детей инновационного мышления, способности генерировать новые идеи.

       Одной из таких новых педагогических технологии творческой ориентации стал метод ТРИЗ, разработанный на основе теории Г.С. Альтшуллера (теории решения изобретательских задач), способный качественно повысить эффективность образования, в том числе и дошкольного.

      Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 90 – х.  годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно - мыслящих личностей, умеющих решать проблемы.   Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. - Средство работы с детьми – педагогический поиск. - Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…» - Занятие - не форма, а поиск истины» (С.В.Гин, А.А.Нестеренко, Т.А.Сидорчук, И.Н.Мурашковска и др.)

    Об актуальности использования   технологии ТРИЗ свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе она упоминается в контексте с  гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным  и деятельностным подходами.

ТРИЗ - технология, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. У педагога должна быть возможность обеспечить свое профессиональное саморазвитие как субъекта профессиональной деятельности, так как профессиональное саморазвитие педагога - неотъемлемое условие саморазвития воспитанника: увлечь чем-либо других может только сам увлеченный, научить - умеющий, обогатить духовными ценностями - имеющий их.                                                                                                               Практическая значимость.                                                                                                                                     

На современном этапе развития дошкольного образования у педагога должны быть сформированы способности осознавать и анализировать свою жизненную позицию, делать выбор в интересах сохранения и развития своей личности, совершенствования профессиональной деятельности. Педагог, стремящийся достичь профессиональных высот, должен быть готов к новому, ему необходима гибкость в процессе деятельности, ее анализа; наблюдательность; дальновидность в прогнозе новых событий и возможных проблем.

      Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись  с историей возникновения ТРИЗ - технологии, с опытом работы, профессиональными интересами педагогического коллектива и учитывая желание педагогов освоить технологию ТРИЗ, была разработана концепция методического сопровождение педагогов ДОУ, содержащая стратегию и тактику работы, обеспечивающая оптимальную инновационную деятельность.

Методологические основы сопровождения.

  Анализ деятельности педагогов в ДОУ выявляет противоречие между тем, что современный педагог должен обладать профессиональной компетентностью, иметь субъектную позицию педагога, уметь использовать свой опыт, а с другой стороны не всегда методическая работа в ДОУ построена так, чтобы помочь педагогу, поддержать его стремления и интересы, обогатить его профессиональную компетентность. Возникает проблема организации методической помощи педагогам и сохранения при этом их интереса, самостоятельности, активности (субъектной позиции).  Система методического сопровождения позволяет разрешить это противоречие.

  Понятие сопровождение может рассматриваться как процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение или действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

   Под методическим сопровождением педагогов  понимается специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и педагога, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта. А так же в оказание помощи педагогу в освоении новых инновационных технологий. Научные подходы сопровождения:

  Философский подход.

Человек рассматривается как целостное единство биологического и социального, поэтому организуя взаимодействие с педагогами в рамках сопровождения, мы будем учитывать индивидуальные особенности каждого педагога. Содержание, формы, способы сопровождения должны соответствовать индивидуальным возможностям, задачам развития педагога.

  Гуманистический подход.

Методическое сопровождение будет основываться на создании условий для возможности саморазвития педагогов.

Взаимодействие будет строиться на основе сотрудничества, взаимоуважения, учитывая право педагогов на собственное мнение.

Сопровождаемый педагог это - самостоятельный и активный субъект своего развития.

  Системно-комплексный подход.

Работа должна быть построена системно, постоянно, не прерываясь  в течение необходимого времени.   Преемственность и последовательность сопровождения - все содержание строится в строгой иерархической последовательности с постепенным усложнением. Целесообразно разработать комплекс мероприятий, помогающих решать проблемы с разных сторон.

 

Принципы методического сопровождения.

Принцип приоритета гуманистических педагогических ценностей, - которыми являются развивающаяся личность педагога как самоценный субъект непрерывного педагогического образования.

Принцип открытости межличностных отношений -  приоритетными являются искренность и естественность во взаимодействии сопровождаемого и сопровождающего, что позволяет повысить  взаимопонимание.

Принцип расширения сферы самосознания педагога - осознание педагогом своих внутренних потенциальных возможностей, необходимых для решения появившейся проблемы и необходимых для его профессионального роста. 

Принцип активизации субъект - субъектного взаимодействия - целесообразность сопровождения; организация взаимодействия, только если оно действительно необходимо, добровольно и осознанно субъектами взаимодействия.

Принцип приоритета интересов сопровождаемого – стремление сопровождающего решить проблему с максимальной пользой для педагога.

Принцип непрерывности сопровождения - непрерывная помощь и поддержка педагога в решении проблемы,  которые прекращаются, как только решение найдено.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – у педагогов, разный уровень владения технологией ТРИЗ. В зависимости от  этого уровня возможна корректировка плана реализации методического сопровождения.

Принцип реализации маршрута индивидуальной педагогической деятельности -  увеличение степени свободы педагога при выборе и решении профессионально-педагогических проблем, предполагающий рекомендательный характер советов сопровождающего, что означает самостоятельность и ответственность педагога за решение проблемы.

Цель методического сопровождения. 

Обеспечить сопровождение педагога в процессе освоению ими технологии ТРИЗ.  Создать условия для становления субъектной позиции педагога при решении  профессиональных задач, а так же направленные  на формирование их профессиональной компетентности.

Задачи методического сопровождения.

1. Обучить педагогов методам и приемам ТРИЗ, современным подходам к планированию, новым формам проведения совместной деятельности.

2. Помочь педагогам внедрить технологию ТРИЗ  в педагогический процесс.

3. Способствовать раскрытию творческого потенциала через  использование ТРИЗ - технологии.

4. Мотивировать педагогов на самостоятельный поиск и использование инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Этапы методического сопровождения.

1 этап – Аналитико-диагностический (выявление проблемы для сопровождения)

- диагностика и самодиагностика

- определение трудностей и проблем

- совместное формулирование возможных путей решения проблемы

- выбор педагогом из предложенных вариантов своего пути.

 Мероприятия:

- диагностика компетентности педагогов в использовании инновационных технологий.

- анкетирование педагогов «Современные технологии в ДОУ».

- наблюдение за педагогами в процессе их профессиональной деятельности.

- индивидуальная беседа с педагогами «Инновационные технологии за и против».

2 этап – Проектировочный.

- обсуждение содержания работы.

- создание сопровождающими образовательной среды.

- привлечение других специалистов, способных оказать помощь.

Мероприятия:

- составление индивидуальных  маршрутов сопровождения.

- организация в методическом кабинете выставки имеющегося обобщенного опыта по освоению технологии ТРИЗ.

-  картотека электронных образовательных ресурсов (сайтов), где представлен опыт педагогов работающих по технологии ТРИЗ.

- тематический стенд «ТРИЗ – технология в детском саду»

- обмен опытом (приглашение педагогов из других ДОУ, которые успешно освоили и внедряют технологию ТРИЗ в своей профессиональной деятельности).

- создание библиографии и списка интернет - источников «ТРИЗ в детском саду».

3 этап – Реализация.

- оказание первичной помощи, корректировка маршрута.

-  поддержка и систематическая помощь педагогу, путем использования определенных методов и приемов.

Мероприятия:

- Обучающий семинар для педагогов «Что такое ТРИЗ – технология».

- Индивидуальные и групповые консультации по темам: «ТРИЗ в режимных моментах»; «Применение “маленьких человечков” в развитии маленьких детей» и другие.

- Индивидуальные и групповые практикумы «Методы и приемы ТРИЗ - технологии».

- Деловая игра «Мозговой штурм» (для обсуждения с педагогами возникающих проблем в процессе освоения ТРИЗ - технологии, помощь в поиске решения этих проблем).

- мастер класс по изготовлению наглядных и методических пособий для освоения ТРИЗ – технологии и их применения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

4 этап - Контрольно-оценочный.

Совместное обсуждение результата, определение дальнейшей работы по освоению и внедрению технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ или по устранению выявленных недочетов.

Таким образом, представленная концепция методического сопровождения педагогов ДОУ в процессе освоение ими технологии ТРИЗ предусматривает: 

повышение профессиональной компетентности педагогов (овладение технологией ТРИЗ, раскрытие творческого потенциала).

- внедрение технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; 

- обобщение и распространение опыта работы «Развитие творческой личности на основе ТРИЗ – технологии».

Список литературы.

1. Алехина И. В. Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период [Текст] / И. В. Алехина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.).  – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 307-310.

2. Бережнова JI.H. Сопровождение учителя при решении проблем модернизации образования // Модернизация общего образования на рубеже веков. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - с. 122-128.

3. Лаптева Л.Б. Сопровождение учителя в условиях преобразования школы как фактор повышения качества образования // Модернизация общего образования на рубеже веков. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. -с. 132-136.

4. Полянский М.С. Психолого-педагогическое сопровождение как компонент общей программы модернизации образования в России // Модернизация общего образования на рубеже веков. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.-с. 128-131.

5. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследования к технологиям сопровождения: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции, 22-24 апреля 2009 г. – СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

6.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998

7.  Юсфин С.М., Михайлова H.H. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. -М.:МИРОС, 2002.-208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении «АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

"АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ" Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

«Методическое сопровождение педагогов ДОУ в процессе освоение ими технологии ТРИЗ».

Изучив методическую литературу, познакомившись  с историей возникновения ТРИЗ - технологии, с опытом работы, профессиональными интересами педагогического коллектива и учитывая желание педагогов о...

Городской обмен опытом на тему «Методическое сопровождение работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в рамках НРК»

Понимание Родины у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родного края, красоту родной земли, красоту человека, живущего на ...

Городской обмен опытом на тему: "Методическое сопровождение педагогов в реализации ООП ДО"

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный но и значемый характер....

Педагогическая гостиная по теме: «Методическое сопровождение патриотического воспитания дошкольников».

Педагогическая гостиная  для заместителей заведующих по УВР и старших воспитателей ДОУ....

План мероприятий, посвященных неделе стандарта по теме: «Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»

План мероприятий, посвященных неделе стандартаМария Клочкова План мероприятий, посвященных неделе стандартаУтверждаю:Заведующий МБДОУ д/с №14___С. В. КозловаПлан мероприятий,посвященных неделе ст...