Главные вкладки

    Творческий проект на тему: «Приобщение дошкольников к русским народным традициям».
    проект (старшая группа) на тему

    Коленова Елена Викторовна

    В проекте представлена система работы по организации с детьми дошкольного возраста духовно-нравственного воспитания, культурного и творческого развития на основе традиций русской культуры. А так же взаимодействие с родителями  по созданию в детском саду уютной домашней обстановки с развивающей предметно-пространственной средой. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №42 «ЯРОСЛАВНА» ГОРОДА ОБНИНСКА. 

    Творческий проект на тему: «Приобщение дошкольников к русским народным традициям».

    Номинация: «Создание предметно-пространственной среды на основе традиций русской культуры».

     Воспитатель - Коленова Елена Викторовна.

    2017год.

    В проекте представлена система работы по организации с детьми дошкольного возраста духовно-нравственного воспитания, культурного и творческого развития на основе традиций русской культуры. А так же взаимодействие с родителями  по созданию в детском саду уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой. Данный  проект был выбран нами в ходе знакомства с программой воспитания и обучения «Культура и творчество в детском саду» А. В.  Бородиной и апробации её в нашей группе ДОУ.  Программа легла в основу нашего проекта.


    Тип проекта: творчески - игровой.

    Участники проекта:

    • воспитатель
    •  дети
    • родители
    • специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, педагог по ИЗО деятельности).

    Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2015г. - май2016г).

    Актуальность темы:

    • Детство - время развития душевных и телесных сил человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. На ценностях родной культуры у детей следует формировать духовный мир ребенка, отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству. По мнению Д.С.Лихачева, именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность, чтобы в дальнейшем ребёнок смог освоить, сохранить, развить и передать дальше  своё культурное наследие, не утратив своей исторической  самобытности. Именно поэтому приобщение новых поколений к  традициям национальной культуры является актуальным педагогическим вопросом современности.
    • Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Формирование основ русской культуры должно пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни в детском саду и дома.
    • Вековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа в воспитании уважения и гордости за землю, на которой мы живём.

    Цель проекта: Создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников на основе приобщения детей к истокам русской народной культуры.

    Задачи проекта:

    • Пробудить интерес детей и их родителей к истории и культуре России и  Калужского края.
    • Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
    • Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
    • Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.
    • Сформировать чувство национального достоинства.
    • Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детском саду уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой на основе традиций русской культуры.

    Гипотеза. Соприкосновение с русскими народными традициями духовно обогащает ребенка, способствует воспитанию гордости за свой народ. Приобщение к участию в народных праздниках и обрядах дает детям возможность на практике познать культурно-исторический опыт своего народа. Реализация проекта позволит объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в успешной социализации детей и формировании устойчивого интереса к народной культуре, её ценностям.

    Ожидаемые результаты.

    • Дети имеют представление о русских-народных традициях. О семейных традициях празднования Рождества Христова, Масленицы, Пасхи Господней.
    •  Проявляют интерес к изучению русской народной культуры.
    • Используют в своей речи устный народный фольклор, с радостью играют в народные игры , используя считалки и правила.
    • Имеют элементарное представление о русском народном костюме.
    • Бережно относятся к предметам быта и  произведениям народного творчества.
    • Родители создали «Банк идей- добрых семейных традиций» , которые могут использовать в своей семье, или на их основе создать собственные.
    • Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога ДОУ по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры и народным традициям.

    Итоговое мероприятие:

    •  Праздник «Пасхальные игры - старинные обычаи на Руси».
    •  Выставка совместных творческих работ «Пасху радостно встречаем».

    План деятельности.

    Этапы проекта.

    Деятельность

    Деятельность

    педагога

    детей

    семьи/социальных партнёров

    1Организационно-подготовительный

    Диагностика.

    Обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта; подбор литературы; прогнозирование результатов.

    Обсуждение воспитателя с детьми вопросов, связанных с проведением проекта.

    Анкетирование родителей.

    2.Планирование

    Составление перспективных планов работы с детьми и взаимодействию с родителями.

    Вживание в ситуацию, планирование задач, распределение обязанностей.

    Вживание в ситуацию, планирование задач, распределение обязанностей.

    3.Деятельностнй/ продуктивный

    Непосредственная деятельность по проекту (проведение бесед, народных праздников), индивидуальная работа с детьми, поэтапная оценка.

    Деятельность по плану.  Внесение дополнений. Знакомство с устным народным творчеством русского народа.

    Привлечение родителей к предстоящим мероприятиям; индивидуальные консультации по участию. Приглашение учеников 4 класса школы№16, ведущих шефскую работу в группе для участия в праздничных мероприятиях.

    4.Завершающий

    Совместная с детьми деятельность, самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы.

    Диагностика. Подготовка презентации для выступления «Из опыта работы».

    Участие в праздниках, обрядах.

    Участие в праздниках. Совместная деятельность с детьми, выставки: «Подскажите-ка друзья, где здесь мама, а где я?», «Рождественская елочка», «Пасху радостно встречаем». Оформление газет, альбомов «История твоего имени», «Семейные традиции».

    Мониторинг.

    • Анкетирование родителей на тему: «В каждой семье свои традиции» (Знакомство с опытом воспитания детей в семьях).
    •  Диагностика детей на выявление имеющихся знаний о народных традициях и обрядах.

    Реализация проекта по направлениям развития и образовательным областям.

    Образовательная область

    Ведущая деятельность

    Формы работы

    Социально – коммуникативное развитие

    общение

    Беседа, общение

    Познавательное развитие

    Познавательно-исследовательская

    Наблюдение, развивающие игры, конструирование, создание альбомов, исследовательская деятельность

    Общение

    Наблюдение, беседа

    Речевое развитие

    Общение

    Беседа, общение

    Чтение

    Слушание рассказов, сказок и разучивание стихотворений.

    Художественно- эстетическое развитие

    Общение

    Слушание и разучивание фольклорных произведений, экскурсии в музей.

    Планирование работы по видам образовательной деятельности.

    Вид образовательной деятельности

    Мероприятия.

    Взаимодействие со специалистами, семьей, социальными партнерами.

    Сентябрь.

    Непосредственно образовательная деятельность

    Экскурсия в городской музей, посещение экспозиции «Русская изба»

    Совместная деятельность в ходе режимных моментов.

    Беседы с детьми на выявление имеющихся  знаний о народных традициях и обрядах.

    Самостоятельная деятельность детей.

    Предоставить возможность самостоятельно рисовать, рассматривать иллюстрации.

    Совместная деятельность с родителями.

    Родительское собрание: «В каждой семье свои традиции».

    Октябрь.

    Непосредственно образовательная деятельность

    ФЦКМ «Как одевались в старину?»

    Художественная деятельность «Русский народный костюм».

    Совместная деятельность в ходе режимных моментов.

    П/и «Где стоишь?» (жмурки)

    Д/и «Наряди куклу», «Что для чего» (старинные предметы)

    Самостоятельная деятельность детей.

    Игры на свежем воздухе, развивающие настольно-печатные игры, самостоятельная работа в уголке книги.

    Совместная деятельность с родителями.

    Пополнение уголка «Русская изба» предметами быта и рукоделия.

    Консультация для родителей «Калужские народные промыслы».

    Ноябрь.

    Непосредственно образовательная деятельность

    ФЦКМ «Твое имя, фамилия».

    Досуг «Кузьминки-об осени поминки».

    Создание альбома «Русский народный костюм».

    Совместная деятельность в ходе режимных моментов.

    Беседа о празднике «Кузьма-Демьян», Д/и «Наряди куклу», п/и «Арина».

    Самостоятельная деятельность детей.

    Игры в уголке ряженья. Самостоятельные игры по мотивам художественных произведений.

    Совместная деятельность с родителями.

    Создание  альбома «Мое имя», беседа «История твоего имени».

    Праздник-развлечение «Русские народные посиделки».

    Помощь в пошиве русских народных костюмов в уголок ряженья (сарафанов, кокошников, рубах).

    Декабрь.

    Непосредственно образовательная деятельность

    ФЦКМ «История  и традиции народной игрушки». Чтение стихов о Рождестве.

    Художественное творчество «Рождественский ангел».

    Совместная деятельность в ходе режимных моментов.

    Творческий вечер «Знакомство с творчеством Н.Н.Чулковой».

    П/и «Жмурки», Д/и «Составь узор», С/р «Ярмарка».

    Разучивание колядных песен.

    Самостоятельная деятельность детей.

    Самостоятельное чтение коротких стихотворений, предоставление возможности музицировать.

    Совместная деятельность с родителями.

    выставка творческих работ «Рождественская елочка».

    Январь.

    Непосредственно образовательная деятельность

    ФЦКМ «Рождество Христово».

    Заучивание наизусть стихотворения В.А. Бородиной «Рождественская ёлка»

    Консультация «История празднования Рождества в России».

    Совместная деятельность в ходе режимных моментов.

    П/и «Два Мороза», «Краски».

    С/р «Семья». Разучивание народных считалок.

    Самостоятельная деятельность детей.

    Предоставление возможности играть на детских музыкальных инструментах, слушать музыку.

    Совместная деятельность с родителями.

    Развлечение для детей «Рождество. (Колядки)».

    Посещение с детьми «Вертепа» при храме.

    Приглашение учеников, ведущих шефскую работу в группе, для участия в развлечении.

    Февраль.

    Непосредственно образовательная деятельность

    ФЦКМ «Родной край. Любимый город».

    Заучивание наизусть стихотворения В.А. Бородиной «Папа», чтение былин о богатырях земли русской.

    Художественное творчество «Промыслы Калужского края»

    Совместная деятельность в ходе режимных моментов.

    П/и «Каравай», С/р «Веселая ярмарка»,  конструктивная деятельность «Кукла-закрутка»

    Разучивание

    закличек, слушание русских народных песен.

    Самостоятельная деятельность детей.

    Предоставление возможности слушать музыку, самостоятельные подвижные и спортивные игры.

    Совместная деятельность с родителями.

    Проведение акции по благоустройству территории детской площадки (снежные постройки).

    Консультация для родителей «Масленичная неделя».

    Март.

    Непосредственно образовательная деятельность

    Заучивание наизусть стихотворения В.А. Бородиной «Мама».

    Художественное творчество «Подарок милой мамочке».

    Совместная деятельность в ходе режимных моментов.

    П/и «Золотые ворота». Разучивание хороводных игр «Хороводы наших бабушек».

    Досуг «Веселая Масленица».

    Разучивание

    закличек, слушание русских народных песен.

    Самостоятельная деятельность детей.

    Предоставить возможность самостоятельно рисовать, лепить, конструировать.

    Совместная деятельность с родителями.

    Фото-коллаж «Подскажите-ка друзья, где здесь мама, а где я?»

    Апрель.

    Непосредственно образовательная деятельность

    ФЦКМ «Великая Пасха»,

    Заучивание наизусть стихотворения В.А. Бородиной «Пасха Красная пришла».

    Художественное творчество «Украшение пасхальных яиц»

    Совместная деятельность в ходе режимных моментов.

    П/и «Гори, гори ясно». С/р «Семья». Беседы о Пасхальных символах, играх, обрядах.

    Самостоятельная деятельность детей.

    Самостоятельные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры., рассматривание предметов народного творчества.

    Совместная деятельность с родителями.

    Развлечение «Пасхальные игры - старинные обычаи на Руси». Выставка творческих работ «Пасху радостно встречаем».

    Помощь в подготовке и проведении развлечения.

    Май.

    Непосредственно образовательная деятельность

    Экскурсия в библиотеку.

    Беседы с детьми на выявление приобретенных знаний в ходе проекта.

    Художественное творчество «Мой любимый праздник».

    Совместная деятельность в ходе режимных моментов.

    П/и «Мосток», «Бабочки и ласточка», с/р « Праздник».

    Самостоятельная деятельность детей.

    Самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, рассматривание книг  и картинок. Предоставить возможность самостоятельно рисовать, лепить, конструировать.

    Совместная деятельность с родителями.

    Беседа на тему « Кем я могу гордиться в моей семье?» Создание семейного альбома «Наша дружная семья».

    План мероприятий.

    Образовательная область. «Познавательное  развитие».

    Непосредственно-образовательная деятельность/ Формы организации

    Тема

    Оборудование в центрах для организации самостоятельной деятельности детей

    НОД ФЦКМ

    «Русская изба», «Как одевались в старину», «Как на Руси зиму провожали и весну встречали», «Твое имя, фамилия»

    Центр дидактических игр, Д/и «Наряди куклу», «Что для чего» (старинные предметы), альбом «Русский народный костюм».

    Развитие познавательно- исследовательской деятельности.

    Познавательные экскурсии в музей, по городу, в библиотеку, создание семейных газет и альбомов «Семейные традиции», «Мое имя».

    Образцы изделий, игрушек народных промыслов. Тематические выставки и альбомы : «История вещей», «Родной край», «Любимый город».

    Образовательная область  «Речевое развитие».

    Непосредственно-образовательная деятельность

    Тема

    Оборудование в центрах для организации самостоятельной деятельности детей

    Развитие речи

    Беседы на темы русской народной культуры, истории Отечества, о родном городе.

    Фото альбом «Достопримечательности Обнинска», Д/и «Сложи картинку».

    Приобщение к художественной литературе

    Чтение рассказов А.В.Бородина  и заучивание наизусть стихотворений В.А.Бородина. Чтение русских народных сказок, былин.

    Фото, иллюстрации к русским народным сказкам. Д/и «Что сначала, что потом».

    Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие».

    Непосредственно-образовательная

    деятельность

    Тема

    Оборудование в центрах для организации самостоятельной деятельности детей

    Приобщение к искусству

    Экскурсии в музей «История Калужского края», «Народная игрушка», «Русская изба». Творческий вечер «Знакомство с творчеством Обнинской художницы Н.Н.Чулковой.

    Центр творчества.

    Фото-альбом «Народная игрушка», народные игрушки.

    Изобразительная деятельности

    «Промыслы Калужского края. Вышивка», «Народные игрушки».

    Схемы-рисунки вышивок. Народные игрушки.

    Конструктивно-модельная деятельность

    «Рождественский ангел»

    «Кукла-закрутка»

    Центр творчества. Схемы последовательности изготовления игрушки.

    Музыкальная деятельность

    Знакомство с колокольным звоном, колядными песнями, разучивание народных песен, закличек.

    Музыкальный центр. Русские народные инструменты, глиняные свистульки.

    Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие».

    Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

    Виды игр

    Оборудование в центрах для организации самостоятельной деятельности детей

    Игровая деятельность

    Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Праздник», «Веселая ярмарка», игры на темы сказок.

    Центр сюжетно-ролевых игр. Атрибуты для разворачивания сюжетных игр.

    Театральные игры: инсценировка сказок, игры-импровизации .

    Центр театра.  Наборы кукол     «Би-ба-бо», пальчиковый театр, настольный театр.

    Дидактические игры. "Что для чего?», «Что сначала, что потом?», «Собери картинку».

    Центр дидактически игр. Наборы игр, демонстрационные карточки для рассматривания.

    Образовательная область «Физическое развитие».

    Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

    Виды игр

    Оборудование в центрах для организации самостоятельной деятельности детей

    Игровая деятельность

    Подвижные народные игры. Спортивные упражнения и игры.

    Центр физической культуры. Оборудование для спортивных игр.

    Итог реализации проекта.

    По окончанию проекта по приобщению дошкольников к русским народным  традициям цель достигнута, задачи выполнены. У детей пополнились знания о народных семейных традициях, о культуре и быте русского народа.  Наблюдения и анализ проведения проекта показали, что у детей сформированы нравственные качества, они стали больше проявлять интерес к предметам быта и  произведениям народного творчества; в самостоятельной деятельности по интересам стали использовать полюбившиеся народные игры, в речи употреблять  устный народный фольклор, использовать народные считалки.

    Успеху педагогического процесса способствовало активное взаимодействие с родителями в создании предметно-пространственной среды на основе традиций русской культуры и родительская помощь в организации этапов проведения проекта (создании уголка «Русская изба», пошиве русских народных костюмов в уголок ряженья, проведение досугов).

    В дальнейшем, я убеждена, что следует продолжать, расширять  и совершенствовать работу в данном направлении. Только так, через интерес детей к русским - народным традициям мы научим наше будущее поколение любить  свою историю, свой дом, свою Родину.

    Вывод: Гипотеза  о  том, что соприкосновение с русскими народными традициями  духовно обогащает ребенка, способствует воспитанию гордости за свой  народ, подтвердилась.

    Продукт проекта.   Развлечение «Пасхальные игры - старинные обычаи на Руси».

    Выставка творческих работ (дети/родители) «Пасху радостно встречаем».

    Перспективы.

    Программа А.В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду» (Основы православной культуры) показалась нам интересной и близкой к проекту «Приобщение к русским народным традициям». Православная культура  подразумевает уважение и любовь к  ближнему, несет неверующим людям духовные ценности. Православная вера всегда играла величайшую роль в истории России. Все, и хорошие, и плохие события происходили в прямой связи с тем, как веровал наш народ. И сейчас лишь укрепление веры, восстановление традиций может, если не возродить великую Россию, то хотя бы замедлить её развал и падение. Поэтому мы планируем в дальнейшем продолжать приобщение дошкольников к русским народным традициям и познакомить детей с основами православной культуры.

    Литература.

    • Культура и творчество в детском саду: Образовательная дополнительная программа дошкольного образования / А.В.Бородина.- М.:МОФ СРОиК «ОПК», 2015.- 64с.
    • Основы православной культуры: Хрестоматия для детей дошкольного возраста / А.В.Бородина.-М.,2015.
    • Пасха Христова /А.В.Бородина.-М.,2015.
    • Рождество Христово /А.В.Бородина.-М.,2015.
    • Знакомство детей с русским народным творчеством : конспекты занятий и сценарии обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина,  О.А.М.Маркеева, О.Н.Корепанова и др.-СПб.:Детство-Пресс, 2004-400с.

    Приложение.

    1. Развлечение «Пасхальные игры - старинные обычаи на Руси» для детей старшей группы.

    Цели:

    -Познакомить детей с церковным православным праздником Пасхи Господней, с семейными традициями празднования Пасхи.

    -Пробудить положительные эмоции, чувства радости, душевного расположения при знакомстве с праздником Пасхи.

    -Воспитывать почтительное отношение к храмам, иконам, православной вере.

    Ход развлечения:

    В зал входит Хозяюшка, здоровается с детьми: «Здравствуйте, добры молодцы, здравствуйте, красны девицы! Поздравляю вас с самым большим христианским праздником. Вы, конечно, знаете, какой праздник наступил?

    -Праздник Пасхи!

     (Включить колокольный звон.)

    Колокольный звон церквей

    Над Россией раздаётся,

    А в канавке всё живей

    Ручеёк весёлый вьётся.

    Хозяюшка - Пасху называют праздником праздников, торжеством из торжеств. Праздник богат обычаями и традициями. Существует поверье, что на Пасху солнце играет. И многие люди раньше старались подкараулить это мгновенье: ранним утром взбирались на крыши домов посмотреть, как солнце «заиграет», а дети обращались к солнцу с закличками.

    (Дети читают заклички о солнышке. )

    1. Солнышко - ведрышко,

    Выгляни в окошко!

    Солнышко, покажись,

    Красное, нарядись!

    2. Солнышко, солнышко,

    Выгляни на бревнышко,

    Сядь на пенек,

    Погуляй весь денек!

    3. Солнышко, обогрей,

    Малых деток пожалей!

    Выйдут детки погулять,

    Будут бегать и играть.

    Хозяюшка - В старину говорили, Пасха пришла - весну принесла. И вправду весну принесла, всё распускается, птицы возвращаются. Все букашки проснулись. Дождались мы весны. А кто стихи о весне знает и нам их прочитает.

    1. Христос воскрес!

    Забудьте санки,

    Смотрите, как хлопочет грач.

    Мы скоро будем на полянке

    Бросать огромный звонкий мяч.

    2. Христос воскрес!

    Сегодня нужно

    На ручейке построить мост.

    Мы жить со всеми будем дружно,

    Мы разорять не будем гнезд.

    3. Христос воскрес!

    На праздник Бога

    Весь мир полюбим горячей,

    Всем нужно счастья много-много,

    Все просят солнечных лучей.

    4. Христос воскрес!

    Шумите травы.

    Всем солнце светит с высоты,

    Мы не сорвем вас для забавы,

    Мы не нарушим красоты.

    Песня «В гости к нам пришла весна…»

    1. Ручейки звенят: «Динь - дон! », и повсюду слышен звон.

    Распускаются цветы, радуемся я и ты!

    2. Солнышко сильнее греет,

    Птичьи песенки слышны,

    И листочки зеленеют:

    Праздник пасхи - день весны!

    Хозяюшка: Праздник Пасхи длится целую неделю. Она не похожа ни на какую другую в году, и называется она Светлой. И какая бы погода не стояла в эти дни на дворе: и тепло и солнце и даже дождик славят воскресение Иисуса Христа.

     По всей России Пасху отмечали как день великой радости.   На Пасху верующие люди обязательно ходят в церковь, где проходит Пасхальная служба.   (слайды церквей). Главный символ Пасхальной службы- это БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ, его верующие считают божественным, исцеляющим.

    3. Поселились птицы в гнездах,

    Снег растаял, как свеча

    Пахнет сладким духом воздух

    Золотого кулича!

    4. Дождик солнечный закапал

    В этот день святых чудес.

    И, меня целуя, папа

    Говорит: «Христос воскрес! »

    Хозяюшка -Скажите, ребята, а какие угощения традиционно готовятся для пасхального стола? (ответы детей: пасха, куличи, крашеные яйца). Праздник богат вкусным угощением.  Да, ещё символами Пасхи являются КУЛИЧИ И КРАШЕНЫЕ ЯЙЦА.

    - «Дорого яичко к Христову дню! » — говорит православный русский народ. Без крашеного яйца нельзя представить себе Светлого праздника. А почему мы раскрашиваем яйца и дарим друг другу? Может быть, началось это оттого, что простое яйцо напоминает о воскресении из мертвых. Вот снесет курочка яичко, и оно похоже на камушек, словно неживое. А в нем жизнь – живой цыпленочек, который вот-вот вылупится из яйца. А ведь и правда, лучшего подарка в память о воскресшем Спасителе нельзя и представить. Как прост этот подарок и как дорог!

    ЯЙЦО-СИМВОЛ ЖИЗНИ!

    Ребята, как называются окрашенные в один цвет яйца? («Крашенки») А яйца, расписанные узорами? («Писанки»). А яйца, расписанные пятнами? («Крапинки») .

    Крашеные яйца и пасху освящали в церкви и съедали в первую очередь – «разговлялись».

    - Ребята, а какие традиции, русской пасхи существуют в вашей семье? Как вы встречали пасху у себя дома? (В домах люди убираются, моют окна, пекут куличики, красят яички, надевают нарядную одежду и идут в храм, На Пасху люди дом украшают веточками вербы. Верба- дерево целебное. Если им друг друга похлестать, то целый год болеть не будешь. Бабушки пушинки вербы в куличи запекали. Кому такой кулич достанется, тому целый год удача будет.

    Хозяюшка: В Светлую неделю каждый, кто пожелает, может подняться на церковную колокольню и позвонить в колокола. Повсюду раздается радостный колокольный звон. Такой звон называется Пасхальным благовестом.

    5. Хорошо на колокольне

    Позвонить в колокола

    Чтобы праздник был раздольный,

    Чтоб душа запеть могла!

    Хозяюшка: Весна идёт, полна чудес - Христос воскрес!

    Все хором: Воистину воскрес!

    Аудиозапись «Пасхальный благовест».

    Хозяюшка - Пасхальная неделя полна играми, плясками, развлечениями. Не бывало раньше ни одной Пасхи без катания на качелях. В каждом дворе устанавливались качели для детей, а в общественных местах и для взрослых. На качелях катались все желающие. Особенно веселились молодые парни и девушки, они водили веселые хороводы и пели частушки.

    Хозяюшка: А еще на Пасху Руси всегда устраивали веселые детские игры, давайте, и мы с вами поиграем!

    Игра- головоломка «Радужное лукошко».

    Дети делятся на две команды. Перед каждой командой кладутся вырезанные фигурки. Фигурки — это части яиц. Задача команды — как можно быстрее собрать радужное лукошко.

    -Особым развлечением, свойственным именно Пасхе, является игра «Катание яиц».

    (Дети по очереди подходят к горке и прокатывают яичко) .

    -Вторая игра называется «Чье яйцо дольше крутится».

    (По команде дети раскручивают свои яички. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель)

    Игра - эстафета «Кто быстрее перенесет яичко в ложке».

    -А сейчас я все приглашаю за наш пасхальный стол к чаю - самовару с ароматными пасхальными куличами, да яичками.

    И пусть нам всегда сопутствует удача, в наших душах сохранится радостное настроение. Приглашаю всех на чаепитие.

    2.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

    осуществлением деятельности по художественно - эстетическому

     развитию детей № 42 « Ярославна» г. Обнинск.                

    Сценарий  развлечения для детей «Рождество. (Колядки)».

    Проектная деятельность.

    (старшая группа)

                                                                                                                      Подготовили и провели:                                                                        

                                                         Воспитатель: Коленова Елена Викторовна

    Учитель нач. классов МБОУ СОШ№16: Данилова Людмила Викторовна

    Цель: приобщать детей к русской народной культуре.

    Задачи: - продолжить знакомство с традиционным русским народным праздником       Рождество и обрядом колядования на Руси;

    - прививать любовь к русским народным праздникам;

    - расширить словарный запас детей, через знакомство со словами «коляда»,     «колядка», « колядовщики».

    Участники: Воспитатели - Хозяюшка и Бабушка,

    Внучка, дети-гости (в русских народных костюмах),

    Колядовщики и ряженые- ученики и учитель   МОУ СШ №16 (в масках).

    Чёрт-родитель (в костюме).

    Оформление: Декорация русской избы, русской печи,

    атрибуты праздника -Рождественская звезда, вертеп, гостинцы для  колядующих.

    Предварительная работа:  Беседа о празднике Рождества Христова; посещение родителей с детьми Рождественского вертепа при храме Рождества Христова; разучивание с детьми загадок, скороговорок, святочных песен, колядок, игр и хороводов.

    Ход развлечения:

    За праздничным столом сидят Хозяйка, Бабушка и Внучка.

    Хозяйка: Дорогие гости! Сегодня вы побываете на празднике Рождества Христова! Мы покажем вам,  как Рождество встречали в старые времена.

    Хорошо зимой в деревне, когда топится печь, варятся вкусные щи, тушится картошка с мясом, томится молоко. А на улице метель, мороз такой, что зверь в норы забился. А ещё лучше в Рождественские праздники! Ох, пекутся сдобные пирожки, плюшки да ватрушки, самовар на столе кипит!

    Внучка: Бабушка, а что такое Рождество? Расскажи- расскажи про Рождество!

    Бабушка: Про Рождество? Почему ж не рассказать. Расскажу. После встречи Нового года русские люди начинали готовиться к еще одному из самых любимых и известных праздников на Руси – Рождеству. Этот праздник своими корнями уходит в далекое прошлое, в то время, когда в стране Израиле, в городе Иерусалиме в бедной семье, у простой девушки Марии на свет появился младенец – божий сын – Иисус Христос. С его рождением на небе зажглась новая звезда, которую назвали Рождественской в честь рождения Иисуса Христа.

    Накануне Рождества готовили много разных угощений, и вечером, когда на небе зажигалась яркая звезда, садились за стол и праздновали всю ночь. По домам ходили ряженые- дети и взрослые, они наряжались в разные маски: кто козлом, кто медведем. Люди веселились, плясали, пели, играли в игры, друг другу дарили подарки, колядовали.

    Внучка: А как это колядовали?

    Бабушка: Колядовать- значит ходить по домам и славить Господа нашего- Иисуса Христа.

    Стук в дверь. Заходят колядовщики- ученики школы с песней «Ах вы сени…».

    Колядовщики: - Родился Христос  Сын Божий,

    А мы шли - пошли не далёкий путь.

    - Родился Христос  Сын Божий,

     Для колядушек в барабан играть.

    -Родился Христос  Сын Божий,

    Люди добрые, поднимайтесь.

    -Родился Христос  Сын Божий,

    Рождество встречать собирайтесь.

    -Родился Христос  Сын Божий!

    Хозяйка: Гости дорогие, мы вас дожидались!

    Колядовщики (поют):

    Тетенька- добренька, Подай что-то сдобненько,

    Пышку да лепёшку,

    Да свиную ножку!

    Хозяйка: Вот вам, гости дорогие,

    Пряники да леденцы,

    Да тепленький пирог,

    Да маслице, творог!

    Дети кидают колядовщикам угощение в мешок.

    Колядовщики:- Сеем, сеем, посеваем,

    С Рождеством вас поздравляем!

    -Бог тому, кто в этом дому!

    Хозяйка: Люди добрые, проходите, будем петь да веселиться.

    Колядовщики проходят и садятся на лавочки.

    Хозяйка: Ребята, выходите, порадуйте гостей!

    Дети поют песню «Ой, калина…»

    Колядовщики:  Ох, поплясали,

    Песни спели.

    Гулять будем до утра,

    Но, пожалуй, детвора,

    Лучше - новая игра!

    Игра «Гори, гори ясно…»

    Соревнование по перетягиванию каната.

    Хозяйка: А теперь отгадайте загадки.

    Дети загадывают загадки школьникам – колядовщикам.

    Хозяйка: А теперь бой скороговорок.

    Дошкольники говорят скороговорки.

    Стук в дверь, заходит «Черт».

    Чёрт: Коляда, коляда!

    Ты подай пирога!

    Или хлеба ломтину,

    Или полтину,

    Или курицу с хохолком,

    Петушка с гребешком.

    Или сена стог-

    Или вилы в бок.

    Хозяйка: Не дадим  тебе ничего, ты сначала поиграй с ребятами!

    Игра «Бабка – Ёжка».

    После игры Хозяйка угощает Чёрта пирогом, а дети конфетами.

    Колядовщики: Спасибо, Хозяюшка, засиделись мы у вас.

    -Чай попили, поплясали,

    Что ж хозяева устали.

    Надобно домой идти.

    За привет, за угощенье,

    Все примите поздравленье.

    -Жить вам вместе лет до двести! Счастья вам, большого здоровья!

    Хозяйка: Спасибо за добрые слова, дай вам Бог здоровья и счастья!

    ПРИЛОЖЕНИЕ.

    Колядки.

    Сею, сею, посеваю,

    С Новым годом поздравляю!

    Счастье будет вам горой!

    Урожая воз большой!

    Коляда пришла, Рождество принесла.

    Кто подаст пирога –

    Тому двор живота,

    Еще мелкой скотинки

    Числа бы вам не знать!

    А кто не даст копейки –

    Завалим лазейки,

    Кто не даст лепешки –

    Завалим окошки,

    Кто не даст ветчины –

    Тем расколем чугуны!

    Приходила коляда

    Накануне Рождества.

    Кто даст пирога,

    Тому полон хлев скота,

    Овин с овсом,

    Жеребца с хвостом.

    Ты нас будешь дарить —

    Мы будем хвалить,

    А не будешь дарить —

    Мы будем корить!

    Коляда, коляда!

    Подавай пирога!

    Вот и матушка – зима пришла,

    Отворяй-ка ворота!

    Пришли святки!

    Пришла коляда!

    Загадки.

    1.        Не бык, а бодает. Не ест, а еду хватает. (Ухват).

    2.        От одного озера, до другого мост лежит. (Вёдра и коромысло).

    3.        Скручена, связана, на кол посажена, по полу скачет. (Метла).

    4.        Сверху- дыра, снизу- дыра, а посередине огонь да вода. (Самовар).

    5.        Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется. (Топор).

    6.        Новая посуда, а вся в дырах. (Решето).

    Частушки.

    1.Хорошо колядка пелась,

        Милые подружки.

       Только, что за посиделки,

       Без милой частушки.

    2. Дай, бог, снежку,

        Гладеньку дорожку.

        Неудача чтоб ушла,

       От мого окошечка.

    3. Ой, пол провались,

        Потолок обвались.

        На доске остануся,

        С колядкой не расстануся!

    Игра «Баба Яга»:

    Баба Яга, костяная нога.

    С печки упала, ногу сломала,

    Побежала в огород, распугала весь народ,

    А потом и говорит: «У меня нога болит! »

    Пошла Баба на улицу, раздавила курицу.

    Пошла на базар, раздавила самовар.

    Игра «Гори, гори ясно…»

    Гори, гори ясно, Чтобы  не погасло,

    Глянь на небо, Птички летят,

    Колокольчики звенят.

    Раз, два. Не воронь. А беги, как огонь.

    3. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

    осуществлением деятельности по художественно - эстетическому

     развитию детей № 42 « Ярославна».                

    Конспект праздника-развлечения, посвященного Дню Матери

    « Русские  народные посиделки» (старшая группа)

                                                   Воспитатель: Коленова Елена Викторовна

    30.11.2015 год.

    г. Обнинск

    Цель: приобщать детей к русской народной культуре.

    Задачи: знакомство с народными традициями и играми;

                    способствовать развитию познавательной активности и любознательности;

                    воспитание интереса к истории и культуре России; воспитывать любовь к семье,

                     уважение к маме.              

    Праздник-развлечение.

    В группе накрыт стол, стоит самовар. Приглашены родители детей. Входят ведущие (воспитатели) в русских костюмах, держа в руках хлеб, обращаются к гостям.

    1-й ведущий.

    Мир вам, гости долгожданные,

    Что пришли к нам в добрый час!

    Встречу теплую, желанную

    Мы готовили для вас.

    Щедростью, радушием

    Знаменит наш русский край.

    Для гостей пироги русские

    И медовый каравай.

    2-й ведущий.

    В знак признания и отличия

    Нам приятно в этот час

    По старинному обычаю

    Хлебом-солью встретить вас.

    Каравай мы вам подносим,

    Поклонясь, хлеб-соль

    Отведать просим.

    Дорогие наши, мамы, бабушки! Поздравляем Вас с замечательным праздником – С Днём Матери! Мама –это самое главное слово в жизни каждого человека. И сегодня все улыбки, все стихи и танцы, шутки и игры только для Вас.

    Звучит русская народная музыка. Входят дети в русских костюмах, встают полукругом.

    1-й ребенок.

    Дорогие гости,

     Будьте как дома!

    Наш уют домашний

    Каждому  виден.

    В тесноте, быть может,

    Да не в обиде.

    2-й ребенок. Собрались мы позабавиться, пошутить, поиграть, посмеяться!

    3-й ребенок.

    На завалинке, в светелке

    Иль на бревнышках каких

     Собирались посиделки

    Пожилых и молодых.

    Быт людей отмечен веком,

    Поменялся старый мир.

    Нынче все мы по сусекам

    Личных дач или квартир.

    Наш досуг порою мелок,

    И, чего там говорить,  

    Скучно жить без посиделок,

    Их бы надо возродить!

    1-й ведущий.

    Собрались мы сегодня, чтобы старину вспомнить, поиграть в русские народные игры, в которые играли бабушки и дедушки. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры.

    Будем праздник начинать,

    Будем петь и танцевать!

    Хоровод заведем,

    Песню звонко споем!

    4-й ребенок. Говорят в народе: «Есть хлеб- будет и песня».

    Русская народная песня «Калина». Исполняют девочки, мальчики сопровождают пение на музыкальных инструментах (деревянные ложки и бубны).

    5-й ребенок.

    Обойди хоть всю планету-

    Лучше русской пляски нету !

    6-й ребенок.

    А теперь пора сплясать,

    Нашу пляску показать!

    «Русская плясовая». Танцуют мальчики.

    1-й ведущий.

    Дальше - бой скороговорок.

    Разрешите нам начать,

    Кто-то пусть скороговорит,

    Остальных прошу молчать!  (Участвуют родители).

     -Баня парит, баня правит, баня на ноги поставит, а мне не до недомогания.

    -Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

    -Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

    -Хорош пирожок, внутри творожок.

    7-й ребенок.

    Станем рядком, да частушки пропоем,

    Запевай веселей, чтоб порадовать гостей.

    Дети поют частушки.

    1-й ведущий. Пора нашим девицам свое умение показать - да смотать клубочки.

     Игра «Кто быстрей смотает клубок»

    2-й ведущий. А что добрые молодцы призадумались? И для вас есть игра-забава!

    8-й ребенок. Красны девицы, спешите на нас посмотреть! Мы будем силой мериться.

    Игра «Перетягивание каната».

    1-й ведущий.

    Ах ты русская душа,

     До чего ж ты хороша!

    В хороводе отличись

    И весельем зарядись!

    Хоровод «С платочками».

    2-й ведущий. Собирайся,  детвора, ждет вас русская игра!

    Игра «Где стоишь?» (Жмурки).

    1-й ведущий. А сейчас вы не зевайте, мой загадки отгадайте.

    Воспитатель загадывает загадки детям и родителям.

    2-й ведущий. Давным- давно человек заметил, что все звери лечатся травами. Вот и люди , усвоив это , стали передавать своим потомкам сведения о целебных травах.

    9-й ребенок. Лечение травами известно с давних времен. В наших лесах много  лекарственных растений. Из цветов липы заваривают чай от простуды. Подорожник хорошо прикладывать к ранкам- он останавливает кровь, убивает микробы.

    10-й ребенок. Мята успокаивает, способствует пищеварению.

    11-й ребенок. Ягоды земляники очень полезны, а ее листочки- замечательное средство от болезней сердца. Шалфеем хорошо полоскать горло при простуде.

    12-й ребенок. Ромашка с медом полезна для пищеварения и хорошего сна.

    13-й ребенок. Одуванчик улучшает аппетит, понижает давление.

    14-й ребенок. Мать-и-мачеха помогает от кашля при простуде.

    15-й ребенок. Календулой мы полощем горло.

    16-й ребенок. Крапива останавливает кровь.

    17-й ребенок. Душица- от простуды, а еще она успокаивает.

    18-й ребенок. Зверобой, как говорили в старину, от девяноста девяти болезней.

    1-й ведущий. Самая лучшая аптека – это природа! Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о здоровье.

    19-й ребенок. Ешь чеснок и лук- не возьмет недуг.

    20-й ребенок. Здоровье дороже богатства.

    21-й ребенок. На всякую болезнь по травке вырастает.

    22-й ребенок. Деньги потерял- ничего не потерял, время потерял- много потерял, здоровье потерял- все потерял.

    2-й ведущий.

    А знаете ли вы,  дорогие взрослые, пословицы о здоровье?  Продолжите их, пожалуйста.

    В здоровом теле … здоровый дух.

    Не по лесу болезнь ходит, а по …людям.

    Где здоровье, там и … красота.

    Баня парит, баня правит, баня на ноги … поставит.

    Если хочешь быть здоров … закаляйся.

    От здоровья не …лечат.

    Болен- лечись, а здоров … берегись.

    1-й ведущий.

    Мы с детьми сделали для вас оберег- ангела. Пусть он хранит вас от болезней, несчастий, злых духов. Будьте здоровы!

    Дети дарят мамам обереги. Читают стихи про маму.

    23-й ребенок. Играми да плясками сыт не будешь. Славится русский народ гостеприимством да угощением!

    24-й ребенок. Не красна изба углами, а красна пирогами.

    Чай горячий на столе,

    Пышки и варенье!

    Приглашаем вас отведать

    Наше угощенье!

    Приложение.

    Загадки.

    1.  В небо дыра, в землю дыра,

         Посередь огонь да вода.     (Самовар)

    2.  Без рук, без ног,

         На плечи скок.                        (Коромысло)

    3. В лесу снято,

         В дому гнуто,

         Посередке заплетено.           (Сито)

    4. С ушами , да не слышит.       (Ушат)

    5. Маленький, горбатенький,

        Два воза везет.                         (Коромысло с ведрами)

    6. Сколько не мучь, не кипяти,

        А белее не сделаешь.              (Чугунок)

    7. С солью бочонок, приучен с пелёнок,

        Всегда и везде, кланяться еде.   (Солонка)

    Частушки.

    Начинаем петь частушки                 (Все поют.)

    Просим не смеяться,

    Тут народу очень много,

    Можем растеряться!

    Выйду, выйду я плясать,                    (Игорь)

    В новеньких ботинках,

    Все ребята говорят,

    Что я как картинка.

    Я куличик испекла-

    Угостила Ваню,

    Он за это показал

    Мне жука в стакане.                           (Милана)

    Две лопатки у Егора,

     А у Нины формочки,

    Я за это им язык,

    Высуну из форточки.                              (Полина)

    Скороговорки.

    1  Баня парит, баня правит

        Баня на ноги поставит,

        А мне не до недомогания.

    2  Съел молодец

         Тридцать три пирога с пирогом,

         Да все с творогом.

    3  Лёня с Валей в валенках

        Уселись на завалинке.

    4  Из колодца две девицы

        Носят вёдрами водицы.

    5  Вёдра повисли на коромысле,

        А коромысло на плечи повисло.

    6  Горячи калачи

        Доставай из печи.

    Пословицы о здоровье.

    В здоровом теле.................................здоровый дух.

    Не по лесу болезнь ходит,..................... а по людям.

    Где здоровье, там и...................................... красота.

    Баня парит, баня правит, баня на ноги .....поставит.

    Если хочешь быть здоров.........................закаляйся.

    От здоровья .................................................не лечат.

    Болен- лечись, а здоров- ...........................берегись.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №42 «Ярославна». г . Обнинск . Творческий проект на тему: «Приобщение дошкольников к русским народным традициям ». ( старший дошкольный возраст). «Создание предметно-пространственной среды на основе традиций русской культуры».

    Слайд 2

    Цель проекта: Создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников на основе приобщения детей к истокам русской народной культуры. Задачи проекта: Пробудить интерес детей и их родителей к истории и культуре России и Калужского края. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь. Сформировать чувство национального достоинства. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детском саду уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой на основе традиций русской культуры.

    Слайд 3

    «Именно родная культура, как отец да мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность». Д. С. Лихачев.

    Слайд 4

    Гипотеза. Соприкосновение с русскими народными традициями духовно обогащает ребенка, способствует воспитанию гордости за свой народ .Приобщение к участию в народных праздниках и обрядах дает детям возможность на практике познать культурно-исторический опыт своего народа. Реализация проекта позволит объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в успешной социализации детей и формировании устойчивого интереса к народной культуре, её ценностям.

    Слайд 5

    Ожидаемые результаты. Дети имеют представление о русских-народных традициях . О семейных традициях празднования Рождества Христова, Масленицы, Пасхи Господней. Проявляют интерес к изучению русской народной культуры. Используют в своей речи устный народный фольклор, с радостью играют в народные игры , используя считалки и правила. Имеют элементарное представление о русском народном костюме. Бережно относятся к предметам быта и произведениям народного творчества. Родители создали «Банк идей- добрых семейных традиций» , которые могут использовать в своей семье, или на их основе создать собственные. Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога ДОУ по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры и народным традициям.

    Слайд 6

    Экскурсия в городской музей. п осещение экспозиции «История края». Знакомство с крестьянским бытом родного края.

    Слайд 7

    Музей. Знакомство с творчеством художника Н . Овсиенко «Тряпичные куклы».

    Слайд 8

    Создание в группе познавательно-игрового уголка «Русская изба». Родители пополнили уголок предметами быта и рукоделия, оказали помощь в пошиве русских народных костюмов для ряженья детей.

    Слайд 9

    Родительское собрание на тему: «В каждой семье свои традиции». Рассказы семей о своих традициях и семейных праздниках. Родители приняли участие в создании семейных газет и плакатов «Семейные традиции».

    Слайд 10

    Непосредственная образовательная деятельность проходила в тесном взаимодействии со специалистами по изобразительной деятельности, театрального кружка, м узыкальным работником. «Как одевались в старину». «Куклы из прошлого».

    Слайд 11

    На занятиях по изобразительной деятельности. (Знакомство с русским-народным костюмом, с костюмом Калужской губернии , с Калужской вышивкой .) Рисование Калужской куклы. (Кукла-закрутка). Украшение рушника мотивами Калужской ( Тарусской) вышивки.

    Слайд 12

    «Кузьминки - об осени поминки ». Знакомство детей с народными календарно-обрядовыми праздниками. Беседа о празднике «Кузьма-Демьян», об обычаях, обрядах и народных наблюдениях, связанных с этим праздником .

    Слайд 13

    В процессе непосредственной образовательной деятельности на тему «Куклы из прошлого» дошкольники смастерили куклу- бессонницу.

    Слайд 14

    Развлечение «Русские народные посиделки», посвященное дню матери. Задачи : продолжить знакомство с народными традициями и играми; способствовать развитию познавательной активности любознательности; воспитывать интерес к истории и культуре России; воспитывать любовь к семье, уважение к маме.

    Слайд 15

    Фото-коллаж «Подскажите-ка друзья, где тут мама, а где я?». (Семейное творчество)

    Слайд 16

    Творческий вечер с художником Натальей Николаевной Чулковой.

    Слайд 17

    Знакомство с картиной Н. Н. Чулковой « Рождество Христово ».

    Слайд 18

    Художественное творчество. «Рождественский ангел». Знакомство с историей и традициями народной игрушки. «Рождественский ангел»- подарок на праздник Рождества Христова, в качестве оберега.

    Слайд 19

    Рассказы про Рождество Христово. Предварительная работа: Беседа о празднике Рождества Христова; посещение родителей с детьми Рождественского вертепа при храме Рождества Христова; разучивание с детьми стихотворений, загадок , скороговорок, святочных песен, колядок, игр и хороводов.

    Слайд 20

    Развлечение для детей «Рождество» (Колядки). Цель : приобщение детей к русской народной культуре. Задачи: - продолжить знакомство с традиционным русским народным праздником Рождество и обрядом колядования на Руси; - прививать любовь к русским народным праздникам; - расширить словарный запас детей, через знакомство со словами «коляда», «колядка», « колядовщики ». Оформление: Декорация русской избы, русской печи, атрибуты праздника -Рождественская звезда, вертеп, гостинцы для колядующих .

    Слайд 21

    Коляда пришла, Рождество принесла. В празднике приняли участие ученики школы №16 , 4 класса, ведущие шефскую работу в нашей группе.

    Слайд 22

    Хороводные и подвижные русско-народные игры. «Гори, гори ясно». «Баба-Яга».

    Слайд 23

    Выставка творческих работ «Рождественские украшения».

    Слайд 24

    Театральные игры по мотивам русских народных сказок. Русская народная сказка « Гуси-лебеди». Русская народная сказка «По щучьему велению».

    Слайд 25

    Сюжетно- ролевые игры в уголке «Русская изба».

    Слайд 26

    Развлечение «Пасхальные игры- старинные обычаи на Руси». «В день апрельский , мы с весною Пасху красную встречаем. И на волю всей семьей Божьих птичек выпускаем…»

    Слайд 27

    Цели: -Познакомить детей с церковным православным праздником Пасхи Господней, с семейными традициями празднования Пасхи. -Воспитывать почтительное отношение к храмам, иконам , православной вере . Храм Рождества Х ристова г . Обнинск . Храм Бориса и Глеба г . Обнинск .

    Слайд 28

    «Светлая Пасха». Продолжили знакомство детей с историей и традициями игрушечного ремесла и декоративной росписи. Роспись деревянных яиц. Пасхальный голубок из ткани.

    Слайд 29

    «СВЕТЛАЯ ПАСХА».

    Слайд 30

    «Пасхальные игры с яйцами». « Покатушки ».

    Слайд 31

    Выставка работ семейного творчества «Пасху радостно встречаем».

    Слайд 32

    По окончанию проекта по приобщению дошкольников к русским народным традициям , у детей пополнились знания о народных семейных традициях, о культуре и быте русского народа, дошкольники стали больше проявлять интерес к предметам быта и произведениям народного творчества; в самостоятельной деятельности по интересам стали использовать полюбившиеся народные игры, в речи употреблять устный народный фольклор, использовать народные считалки.

    Слайд 33

    Успеху педагогического процесса способствовало активное взаимодействие с родителями в создании предметно-пространственной среды на основе традиций русской культуры и родительская помощь в организации этапов проведения проекта ( создание уголка «Русская изба», пошив русских народных костюмов в уголок ряженья, проведение досугов).

    Слайд 34

    Спасибо з а внимание.



    Предварительный просмотр:

    Развлечение «Пасхальные игры - старинные обычаи на Руси» для детей старшей группы.

    Цель: Создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников на основе приобщения детей к истокам русской народной культуры.

    Задачи:

    -Познакомить детей с церковным православным праздником Пасхи Господней, с семейными традициями празднования Пасхи.

    -Пробудить положительные эмоции, чувства радости, душевного расположения при знакомстве с праздником Пасхи.

    -Воспитывать почтительное отношение к храмам, иконам, православной вере.

    Ход развлечения:

    В зал входит Хозяюшка, здоровается с детьми: «Здравствуйте, добры молодцы, здравствуйте, красны девицы! Поздравляю вас с самым большим христианским праздником. Вы, конечно, знаете, какой праздник наступил?

    -Праздник Пасхи!

     (Включить колокольный звон.)

    Колокольный звон церквей

    Над Россией раздаётся,

    А в канавке всё живей

    Ручеёк весёлый вьётся.

    Хозяюшка - Пасху называют праздником праздников, торжеством из торжеств. Праздник богат обычаями и традициями. Существует поверье, что на Пасху солнце играет. И многие люди раньше старались подкараулить это мгновенье: ранним утром взбирались на крыши домов посмотреть, как солнце «заиграет», а дети обращались к солнцу с закличками.

    (Дети читают заклички о солнышке. )

    1. Солнышко - ведрышко,

    Выгляни в окошко!

    Солнышко, покажись,

    Красное, нарядись!

    2. Солнышко, солнышко,

    Выгляни на бревнышко,

    Сядь на пенек,

    Погуляй весь денек!

    3. Солнышко, обогрей,

    Малых деток пожалей!

    Выйдут детки погулять,

    Будут бегать и играть.

    Хозяюшка - В старину говорили, Пасха пришла - весну принесла. И вправду весну принесла, всё распускается, птицы возвращаются. Все букашки проснулись. Дождались мы весны. А кто стихи о весне знает и нам их прочитает.

    1. Христос воскрес!

    Забудьте санки,

    Смотрите, как хлопочет грач.

    Мы скоро будем на полянке

    Бросать огромный звонкий мяч.

    2. Христос воскрес!

    Сегодня нужно

    На ручейке построить мост.

    Мы жить со всеми будем дружно,

    Мы разорять не будем гнезд.

    3. Христос воскрес!

    На праздник Бога

    Весь мир полюбим горячей,

    Всем нужно счастья много-много,

    Все просят солнечных лучей.

    4. Христос воскрес!

    Шумите травы.

    Всем солнце светит с высоты,

    Мы не сорвем вас для забавы,

    Мы не нарушим красоты.

    Песня «В гости к нам пришла весна…»

    1. Ручейки звенят: «Динь - дон! », и повсюду слышен звон.

    Распускаются цветы, радуемся я и ты!

    2. Солнышко сильнее греет,

    Птичьи песенки слышны,

    И листочки зеленеют:

    Праздник пасхи - день весны!

    Хозяюшка: Праздник Пасхи длится целую неделю. Она не похожа ни на какую другую в году, и называется она Светлой. И какая бы погода не стояла в эти дни на дворе: и тепло и солнце и даже дождик славят воскресение Иисуса Христа.

     По всей России Пасху отмечали как день великой радости.   На Пасху верующие люди обязательно ходят в церковь, где проходит Пасхальная служба.   (слайды церквей). Главный символ Пасхальной службы- это БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ, его верующие считают божественным, исцеляющим.

    3. Поселились птицы в гнездах,

    Снег растаял, как свеча

    Пахнет сладким духом воздух

    Золотого кулича!

    4. Дождик солнечный закапал

    В этот день святых чудес.

    И, меня целуя, папа

    Говорит: «Христос воскрес! »

    Хозяюшка -Скажите, ребята, а какие угощения традиционно готовятся для пасхального стола? (ответы детей: пасха, куличи, крашеные яйца). Праздник богат вкусным угощением.  Да, ещё символами Пасхи являются КУЛИЧИ И КРАШЕНЫЕ ЯЙЦА.

    - «Дорого яичко к Христову дню! » — говорит православный русский народ. Без крашеного яйца нельзя представить себе Светлого праздника. А почему мы раскрашиваем яйца и дарим друг другу? Может быть, началось это оттого, что простое яйцо напоминает о воскресении из мертвых. Вот снесет курочка яичко, и оно похоже на камушек, словно неживое. А в нем жизнь – живой цыпленочек, который вот-вот вылупится из яйца. А ведь и правда, лучшего подарка в память о воскресшем Спасителе нельзя и представить. Как прост этот подарок и как дорог!

    ЯЙЦО-СИМВОЛ ЖИЗНИ!

    Ребята, как называются окрашенные в один цвет яйца? («Крашенки») А яйца, расписанные узорами? («Писанки»). А яйца, расписанные пятнами? («Крапинки») .

    Крашеные яйца и пасху освящали в церкви и съедали в первую очередь – «разговлялись».

    - Ребята, а какие традиции, русской пасхи существуют в вашей семье? Как вы встречали пасху у себя дома? (В домах люди убираются, моют окна, пекут куличики, красят яички, надевают нарядную одежду и идут в храм, На Пасху люди дом украшают веточками вербы. Верба- дерево целебное. Если им друг друга похлестать, то целый год болеть не будешь. Бабушки пушинки вербы в куличи запекали. Кому такой кулич достанется, тому целый год удача будет.

    Хозяюшка: В Светлую неделю каждый, кто пожелает, может подняться на церковную колокольню и позвонить в колокола. Повсюду раздается радостный колокольный звон. Такой звон называется Пасхальным благовестом.

    5. Хорошо на колокольне

    Позвонить в колокола

    Чтобы праздник был раздольный,

    Чтоб душа запеть могла!

    Хозяюшка: Весна идёт, полна чудес - Христос воскрес!

    Все хором: Воистину воскрес!

    Аудиозапись «Пасхальный благовест».

    Хозяюшка - Пасхальная неделя полна играми, плясками, развлечениями. Не бывало раньше ни одной Пасхи без катания на качелях. В каждом дворе устанавливались качели для детей, а в общественных местах и для взрослых. На качелях катались все желающие. Особенно веселились молодые парни и девушки, они водили веселые хороводы и пели частушки.

    Хозяюшка: А еще на Пасху Руси всегда устраивали веселые детские игры, давайте, и мы с вами поиграем!

    Игра- головоломка «Радужное лукошко».

    Дети делятся на две команды. Перед каждой командой кладутся вырезанные фигурки. Фигурки — это части яиц. Задача команды — как можно быстрее собрать радужное лукошко.

    -Особым развлечением, свойственным именно Пасхе, является игра «Катание яиц».

    (Дети по очереди подходят к горке и прокатывают яичко) .

    -Вторая игра называется «Чье яйцо дольше крутится».

    (По команде дети раскручивают свои яички. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель)

    Игра - эстафета «Кто быстрее перенесет яичко в ложке».

    -А сейчас я все приглашаю за наш пасхальный стол к чаю - самовару с ароматными пасхальными куличами, да яичками.

    И пусть нам всегда сопутствует удача, в наших душах сохранится радостное настроение. Приглашаю всех на чаепитие.

    Сценарий  развлечения для детей «Рождество. (Колядки)».

     (старшая группа)

                                                                                                                      Подготовили и провели:                                                                        

                                                         Воспитатель: Коленова Елена Викторовна

    Учитель нач. классов МБОУ СОШ№16: Данилова Людмила Викторовна

    Цель: Создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников на основе приобщения детей к истокам русской народной культуры.

     Задачи: - продолжить знакомство с традиционным русским народным праздником       Рождество и обрядом колядования на Руси;

    - прививать любовь к русским народным праздникам;

    - расширить словарный запас детей, через знакомство со словами «коляда»,     «колядка», « колядовщики».

    Участники: Воспитатели - Хозяюшка и Бабушка,

    Внучка, дети-гости (в русских народных костюмах),

    Колядовщики и ряженые- ученики и учитель   МОУ СШ №16 (в масках).

    Чёрт-родитель (в костюме).

    Оформление: Декорация русской избы, русской печи,

    атрибуты праздника -Рождественская звезда, вертеп, гостинцы для  колядующих.

    Предварительная работа:  Беседа о празднике Рождества Христова; посещение родителей с детьми Рождественского вертепа при храме Рождества Христова; разучивание с детьми загадок, скороговорок, святочных песен, колядок, игр и хороводов.

    Ход развлечения:

    За праздничным столом сидят Хозяйка, Бабушка и Внучка.

    Хозяйка: Дорогие гости! Сегодня вы побываете на празднике Рождества Христова! Мы покажем вам,  как Рождество встречали в старые времена.

    Хорошо зимой в деревне, когда топится печь, варятся вкусные щи, тушится картошка с мясом, томится молоко. А на улице метель, мороз такой, что зверь в норы забился. А ещё лучше в Рождественские праздники! Ох, пекутся сдобные пирожки, плюшки да ватрушки, самовар на столе кипит!

    Внучка: Бабушка, а что такое Рождество? Расскажи- расскажи про Рождество!

    Бабушка: Про Рождество? Почему ж не рассказать. Расскажу. После встречи Нового года русские люди начинали готовиться к еще одному из самых любимых и известных праздников на Руси – Рождеству. Этот праздник своими корнями уходит в далекое прошлое, в то время, когда в стране Израиле, в городе Иерусалиме в бедной семье, у простой девушки Марии на свет появился младенец – божий сын – Иисус Христос. С его рождением на небе зажглась новая звезда, которую назвали Рождественской в честь рождения Иисуса Христа.

    Накануне Рождества готовили много разных угощений, и вечером, когда на небе зажигалась яркая звезда, садились за стол и праздновали всю ночь. По домам ходили ряженые- дети и взрослые, они наряжались в разные маски: кто козлом, кто медведем. Люди веселились, плясали, пели, играли в игры, друг другу дарили подарки, колядовали.

    Внучка: А как это колядовали?

    Бабушка: Колядовать- значит ходить по домам и славить Господа нашего- Иисуса Христа.

    Стук в дверь. Заходят колядовщики- ученики школы с песней «Ах вы сени…».

    Колядовщики: - Родился Христос  Сын Божий,

    А мы шли - пошли не далёкий путь.

    - Родился Христос  Сын Божий,

     Для колядушек в барабан играть.

    -Родился Христос  Сын Божий,

    Люди добрые, поднимайтесь.

    -Родился Христос  Сын Божий,

    Рождество встречать собирайтесь.

    -Родился Христос  Сын Божий!

    Хозяйка: Гости дорогие, мы вас дожидались!

    Колядовщики (поют):

    Тетенька- добренька, Подай что-то сдобненько,

    Пышку да лепёшку,

    Да свиную ножку!

    Хозяйка: Вот вам, гости дорогие,

    Пряники да леденцы,

    Да тепленький пирог,

    Да маслице, творог!

    Дети кидают колядовщикам угощение в мешок.

    Колядовщики:- Сеем, сеем, посеваем,

    С Рождеством вас поздравляем!

    -Бог тому, кто в этом дому!

    Хозяйка: Люди добрые, проходите, будем петь да веселиться.

    Колядовщики проходят и садятся на лавочки.

    Хозяйка: Ребята, выходите, порадуйте гостей!

    Дети поют песню «Ой, калина…»

    Колядовщики:  Ох, поплясали,

    Песни спели.

    Гулять будем до утра,

    Но, пожалуй, детвора,

    Лучше - новая игра!

    Игра «Гори, гори ясно…»

    Соревнование по перетягиванию каната.

    Хозяйка: А теперь отгадайте загадки.

    Дети загадывают загадки школьникам – колядовщикам.

    Хозяйка: А теперь бой скороговорок.

    Дошкольники говорят скороговорки.

    Стук в дверь, заходит «Черт».

    Чёрт: Коляда, коляда!

    Ты подай пирога!

    Или хлеба ломтину,

    Или полтину,

    Или курицу с хохолком,

    Петушка с гребешком.

    Или сена стог-

    Или вилы в бок.

    Хозяйка: Не дадим  тебе ничего, ты сначала поиграй с ребятами!

    Игра «Бабка – Ёжка».

    После игры Хозяйка угощает Чёрта пирогом, а дети конфетами.

    Колядовщики: Спасибо, Хозяюшка, засиделись мы у вас.

    -Чай попили, поплясали,

    Что ж хозяева устали.

    Надобно домой идти.

    За привет, за угощенье,

    Все примите поздравленье.

    -Жить вам вместе лет до двести! Счастья вам, большого здоровья!

    Хозяйка: Спасибо за добрые слова, дай вам Бог здоровья и счастья!

    ПРИЛОЖЕНИЕ.

    Колядки.

    Сею, сею, посеваю,

    С Новым годом поздравляю!

    Счастье будет вам горой!

    Урожая воз большой!

    Коляда пришла, Рождество принесла.

    Кто подаст пирога –

    Тому двор живота,

    Еще мелкой скотинки

    Числа бы вам не знать!

    А кто не даст копейки –

    Завалим лазейки,

    Кто не даст лепешки –

    Завалим окошки,

    Кто не даст ветчины –

    Тем расколем чугуны!

    Приходила коляда

    Накануне Рождества.

    Кто даст пирога,

    Тому полон хлев скота,

    Овин с овсом,

    Жеребца с хвостом.

    Ты нас будешь дарить —

    Мы будем хвалить,

    А не будешь дарить —

    Мы будем корить!

    Коляда, коляда!

    Подавай пирога!

    Вот и матушка – зима пришла,

    Отворяй-ка ворота!

    Пришли святки!

    Пришла коляда!

    Загадки.

    1.        Не бык, а бодает. Не ест, а еду хватает. (Ухват).

    2.        От одного озера, до другого мост лежит. (Вёдра и коромысло).

    3.        Скручена, связана, на кол посажена, по полу скачет. (Метла).

    4.        Сверху- дыра, снизу- дыра, а посередине огонь да вода. (Самовар).

    5.        Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется. (Топор).

    6.        Новая посуда, а вся в дырах. (Решето).

    Частушки.

    1.Хорошо колядка пелась,

        Милые подружки.

       Только, что за посиделки,

       Без милой частушки.

    2. Дай, бог, снежку,

        Гладеньку дорожку.

        Неудача чтоб ушла,

       От мого окошечка.

    3. Ой, пол провались,

        Потолок обвались.

        На доске остануся,

        С колядкой не расстануся!

    Игра «Баба Яга»:

    Баба Яга, костяная нога.

    С печки упала, ногу сломала,

    Побежала в огород, распугала весь народ,

    А потом и говорит: «У меня нога болит! »

    Пошла Баба на улицу, раздавила курицу.

    Пошла на базар, раздавила самовар.

    Игра «Гори, гори ясно…»

    Гори, гори ясно, Чтобы  не погасло,

    Глянь на небо, Птички летят,

    Колокольчики звенят.

    Раз, два. Не воронь. А беги, как огонь.

    Конспект праздника-развлечения,посвященного Дню Матери

    « Русские  народные посиделки» (старшая группа)

                                                                 Воспитатель: Коленова Елена Викторовна

    30.11.2015 год.

    Цель: Создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников на основе приобщения детей к истокам русской народной культуры.

    Задачи: познакомить с народными традициями и играми;          способствовать развитию познавательной активности и любознательности; воспитывать интереса к истории и культуре России; воспитывать любовь к семье,  уважение к маме.              

    Праздник-развлечение.

    В группе накрыт стол, стоит самовар. Приглашены родители детей. Входят ведущие (воспитатели) в русских костюмах, держа в руках хлеб, обращаются к гостям.

    1-й ведущий.

    Мир вам, гости долгожданные,

    Что пришли к нам в добрый час!

    Встречу теплую, желанную

    Мы готовили для вас.

    Щедростью, радушием

    Знаменит наш русский край.

    Для гостей пироги русские

    И медовый каравай.

    2-й ведущий.

    В знак признания и отличия

    Нам приятно в этот час

    По старинному обычаю

    Хлебом-солью встретить вас.

    Каравай мы вам подносим,

    Поклонясь, хлеб-соль

    Отведать просим.

    Дорогие наши, мамы, бабушки! Поздравляем Вас с замечательным праздником – С Днём Матери! Мама –это самое главное слово в жизни каждого человека. И сегодня все улыбки, все стихи и танцы, шутки и игры только для Вас.

    Звучит русская народная музыка. Входят дети в русских костюмах, встают полукругом.

    1-й ребенок.

    Дорогие гости,

     Будьте как дома!

    Наш уют домашний

    Каждому  виден.

    В тесноте, быть может,

    Да не в обиде.

    2-й ребенок. Собрались мы позабавиться, пошутить, поиграть, посмеяться!

    3-й ребенок.

    На завалинке, в светелке

    Иль на бревнышках каких

     Собирались посиделки

    Пожилых и молодых.

    Быт людей отмечен веком,

    Поменялся старый мир.

    Нынче все мы по сусекам

    Личных дач или квартир.

    Наш досуг порою мелок,

    И, чего там говорить,  

    Скучно жить без посиделок,

    Их бы надо возродить!

    1-й ведущий.

    Собрались мы сегодня, чтобы старину вспомнить, поиграть в русские народные игры, в которые играли бабушки и дедушки. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры.

    Будем праздник начинать,

    Будем петь и танцевать!

    Хоровод заведем,

    Песню звонко споем!

    4-й ребенок. Говорят в народе: «Есть хлеб- будет и песня».

    Русская народная песня «Калина». Исполняют девочки, мальчики сопровождают пение на музыкальных инструментах (деревянные ложки и бубны).

    5-й ребенок.

    Обойди хоть всю планету-

    Лучше русской пляски нету !

    6-й ребенок.

    А теперь пора сплясать,

    Нашу пляску показать!

    «Русская плясовая». Танцуют мальчики.

    1-й ведущий.

    Дальше - бой скороговорок.

    Разрешите нам начать,

    Кто-то пусть скороговорит,

    Остальных прошу молчать!  (Участвуют родители).

     -Баня парит, баня правит, баня на ноги поставит, а мне не до недомогания.

    -Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

    -Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

    -Хорош пирожок, внутри творожок.

    7-й ребенок.

    Станем рядком, да частушки пропоем,

    Запевай веселей, чтоб порадовать гостей.

    Дети поют частушки.

    1-й ведущий. Пора нашим девицам свое умение показать - да смотать клубочки.

     Игра «Кто быстрей смотает клубок»

    2-й ведущий. А что добрые молодцы призадумались? И для вас есть игра-забава!

    8-й ребенок. Красны девицы, спешите на нас посмотреть! Мы будем силой мериться.

    Игра «Перетягивание каната».

    1-й ведущий.

    Ах ты русская душа,

     До чего ж ты хороша!

    В хороводе отличись

    И весельем зарядись!

    Хоровод «С платочками».

    2-й ведущий. Собирайся,  детвора, ждет вас русская игра!

    Игра «Где стоишь?» (Жмурки).

    1-й ведущий. А сейчас вы не зевайте, мой загадки отгадайте.

    Воспитатель загадывает загадки детям и родителям.

    2-й ведущий. Давным- давно человек заметил, что все звери лечатся травами. Вот и люди , усвоив это , стали передавать своим потомкам сведения о целебных травах.

    9-й ребенок. Лечение травами известно с давних времен. В наших лесах много  лекарственных растений. Из цветов липы заваривают чай от простуды. Подорожник хорошо прикладывать к ранкам- он останавливает кровь, убивает микробы.

    10-й ребенок. Мята успокаивает, способствует пищеварению.

    11-й ребенок. Ягоды земляники очень полезны, а ее листочки- замечательное средство от болезней сердца. Шалфеем хорошо полоскать горло при простуде.

    12-й ребенок. Ромашка с медом полезна для пищеварения и хорошего сна.

    13-й ребенок. Одуванчик улучшает аппетит, понижает давление.

    14-й ребенок. Мать-и-мачеха помогает от кашля при простуде.

    15-й ребенок. Календулой мы полощем горло.

    16-й ребенок. Крапива останавливает кровь.

    17-й ребенок. Душица- от простуды, а еще она успокаивает.

    18-й ребенок. Зверобой, как говорили в старину, от девяноста девяти болезней.

    1-й ведущий. Самая лучшая аптека – это природа! Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о здоровье.

    19-й ребенок. Ешь чеснок и лук- не возьмет недуг.

    20-й ребенок. Здоровье дороже богатства.

    21-й ребенок. На всякую болезнь по травке вырастает.

    22-й ребенок. Деньги потерял- ничего не потерял, время потерял- много потерял, здоровье потерял- все потерял.

    2-й ведущий.

    А знаете ли вы,  дорогие взрослые, пословицы о здоровье?  Продолжите их, пожалуйста.

    В здоровом теле … здоровый дух.

    Не по лесу болезнь ходит, а по …людям.

    Где здоровье, там и … красота.

    Баня парит, баня правит, баня на ноги … поставит.

    Если хочешь быть здоров … закаляйся.

    От здоровья не …лечат.

    Болен- лечись, а здоров … берегись.

    1-й ведущий.

    Мы с детьми сделали для вас оберег- ангела. Пусть он хранит вас от болезней, несчастий, злых духов. Будьте здоровы!

    Дети дарят мамам обереги. Читают стихи про маму.

    23-й ребенок. Играми да плясками сыт не будешь. Славится русский народ гостеприимством да угощением!

    24-й ребенок. Не красна изба углами, а красна пирогами.

    Чай горячий на столе,

    Пышки и варенье!

    Приглашаем вас отведать

    Наше угощенье!

    Приложение.

    Загадки.

    1.  В небо дыра, в землю дыра,

         Посередь огонь да вода.     (Самовар)

    2.  Без рук, без ног,

         На плечи скок.                        (Коромысло)

    3. В лесу снято,

         В дому гнуто,

         Посередке заплетено.           (Сито)

    4. С ушами , да не слышит.       (Ушат)

    5. Маленький, горбатенький,

        Два воза везет.                         (Коромысло с ведрами)

    6. Сколько не мучь, не кипяти,

        А белее не сделаешь.              (Чугунок)

    7. С солью бочонок, приучен с пелёнок,

        Всегда и везде, кланяться еде.   (Солонка)

    Частушки.

    Начинаем петь частушки                 (Все поют.)

    Просим не смеяться,

    Тут народу очень много,

    Можем растеряться!

    Выйду, выйду я плясать,                    (Игорь)

    В новеньких ботинках,

    Все ребята говорят,

    Что я как картинка.

    Я куличик испекла-

    Угостила Ваню,

    Он за это показал

    Мне жука в стакане.                           (Милана)

    Две лопатки у Егора,

     А у Нины формочки,

    Я за это им язык,

    Высуну из форточки.                              (Полина)

    Скороговорки.

    1  Баня парит, баня правит

        Баня на ноги поставит,

        А мне не до недомогания.

    2  Съел молодец

         Тридцать три пирога с пирогом,

         Да все с творогом.

    3  Лёня с Валей в валенках

        Уселись на завалинке.

    4  Из колодца две девицы

        Носят вёдрами водицы.

    5  Вёдра повисли на коромысле,

        А коромысло на плечи повисло.

    6  Горячи калачи

        Доставай из печи.

    Пословицы о здоровье.

    В здоровом теле.................................здоровый дух.

    Не по лесу болезнь ходит,..................... а по людям.

    Где здоровье, там и...................................... красота.

    Баня парит, баня правит, баня на ноги .....поставит.

    Если хочешь быть здоров.........................закаляйся.

    От здоровья .................................................не лечат.

    Болен- лечись, а здоров- ...........................берегись.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приобщение дошкольников к русским народным традициям. Конспект НОД во второй младшей группе «Поможем Деду с Бабкой»

    Разработанный мной конспект НОД способствует приобщению детей к истокам русских народных традиций, даёт начальные представления о культуре нашего народа....

    ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"

    ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором

    В нашей жизни надо заботиться о том культурном наследии, которое создали предки. Оно кажется не важным, но на самом деле имеет очень большую ценность. Каждый ребенок должен знать свою национальную кул...

    Картотека дидактических игр, выполненных своими руками на тему: «Ознакомление дошкольников с русскими народными традициями»

    Картотека дидактических игр для ознакомления дошкольников с русскими народными традициями....

    Тема по саообразованию «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям.»

    Без прошлого — нет будущего,Без языка — нет нации,Без нации — нет культуры,Без культуры — нет народа....

    Статья "Приобщение дошкольников к русским народным традициям дома и в детском саду"

    В работе представлены теоритические и исторические основы воспитания детей в русских народных традициях. Особенности воспитательного процесса при коллективном познании природы и участии детей в традиц...