Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
    статья на тему

    Сажина Оксана Александровна

         По статистике каждый десятый жертвой дорожно-транспортного происшествия становится ребенок. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо необычным, он попадает на улице в опасные ситуации, особенно в летний период. Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в ближайшем окружении. Это тем более важно знать будущему школьнику, так как ему приходится преодолевать путь от дома в школу и обратно

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное   образовательное учреждение

    «Детский сад № 18»

    ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

    Сажина Оксана Александровна

      Воспитатель

    образование среднее педагогическое

    педагогический стаж 10 лет

    г.Чита, 2012г

    Окружающая среда – это не только семья, детский сад, школа, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может как-то себя проявить.

    А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие».

    Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения.

    Предоставленные самим себе, дети, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой.

           По статистике каждый десятый жертвой дорожно-транспортного происшествия становится ребенок. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо необычным, он попадает на улице в опасные ситуации, особенно в летний период. Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в ближайшем окружении. Это тем более важно знать будущему школьнику, так как ему приходится преодолевать путь от дома в школу и обратно.

    В связи с этим проблема детского дорожно-транспортного травматизма как никогда актуальна, и серьезно стоит не только перед работниками ДПС, но и педагогами, и родителями.

    Проанализировав уровень знаний детей о правилах дорожного движения,   были выявлены проблемы. Так дети слабо ориентировались в окружающем пространстве, не проявляли интереса к вопросам формирования безопасного поведения на улице, были мало знакомы с правилами дорожного движения.

            Диагностика родителей о безопасном поведении детей на улице показала, 35% не знают, что рассказать детям о правилах дорожного движения, либо отвечают, что нет времени.  15 % родителей сами часто бывают нарушителями правил дорожного движения, переходя проезжую часть дороги в неустановленном месте, демонстрируя тем самым определённый стереотип поведения для своих детей. Только (50%) ответили, что соблюдают правила дорожного движения и обращают внимание детей на правила безопасного поведения на улице.

    Основываясь на данных фактах, в процессе работы мною был разработан проект для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Зеленый огонек», направленный на то, чтобы дать детям теоретические и практические знания, без которых ребёнок не может освоить азы безопасного поведения на улице; донести до родителей важность воспитания грамотного пешехода. 

           Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка пешеходов-дошколят. Условия детского сада позволяют решить проблему воспитания грамотного пешехода, применяя различные формы работы.  Обучение азам дорожной грамотности основано на переживании радости познания окружающего мира, на подлинном интересе.

            В ходе совместной деятельности педагогического коллектива была разработана «модель» юного пешехода. В образ грамотного пешехода были включены следующие параметры:

    • умение ориентироваться в окружающей обстановке;
    • знания дорожных знаков;
    • умения безопасного поведения на улице;
    • умения культурного поведения на улице и в общественном транспорте.

    Для того чтобы обучение правилам дорожного движения проходило интересно и ненавязчиво я постаралась, прежде всего, создать для этого необходимые условия. Оборудовали участок переносными дорожными знаками.  В группе создан уголок по безопасности движения «Автоград». В нём установлен светофор, дорожные знаки, изготовлены макеты микрорайонов города, на столе разлинована автотрасса с обозначением пешеходных переходов. «Автоград» оказался любимым местом, где дети с увлечением играют, одновременно отрабатывая, закрепляя знания правил дорожного движения.

    В игре, как и в настоящей жизни, у маленьких шоферов есть права на вождение автомобиля, которые может получить каждый, сдав экзамен по правилам дорожного движения. А за детьми следит зоркий глаз инспектора ДПС, роль которого на первых порах принадлежит воспитателю.

    Строгие правила игры (за нарушение правил водитель выбывает из игры) воспитывает у детей потребность быть внимательными и дисциплинированными. Для знакомства с дорожными знаками и правилами дорожного движения в группах есть настольно-печатные  дидактические,

    сюжетно-ролевые игры. Именно в играх ребенок легко и быстро запоминает то, что может показаться ему скучным и неинтересным.

    Хорошим подспорьем в работе является рассматривание картин, заучивание стихотворений,   специально подобранная художественная литература, которая помогает решать задачи на выполнение правил поведения пешеходов на улице и в общественном транспорте, правил организованности и дисциплинированности на дорогах  города.

    В своей работе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, так же ориентируюсь на программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой, Н.Н.Авдеевой, а именно раздел «Ребенок на улицах города. Начиная с младшего возраста,  ведется работа по ознакомлению детей с различными видами транспорта, воспитанию у детей умения вести себя на улице и проезжей части дороги. Соблюдение правил – это результат воспитанности. Исследования психологов показывает, что у детей наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении. Осознанное применение правил дорожного движения невозможно, если дети не умеют различать и называть (в зависимости от возраста) левую, правую сторону, середину. Правила дорожного движения требуют от ребенка ориентировки в пространстве и правильно реагировать на изменения окружающей обстановки. Чтобы добиться успеха в освоении правил дорожного движения осуществляем связь между всеми разделами программы

    На занятиях по коммуникации, социализации, художественного творчества, познании, физической культуры, музыкальных и других видах деятельности уделяют внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. С правилами дорожного движения детей знакомлю систематически и последовательно, усложняя программные требования от занятия к занятию. Во время целевых прогулок направляю  внимание детей на движение пешеходов, транспорта, дети называют  цвета светофора, знакомятся с улицей, со словами: «светофор», «тротуар», «пешеход», «переход», «машина».  Полученные на прогулке знания воспитанниками закрепляли  в процессе занятий: на аппликации - наклеивании светофора; на занятии по формированию элементарных математических представлений – учит различать левую и правую стороны; на конструировании – строительство улицы, дороги. На физкультурных занятиях учимся  двигаться в определенном направлении – вперед, назад. Проводились подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Светофор», «Найди свой цвет» и др. Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки. Дети в старшей  группе уже  четко знают и практически используют имеющиеся знания правил дорожного движения на улице, знают дорожные знаки, знают о работе сотрудников ГИБДД.  Обыгрывают правила дорожного движения в различных играх. Практически все дети моей группы умеют переходить улицу, четко знают дорогу от дома до сада.

          Особую радость детям доставляют праздники и развлечения. Это наиболее широкая взаимосвязь закрепления полученных знаний, умений в обучении дошкольников правилам дорожного движения.

          В любом развлечении обязательно присутствуют игровые персонажи: Карлсон, доктор Айболит, Светофор, Дядя Степа, Незнайка. Для детей очень важно, не только самим чему – либо научиться и узнать что – то новое, но и обязательно научить своего любимого героя всему, что знают и умеют сами. Увлекательно проводим с  педагогами соревнования в присутствии работника ДПС между командами, вечера досуга «Светофор», «На помощь в Светофорию», «Незнайка на улице», викторину «Красный, желтый, зеленый» и т.д..

    Старшая медсестра обучает  детей оказанию первой медицинской помощи. Было проведено много практических занятий, на которых дети учились правильно оказывать помощь пострадавшему при потере крови, при ушибах и при ожогах, накладывать шины при переломах.

    В течение всего периода реализации проекта «Зеленый огонек»  ведётся  большая работа  по правилам дорожного движения с родителями, привлекаю  к изготовлению материала для проведения занятий, игр, выполнению различных заданий с детьми. Например, родители вместе с детьми выполняли работы по рисованию и изготовлению макетов в домашних условиях, а в ДОУ была организована выставка работ по правилам дорожного движения. С родителями проводятся различные консультации по профилактике дорожно-транспортного травматизма, семейные мастер-классы «Дорожный калейдоскоп», «Дорога и дети», в родительском уголке  оформляется наглядно-информационные стенды «Поговорим о самом главном!», папки-передвижки на данную тематику которые периодически обновляются.

    Следует заметить, что работа с родителями не всегда приносила удовлетворение. Потребовалась серьезная разъяснительная работа сотрудников ДПС и педагогов, чтобы вовлечь родителей в реализацию проекта.

    В закреплении детьми правил дорожного движения значительную роль играет библиотека и театр кукол. В библиотеке дети знакомятся с художественной литературой по правилам дорожного движения.  Театр кукол неоднократно приезжает в детский сад со спектаклями, которые вызывали живой интерес у детей и ненавязчиво закрепляли правила грамотного и культурного поведения детей.

           Так, шаг за шагом, проводя работу с детьми и их родителями, я добиваюсь того, что дети уйдут   в школу с хорошими и осознанными знаниями и навыками правил дорожного движения полученные в ДОУ, эти знания служат фундаментом для подготовки ребенка к обучению в школе, обеспечивают самостоятельность и культуру поведения на улице наших выпускников.

            Роль ДОУ в предупреждении дорожно-транспортного травматизма велика, так как систематическая, целенаправленная, правильная воспитательная работа с дошкольниками создает прочный навык поведения детей на улице, помогает сохранить жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает самостоятельность и осознанность поведения детей на улице.

    Знание «Дорожной грамоты» поможет моим  воспитанникам стать более дисциплинированными и самостоятельными пешеходами. Результативность  работы подтверждается тем, что за два года  кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил дорожного движения нашими воспитанниками.

    Список используемой литературы

    1. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения. – СПб., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 96с.
    2. Гарнышова Т.П. «Как научить детей ПДД» С.П – 2009г.
    3. Лукина Л.И. Безопасность ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ. Сфера, 2007.-144 с.- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
    4. Методические рекомендации по организации работы школ, детских садов и оздоровительных лагерей по предупреждению детского дорожного - транспортного травматизма. – Чита: «Экспресс – издательство», 2004. – 88с.
    5. Помнова Л.Б., Извенова А.Н. «Занятие по правилам дорожного движения» М – 2009г.
    6. Стеркина Р.Б., Князева О.Л., Авдеева О.Н. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
    7. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей- М.:

         Книголюб, 2007.- 80с.

    1. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 80 с.-  (Вместе с детьми)
    2. Фаулина Т.Ф. «Три сигнала светофора» М – 2009г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Познание самого себя как одно из направлений социально- личностного развития ребенка дошкольника"

    "Научно-практическая конференция педагогических работников дошкольных образовательных учреждений"...

    ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

    В материале содержится информация о формирование у детей  дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений  и навыков об основах безопасности жизнедеятельности....

    Сообщение из опыта работы «Праздник в ДОУ - как одно из важнейших условий развития личности ребенка»

    Праздники являются могучим воспитательным средством, атмосфера происходящего оказывает положительный эффект на эстетическое воспитание ребенка....

    Презентация игр по формированию основ безопасности и жизнедеятельности дошкольников

    Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту.За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека, часто из-за шалос...

    Формирование основ безопасности и жизнедеятельности, как одно из направлений социального развития личности дошкольника

    В статье рассказано о правилах поведения ребёнка, от которых зависит его здоровье и безопасность....

    «Трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста».

    Уважаемые педагоги, тема моего выступления: «Трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста».Свое выступление хотелось бы начать...

    Патриотическое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников

    Одна из самых актуальных задач нашего времени – нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения....