«Инновационные подходы в организации творческого развития и инициативы детей»
статья (средняя группа)

Емельянова Ольга Александровна

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Инновационные подходы в организации творческого развития детей»

                                 Емельянова О.А., воспитатель

                                 МДОУ детский сад№5 п. Светлый

         Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

          В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

          Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

В нашей группе для детей младшего дошкольного возраста достаточно большое пространство отводится для удовлетворения потребности в двигательной активности.

Пособия и игрушки располагаем так, чтобы они не мешали свободному перемещению детей. Мебель в нашей группе мобильная и соответствует всем требованиям. Это позволяет детям с лёгкостью доставать нужные для них игрушки, конструкторы. С помощью взрослых можно поставить мебель так, чтобы детям можно было разделиться по интересам.  Что же касается оборудования, то  оно  прежде всего, доступное и безопасное, крупное и яркое, привлекающее внимание малыша, позволяющее каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогом и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Центр сенсомоторного развития

Среди разнообразия игровых центров немало важную роль играет центр сенсомоторного развития. Здесь дети с удовольствием играют в такие игры как « Лабиринты», цель которой прогнать по лабиринту две бусинки. Есть  «Мягкий конструктор» он изготовлен из липучек. С его помощью дети могут создавать разные фигурки по принципу счётных палочек. Увлекательная игра «Накорми животных», в этой игре ребята подбирают корм для животных, одновременно развивая моторику. Очень занимательная игра « Собери бусы» играя в эту игру, ребятишки не только развивают сенсорику и моторику, но и творческие способности, нанизывая на верёвочку разноцветные колпачки от фломастеров.  

Ещё ребята любят разглаживать фольгу, перебирать фасоль и горох, рисовать на подносе с манной крупой или песком.

Мотают клубочки, делают упражнения с шариками и массируют ручки массажными мячами.

Одно из любимых занятий  это - «Дидактическая подушка» с помощью, которой можно научиться застёгивать и расстёгивать пуговицы и молнии, завязывать узелки.

«Покорми птичек» игра отлично подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с подгруппой.                                                                                                    

Центр детского творчества предназначен для формирования творческой активности и развития художественных способностей у детей.

Наполнение уголка предполагает как традиционные так и не традиционные материалы для творчества и пополняется в соответствии с тематическим планом. Это акварельные и гуашевые краски, баночки, миски, палитры, бумага различного размера, газеты, обводки, трафареты, пластилин, игровое тесто, лепная масса, художественная литература по изо, цветная бумага, картон, цветные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, чернила, тушь. Трубочки для выдувания, палочки для процарапывания, печати, штампы, проволока, зубные щётки, пенопласт, восковые свечи, ватные палочки, клубочки ниток, салфетки, жатая бумага. Для декора имеются бусины, бисер, паетки, перья, пуговицы, обёрточная бумага.

Центр творчества снабжён «Волшебным сундучком» его наполнение помогает развитию творческой инициативы и помогает нам в исследовательской деятельности. В нём набор природного материала. Семена, ракушки, шишки, жёлуди, камушки, различные деревяшки, сухие листочки и лепестки цветов, макаронные изделия, горох, фасоль. Для проведения опытов с детками старшего возраста у нас имеются микроскоп, лупы, разнообразные колбочки и пробирки.

Литературно-театральный центр

На стеллаже с книгами ярко проиллюстрированная литература. Это просто любимые детьми книги, но книги по программе. Два – три постоянно сменяемых детских журналов. Детские энциклопедии. Книжки малышки с произведениями фольклора малых форм. Книжки – раскраски по изучаемым темам. Планы – схемы и модели для рассказывания. Книжки - самоделки. Диски с аудио и видео, записями литературных произведений. В продолжения литературного центра  центр театрализованной деятельности. Компактная ширма, наборы настольного, пальчикового, плоскостного театра, перчаточный, театр бибабо, шапок – масок дают возможность детям разыгрывать любимые сказки, придумывать новые сюжеты для давно знакомых персонажей, учиться импровизировать. В этом несомненно им помогает и уголок ряженья он помогает детям перевоплощаться согласно выбранной в игре роли.  Для его наполнения мы использовали предметы – украшения (бусы, короны, банты)  Детали для обозначения профессии, пола, подчёркивания имиджа (бескозырка, шляпы, очки, галстуки, парики, платки, шарфы). Здесь же есть и костюмы сказочных героев, маски животных.

Строительный центр

Строительный материал пользуется популярностью, как у мальчиков, так и у девочек. Конструирование из строительного материала и конструкторов  полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку, является исключительно детской деятельностью.

Физкультурно-оздоровительный центр

Одно из приоритетных направлений в работе нашего детского сада – это укрепление здоровья наших воспитанников. Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть трансформируемой, разнообразной, полифункциональной. Для этого в своей работе, мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками и с помощью родителей. Оно отвечает гигиеническим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям и соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам. Яркое, новое, интересное спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Оно вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений

«Переправа через реку» Цель: использования: развитие в координации движений, учить сохранять равновесие

«Многофункциональные стойки» Цель: развивают гибкость, координацию, упражняют в подлезании, перелезании, ходьбе, прыжках

«Тренажер для рук» Цель: укрепить мышцы бедер, рук, спины и живота; развивают двигательные способности, такие, как координация движений рук и пальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы в организации работы ДОО по поддержки детской инициативы и самостоятельности

В статье рассматриваются новые подходы по поддержки детской инициативы и самостоятельности в ДОО....

Инновационные подходы к организации коррекционно - образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения

Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения является основным элементом и необходимым условием подготовки ребёнка к школе. От того как развита моторика рук у ребёнка будет зависеть и у...

"Инновационные подходы к организации социально – личностного развития дошкольников"

Инновационные подходы к организации социально – личностного развития дошкольников...

"Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС".

Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС"....

«Актуальные проблемы и современные подходы к организации и развитию речевой активности детей

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...