Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
материал (старшая группа) на тему

Ибрагимова Гюзель Наилевна

Инновационный педагогический опыт

воспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

 

 

 

 

Ибрагимовой Гюзель Наилевны

по теме: «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_v.r._opyt_raboty_po_teme_gyuzel.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт

воспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Ибрагимовой Гюзель Наилевны

по теме:

«Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника»

       «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и  любознательности».

В.А. Сухомлинский

                             Актуальность и перспектива. 

       Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В то же время, сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков. По-прежнему недооценивается значение подвижных игр как основного средства комплексного развития ребенка - его физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитанию у детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости.

    Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них -  это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

    Игровая деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности, речи.

      Игра - это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры- взаимоотношение между взрослыми людьми- в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

     Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Условия формирования ведущей идеи опыта.

       Для успешной работы по физическому развитию детей дошкольного возраста, большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. Только в этом случае будет видна положительная динамика физического развития и укрепления здоровья детей. Игры вызывают устойчивый интерес к непосредственно образовательной деятельности,  поэтому, работая над данной проблемой, я поставила перед собой следующие цели и задачи:

- укрепление здоровья дошкольников через игру;

- содействие в овладении жизненно необходимыми двигательными навыками;

- воспитание у детей необходимых морально – волевых и физических качеств;

- выработка потребности в самостоятельной организации  подвижных игр.

Поэтому появилась  необходимость:

- познакомить детей с основными видами игр, направленных на физическое развитие и оздоровление детей, их  содержанием;

- способствовать развитию физической активности и самостоятельности, которые приводили бы к формированию нравственных качеств и  навыка жизни в коллективе.

       В совокупности,  все это определило тему моего педагогического опыта  «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника».

                                     Теоретическая база опыта.

      На протяжении последних лет мы видим грустную статистику частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Причин тому великое множество: экологические, социальные, генетические, и многие другие. Одна из них - невнимание взрослых к здоровью детей. А ведь взаимодействие различных движений в процессе игры обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.               Неразвитость моторной сферы ребенка может затруднять его общение с другими людьми. В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности, поэтому использование физических упражнений позволяет формировать у ребенка трудолюбие, самостоятельность в выполнении работы, творческое отношение к делу.   Произвольность и осмысление движений позволяют успешно овладевать учебными навыками.

     Основные движения, которые активно развивает педагог в процессе физического развития: ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, бросание, ловля, метание, строевые упражнения, упражнения на равновесие. Они гармонизируют физическое состояние ребенка, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма.

      Именно поэтому теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях полноценного физического развития дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога. Моя работа по данному направлению строится на основе учебно методических пособий:

* Федорцева М. Б. «Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения»,

* Фадеев О. В. «Использование подвижных игр как средство развития двигательной активности»,

* Конеева Е. В. «Детские подвижные игры».

    Выдающийся исследователь в области советской психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. По его мнению она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходят в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

                                      Технология опыта.

          В своей работе по развитию у детей интереса к подвижным играм, я использую разные формы и виды деятельности, что позволяет детям обучаться не навязчиво и интересно. В своей работе я выделила следующие приоритеты:

1. Создание атмосферы психологического комфорта в группе.

2. Знакомство с сюжетными подвижными играми.

3. Знакомство с бессюжетными подвижными играми.

4. Знакомство с игровыми упражнениями.

5. Знакомство с играми-забавами.

    Регулярное проведение занятий с использованием подвижных игр, двигательных рассказов направленных на развитие двигательной активности детей, существенно влияет на улучшения физического развития детей младшего дошкольного возраста.

   В целях полноценного физического развития детей  дошкольного возраста, а также укрепления здоровья детей мною проводятся различные подвижные игры, а также спортивные развлечения, в которых дети принимают самое активное участие. Для того чтобы моя работа не теряла смысл, большое внимание уделяю работе с родителями по данной проблеме. Провожу с ними беседы, консультации, круглые столы. Благодаря этому происходит тесное взаимодействие в работе детского сада и семьи.

                                        Анализ результативности.

      Опыт работы, который я накопила, показывает, что у детей дошкольного возраста гораздо быстрее достигается норма в физическом развитии, что ведет за собой качественный рост результатов обучения. Мониторинг воспитанников в ходе наблюдения, анкетирования, анализа самостоятельно выполняемых упражнений детьми и проведенный анализ результатов позволяет говорить о целесообразности проведенной работы. То есть, при создании условий по формированию двигательной активности у дошкольников в процессе проведения подвижных игр, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по их развитию у детей младшего дошкольного возраста выработка правильных привычек проходит в максимально короткое время, формируется правильная осанка, двигательные навыки, координация движений, пространственное ориентирование.

     Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность позволяет формировать у детей  устойчивый интерес к подвижным играм, а также способствует сохранению и укреплению здоровья детей. Подвижные игры необходимы для единства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального воспитания; для достижения полной гармонии с самим собой и с окружающим миром; для возможности реализации свободы и выбора действий, что является необходимым для качественной подготовки детей.

          Трудности и проблемы при использовании данного опыта.          Анкетирование родителей воспитанников, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как правильно укреплять здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр.

        Основная проблема заключается в том, что родители уделяют недостаточное внимание двигательному режиму ребенка, а дети испытывают "двигательный дефицит". В связи с этим задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Чувствуется скованность, неуверенность.

       Не каждый человек, а тем более ребенок, может правильно реагировать на изменения в окружающей среде, необходимо обучать детей и их родителей восполнять жизненные силы, вести здоровый образ жизни, помогать своему организму, создавать оздоравливающую развивающую среду.

       Важно помнить о том, что физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе. В результате проведения системы мероприятий и многократного повторения специальных дидактических, подвижных игр происходит формирование бережного отношения к своему здоровью и его укрепление.

           

                 Адресные рекомендации по использованию опыта.

Инновационный педагогический опыт «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника» может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Исаевой Флоры Вялиулловны по теме "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику"

Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, спос...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Карабановой Наили Ахмедулловны

Тема инновационного опыта «ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ И СЕМЬИ» выбрана не случайно, так как  проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время п...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Хасановой Ирины Владимировны по теме: «Роль театрализованных игр в формировании личности дошкольника».

Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий....

Индивидуальный план работы воспитателя на 2014 -2019 г.г. МБДОУ «Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» комбинированного вида» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» Тохбатовой Гульнар Нигматзяновны на межаттестационный период по повышени

Индивидуальный план работы воспитателя на 2014 -2019 г.г.МБДОУ «Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» комбинированного вида» Высокогорского муниципального района Республики Татар...

Инновационный педагогический опыт инструктора по физической культуре МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Янгляевой Ольги Алесандровны

Инновационный педагогический опыт инструктора по физической культуреМБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»Лямбирского муниципального района Республики МордовияЯнгляевой О...

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Ичалковского муниципального района Рябовой Татьяны Александровны 2023 год

Представление педагогического опыта воспитателяМДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»Ичалковского муниципального районаРябовой Татьяны Александровны ВведениеТема опыта: ...