Главные вкладки

    Семинар-практикум «Развитие памяти у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи».
    материал (старшая группа) на тему

    Лебедева Алёна Геннадьевна

    Педагогам представлен мастер-класс по играм на развитие памяти  дошкольников с учетом лексических тем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_-_praktikum.rar165.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное   дошкольное образовательное

    учреждение «Детский сад  «Улыбка» п. Малиновский»

    Семинар - практикум

    по развитию памяти для  детей  дошкольного возраста  (4-7 лет)

    с тяжелыми нарушениями речи с учетом лексических тем

                                                                                                         Воспитатель: Лебедева Алёна Геннадьевна

                                                                                 

               

                                                                            п. Малиновский

    2017 год

    Добрый день, уважаемые педагоги!

    Я, уже несколько лет, работаю на логопедической группе с детьми у которых тяжелые нарушения речи. И столкнулась с тем, что детям трудно запоминать какую-либо информацию, элементарно, даже просто повторить предложение.

           Говорят, у одних она большая и крепкая, а у других совсем дырявая – ничего не держит.

           О чем идет речь? О корзине? О кладовой? Нет, речь идет о памяти.

    Что такое память представлено вашему вниманию на слайде.

    Слайд №2. Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали!  В ней собраны наши знания, воспоминания, опыт, бесценные сокровища ума. Чем больше объем и прочность памяти, тем больше таких сокровищ.

    Специалисты (Венгер, Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.)  различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала. Какие виды памяти бывают, вы прочтете на слайде.

    Слайд №3  1. Двигательная (моторная). Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. 

    2. Наглядно-образная память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет, форму предмета и т.д. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

    2. Словесно-логическая память, при которой запоминается информация на слух. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

    3. Эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события. Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях

    Память является одним из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет прошлое для будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком: чтение, письмо, занятие физкультурой, спортом, трудовая деятельность – основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Развитие памяти является одним из «ключевых» моментов в развитии дошкольника, «обслуживает» развитие других познавательных процессов и является значимым показателем готовности к школе.

    Исследование развития памяти дошкольников достаточно актуально в связи с нарастанием объема  информации, но ухудшением её развития у значительной части современных дошкольников, а именно она нарушается при общем недоразвитии речи.

    Слайд №4. Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Помимо несформированности всех компонентов речевой системы характерны нарушения познавательной сферы; представления об окружающем бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом, дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков, установлении причинно-следственных связей.

    Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра. Для обучения через игру созданы дидактические игры.

    Развивать память у дошкольников можно с помощью разных методов и приемов. Но именно дидактическая игра создает игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности.

    На основании вышеизложенного определила тему самообразования «Развитие памяти у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи».

    Слайд№5. 

    Цель: создание системы работы дидактических игр для развития памяти у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

    Задачи:

    1.  Изучить методическую литературу по данной теме.

    2. Создать развивающую предметно пространственную среду в группе (разработка картотеки игр и игровых упражнений на развитие всех видов памяти, наглядный и дидактический материал).

    3. Разработать пособие дидактических игр на средний и старший дошкольный возраст.

    4. Провести диагностику с целью определения уровня сформированности памяти у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

    5. Повысить педагогическую компетентность в совместной деятельности родителей и педагогов по развитию памяти у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

     Новизна темы: оформление игрового и дидактического  материала по развитию памяти с учетом изучения лексических тем.

    - Сейчас я продемонстрирую вам мастер-класс по играм на развитие памяти, учитывая лексическую тему на примере «Транспорт», а вы, уважаемые педагоги, примите участие в играх.

    1. Первая игра будет в непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП. «Транспорт». Развивать зрительную память.

    Назовите, какой транспорт изображен на экране.  А сейчас возьмите бумажные полосочки, на них изображен транспорт, обведите тот транспорт, который вы сейчас видели на экране.

    Можете проверить правильность выполнения работы друг у друга.

    1. Аппликация. «Самолет». Развивать зрительную память.

    На экране изображен на плоскости самолет.

     Конструктор сконструировал самолет и отправили в полет. Из каких геометрических фигур самолет?  Когда самолет парил в воздухе с ним произошло несчастье, он распался на детали. Как вы думаете, что с ним произошло? А давайте мы с вами восстановим самолет, сделаем его крепким, прочным. (Перед детьми на столах бумажный фон неба и бумажные геометрические фигуры на каждого ребенка).

    1. Дидактическая игра «Парные слова» может использоваться в совместной деятельности педагога и ребенка. Развивать ассоциативную память.  

    Я вам прочту парные слова, а вы внимательно прослушаете. Затем я буду называть первое существительное, а вы будете называть второе существительное.

    Корабль – якорь

    Машина – руль

    Самолет – шасси

    Вертолет – пропеллер

    Велосипед – педали

    Поезд – стоп кран

    Трактор – борона

    Ракета – иллюминатор

    Мотоцикл – бензобак

    Самосвал – фары

    1. Следующую игру можно использовать в совместной деятельности  взрослого и ребенка. Игра на развитие ММР и слуховой памяти «Раскрась картинку».

    Перед вами картинка с изображением машины, машинка скучная, нераскрашенная. Предлагаю раскрасить ее штриховкой. Кабина синего цвета пунктирной линией. Кузов оранжевого цвета вертикальными линиями. Колеса черного цвета точечной штриховкой. Стекла голубого цвета по диагонали.

    1. Индивидуальная работа по заданию логопеда игра «Есть – нет». Развиваем слуховую память, грамматический строй речи. Дети работают в паре.

    Мы сейчас с вами пойдем в игрушечный магазин. Покупатель спрашивает продавца «У вас есть 3 самосвала», а продавец отвечает  «У меня нет 3 самосвалов, но есть 2 велосипеда».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья. Проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

    В данной статье отражаются проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с нарушениями речи....

    ВЛИЯНИЕ ТЕАТАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

    Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...

    Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

    Сопровождение  детей дошкольного возрастас тяжелыми нарушениями речи....

    Статья "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО"

    В статье дается краткое описание компилятивной программы по ФЭМП для детей с тяжелыми нарушениями речи, указаны принципы формирования и значимые для разработки характеристики, особенности  органи...

    Формирование словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в системе работы над понятием «родственные слова»

    Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

    Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи ИКТ технологий.

    Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста при помощи ИКТ технологий....

    Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

    Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...