Главные вкладки
Проектная деятельность. По сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры.
проект (младшая группа) по теме
Проектная деятельность По сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры.
Тема:
«Познаем, играя»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 6 «Дюймовочка»
Проектная деятельность
По сенсорному развитию детей раннего возраста
через дидактические игры.
Тема:
«Познаем, играя»
Первая младшая группа «Маша и Медведь»
Воспитатели:
Асянина Н.Г.
Лукманова Н.Г.
г. Урай
2016-2017 учебный год
Актуальность.
Приоритетным направлением работы нашего детского сада в 2016-2017 учебном году является развитие познавательных интересов и способностей в разных видах деятельности. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее.
В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения. В раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата). Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста. По мнению В.Н. Аванесовой, в образовательной деятельности, важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы непосредственно-образовательной деятельности; и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.
За содержащую основу проекта выбрана программа «От рождения до школы»,под редакцией а так же использовали технологии авторов Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», Е.Ф.Войлокова, Ю.В.Андрухович, Л.Ю. Ковалева «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, Л. А. Венгера «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
Цель проекта: формирование и развитие сенсорных способностей у детей третьего года жизни средствами дидактических игр.
Задачи:
Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Формировать сенсорные представления детей раннего возраста о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
Обогащать знания детей способам обследования предметов.
Обогатить предметно-развивающую среду дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители первой младшей группы, воспитатели.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: сентябрь — октябрь 2016г.
Основной этап: ноябрь-апрель 2016-2017г.
Заключительный этап: май 2017г.
Содержание практической деятельности:
Подготовительный этап:
Сентябрь
Сбор и анализ литературы по данной проблеме.
Анкетирование родителей.
Октябрь
Разработка содержания проекта «Познаём, играя»
Разработка консультаций для родителей о сенсорном воспитании.
Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.
Подбор материала для изготовления дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
Основной этап:
Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр.
Подбор дидактических игр, игр с элементами экспериментирования, практических заданий, стихов, загадок. Изготовление дидактических игр.
Ноябрь | ||
1 | Дидактическая игра «Что катится?» | Цель: знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом. |
2 | Дидактическая игра «Строители» | Цель: формировать умение распознавать и раскладывать предметы двух разных цветов. |
3 | Дидактическая игра «Спрячь мышку» | Цель: учить различать цвета путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. |
4 | Дидактическая игра «Разноцветные поляны» | Цель: формировать умение группировать разнородные предметы по цвету. |
5 | Дидактическая игра «Оденем кукол» | Цель: формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию. |
6 | Дидактическая игра с элементами экспериментирования «Разноцветная вода» | Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление. |
Декабрь | ||
1 | Развивающая ситуация «В гостях у зайчихи» | Цель: создать условия для совершенствования восприятия формы и цвета предметов, упражнять в умении узнавать предмет в контурном изображении. |
2 | Дидактическая игра «Разноцветные колечки» | Цель: формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, знакомить с устройством пирамидки. |
3 | Дидактическая игра с элементами экспериментирования «Какой цвет у снега?» | Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление. |
4 | Дидактическая игра «Пирамидка» | Цель: формировать устойчивый образ величины предметов независимо от их положения в пространстве. |
5 | Дидактическая игра «Разноцветные поляны» | Цель: формировать умение группировать разнородные предметы по цвету. |
6 | Дидактическая игра «Накрой на стол» | Цель: закреплять умение соотносить предметы по цвету, формировать представление о том, что цвет не зависит от формы, материала, размера. |
7 | Дидактическая игра «Угощенье» | Цель: закреплять умение группировать предметы по цвету |
Выставка художественной и методической литературы. Выставка дидактических игр и игрушек | ||
Январь | ||
1 | Развивающая ситуация «Дома для медведей» | Цель: формировать умение различать и сравнивать предметы по размеру. |
2 | Дидактическая игра «Матрешка» | Цель: формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве. |
3 | Дидактическая игра «Почтовый ящик» | Цель: привлечь внимание к форме предмета, учить примеривать вкладыши к отверстиям. |
4 | Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Разноцветные льдинки» | Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление. |
5 | Дидактическая игра «Подарки для кукол» | Цель: способствовать умению обследовать форму предметов, узнавать предмет на ощупь. |
6 | Дидактическая игра «Подбери пару» | Цель: формировать умение различать и группировать геометрические фигуры. |
7 | Дидактическая игра «Разложи по местам» | Цель: формировать умение выделять и выбирать предметы с заданными свойствами (цвет, размер). |
Консультация: «Значение дидактических игр и занятий в воспитании детей 2 – 3 лет» | ||
Февраль | ||
1 | Развивающая ситуация «Высокий-низкий» | Цель: формировать умение различать предметы по высоте, выбор «такого же» предмета. |
2 | Дидактическая игра «Что изменилось?» | Цель: закреплять умение сравнивать свойства предметов, развивать внимание. |
3 | Дидактическая игра «Сложи картинку» | Цель: формировать умение составлять картинку из частей. |
4 | Дидактическая игра «Раскрась-ка» | Цель: закреплять умение различать и называть цвета. |
5 | Дидактическая игра «Посади грибочки» | Цель: Закреплять умение группировать и соотносить по цвету разнообразные предметы, учить размещать грибки двух цветов в отверстия соответствующего цвета. |
6 | Дидактическая игра «Большой – маленький» | Цель: формировать умение различать и соотносить предметы по размеру. |
7 | Дидактическая игра «Собери квадрат» | Цель: формировать зрительное восприятие формы плоскостных фигур, учить составлять фигуру из частей. |
8 | Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Твердый-мягкий» | Цель: формировать умение различать и называть качества, знакомить с приемами обследования предметов. |
Консультация: «Формирование представлений о форме, цвете, величине». | ||
Март | ||
1 | Развивающая ситуация «Сказка про матрёшек» | Цель: развивать умение сравнивать и соотносить предметы по величине. |
2 | Дидактическая игра «Почтовый ящик» | Цель: Развивать умение различать форму предмета, развивать мелкую моторику пальцев рук. |
3 | Дидактическая игра «Длинные и короткие ленточки» | Цель: формировать умение сравнивать предметы по размеру. |
4 | Дидактическая игра «Найди свой домик» | Цель: закреплять умение различать и сравнивать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. |
5 | Дидактическая игра «Найди пару» | Цель: закреплять умение дифференцировать цвет и размер, развивать коммуникативные способности. |
6 | Дидактическая игра «Собери цветок» | Цель: закреплять умение находить предметы определенного цвета и формы. |
7 | Дидактическая игра «Магазин» | Цель: формировать умение различать и называть качества предметов, действовать по словесному указанию. |
8 | Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Подбери крышечку» | Цель: закреплять умение выявлять признаки сходства и различия, развивать мелкую моторику. |
Консультация «Игры с использованием бросового материала» | ||
Апрель | ||
Развивающая ситуация «Игрушки приходят в гости» | Цель: формировать умение различать и называть предмет по его качествам, обобщать предметы по свойствам. | |
Дидактическая игра «Геометрическое лото» | Цель: формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение. | |
Дидактическая игра «Цветочные полянки» | Цель: развивать умение обобщать предметы по свойствам и отношениям. | |
Дидактическая игра «Найди лишнее» | Цель: закреплять умение выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи. | |
Дидактическая игра «Сделай узор» | Цель: развивать восприятие формы, учить располагать предметы в пространстве. | |
Дидактическая игра «Веселый Петрушка» | Цель: способствовать формированию умения зрительного обследования формы, развивать воображение. | |
Дидактическая игра «Сложи картинку» | Цель: развивать умение составлять картинку из четырех кубиков. | |
Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Тонет-не тонет» | Цель: формировать умение различать и называть качества предметов. | |
Родительская гостиная: «Учимся мастерить и играть» Конкурс поделок на лучшую дидактическую игру | ||
Май | ||
Развлечение «Поможем колобку» | Цель: закреплять представления о свойствах, качествах и отношениях окружающих предметов. | |
Сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Мы играем». Подведение итогов реализации проекта | ||
Заключительный этап:
Предполагаемый результат:
Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:
Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
Предметно-развивающая среда обогащенная дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст – уникальный период в развитии ребенка. В последние десятилетия к нему появился особый интерес в научном мире слабость и несовершенство этого возраста, по сути, является его силой, и пр...

Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание дошкольников раннего воз...

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормаль...

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе, именно ранн...
Проект для детей раннего возраста содержит игры для развития сенсорного восприятия окружающего мира ребенком. Недельный проект, в котором каждый день проводится 6 различных игровых занятия. Среди них ...
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...