Консультация для воспитателей: "Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО"
консультация на тему

Мальцева Ольга Игоревна

Консультация для воспитателей: "Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_planirovaniya_po_fgos.doc537 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности планирования

воспитательно-образовательной работы

 в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

В настоящее время в большинстве дошкольных образовательных организаций осуществляется введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Все педагогические коллективы работают над повышением качества дошкольного образования. Воспитателям предстоит освоить новые образовательные программы, принять участие в реализации примерной основной образовательной программы образовательной организации, в которой они работают.

        ФГОС учитывает:

1. Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.

2. Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации (младенческий, ранний, дошкольный возраст). В связи с этим особая роль отводится методическому сопровождению педагогов в дошкольной образовательной организации по введению ФГОС дошкольного образования. Переход на новое содержание работы с детьми дошкольного возраста требует вдумчивого отношения к планированию воспитательно-образовательной работы с детьми.

Согласно ФГОС ДО, идет распределение видов деятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. И в настоящее время перед дошкольной образовательной организацией поставлена задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут объединены различные образовательные области.         Основным фактором интеграционного процесса выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, конструкторской, игровой, коммуникативной, двигательной, музыкальной, изобразительной, чтения художественной литературы и фольклора.

Согласно ФГОС ДО, планирование образовательного процесса в ДОУ должно основываться на комплексно-тематическом принципе. В данной модели образовательного процесса (в отличие от учебной и предметно-средовой модели) основной целью становится – сделать жизнь ребенка интереснее. В целом образовательный процесс направлен на расширение представлений ребенка об окружающем мире.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное  участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

 - Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;

 - Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;

 - Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;

 - Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

В первую очередь тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физической, социально-личностной, познавательной, речевой и художественно-эстетической).

После выбора той или иной темы мы переходим к календарному планированию.

Планирование первой половины дня (утро)

Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада.

Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности с учетом циклограммы.

При планировании индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься.

 - Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных, игр-забав) игр малой подвижности, дидактических игры. В плане пишется название и цель игры (если имеется картотека, то указывается номер карточки);

 - В первой половине дня планируются беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Тематика проводимых бесед выбирается с учетом возраста детей, изучаемой лексической темы, также может сопровождаться рассматриванием иллюстраций;

 - В плане отражается трудовая деятельность детей. Планируется труд в уголке природы, трудовые поручения в игровых уголках;

 - В плане отражается работа воспитателя по привитию детям культурно-гигиенических навыков.

Организованная образовательная деятельность - реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно (согласно сетке занятий).

Планирование прогулки

В режиме дня каждой возрастной группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней. Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности: подвижные игры, труд, наблюдение.

 - На прогулке воспитатель планирует не только условия для возникновения и развития подвижных игр детей, но и сам играет с детьми. В календарном плане воспитатель указывает тематику игры, атрибуты. В подвижной игре принимает участие вся группа. Игра планируются с учётом сезона, состояния погоды, определяется ее цель;

 - На прогулке планируются наблюдения в природе: за живой и не живой природой, социальным миром, растениями;

 - Планируя объём и содержание трудовой деятельности, воспитатель предусматривает обучение детей некоторым практическим навыкам работы в природе;

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения), затем подвижные игры, трудовая деятельность детей.

Также на прогулке возможно планирование индивидуальной работы по речевому развитию, экологии, различные варианты физических упражнений.

Планирование второй половины дня

Включает в себя: постепенный подъем, воздушные, оздоровительные и закаливающие процедуры (гимнастика после сна).

Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, упражнениями для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами самомассажа. Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур. 

Основное место во второй половине дня занимает разнообразная игровая деятельность детей:

 - Сюжетно-ролевые игры отражают не только создание условий для развёртывания самих игр, но и показ детям конкретных игровых действий. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями воспитатель планирует условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к играм вместе;

 - Воспитатель планирует игры со строительным материалом, игры-драматизации, подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры), развлечения: кукольный, настольный и теневой театры, концерты, спортивные, музыкальные и литературные досуги;

 - Для расширения кругозора детей воспитатель планирует чтение художественной литературы, рассказывание сказок, разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, рассматривание репродукций, картин, иллюстраций.  

Данный способ планирования воспитательно-образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей. 

Подготовила воспитатель

старшей группы №3 МБДОУ №19

Мальцева О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Особенности организации двигательной активности в режимных моментах в соответствии с ФГОС ДО "

Консультация для воспитателей"Особенности организации двигательной активности в режимных моментах в соответствии с ФГОС ДО "...

Консультация для воспитателей "Особенности речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

МАДОУ «Детский сад № 34» г.о.Химки  Консультация для воспитателейОсобенности речевого развития дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС»  Подготовила в...

Консультация для воспитателей "Особенности и планирование воспитательной работы в соответствии с ФГОС"

Консультация для воспитателей "Особенности  и планирование воспитательной работы в соответствии с ФГОС"...

Консультация для воспитателей «Особенности современной семьи. Формы работы»

Консультация для воспитателей «Особенности современной семьи. Формы работы»...

Консультация для воспитателей "Особенности организации летне-оздоровительной работы с детьми в ДОО"

Консультация для воспитателей "Особенности организации летне-оздоровительной работы с детьми в ДОО"...

Консультация для воспитателей "Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для воспитателей "Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период в соответствии с ФГОС ДО"...

Консультация для воспитателей «Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха»

Материал с описанием задач воспитателя по обучению речи детей дошкольного возраста в течение всего дня. Описана слухо-речевая среда, условия ее создания....