Главные вкладки

    Круглый стол-дискуссия для родителей "Как ребенку подружиться с миром? Нужно ли давать сдачу?"
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Валькова Наталья Викторовна

    Возрастающая агрессивность в современном обществе зачастую создает у родителей и соответственно детей установку, что социум может нести угрозу. Родители учат детей защищаться, отстаивать свои позиции и забывают о том, что важнее научить ребенка слушать и слышать других, уметь договариваться и решать возникшие разногласия мирным путем.

    Все родители мечтают чтобы его ребенок имел гармоничные и успешные отношения с окружающими людьми. Чтобы его принимали и уважали и дети, и взрослые. Однако не у всегда у  детей получается  правильно реагировать на поведение сверстников (друг на друга) и они прибегают к агрессивным формам общения: кто-то становиться обидчиком, кто-то обиженным… Очень важна грамотная и взвешенная реакция взрослых, родителей и воспитателей,  на детские конфликты.

     Задача взрослых -  задаться вопросом «Как мы можем помочь детям научиться гармонично общаться друг с другом?»

    Родительское собрание в форме круглогостола-дискуссии "Как подружиться с миром? Стоит ли давать сдачу?" позволяет родителям осознать свою роль в воспитании благоприятной социальной коммуникации детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Круглый стол – дискуссия

    по теме «Как ребенку подружиться с миром? Стоит ли давать сдачу?»

    Приветствие: родителям предложено назвать своего ребенка ласково и, может быть, отметить изменения, которые произошли в его развитие (самое важное для Вас или  то, что Вас беспокоит).

    Обозначение проблемы (актуальность):

    Подготовительная к школе группа является важным и переходным моментом для ребенка в новую «взрослую» жизнь, где ему предстоит найти новых друзей, решать более серьезные жизненные задачи, познакомиться и научиться общаться с учителями. Если у ребенка есть положительный опыт общения со сверстниками и взрослыми, если он научился разрешать конфликты и находить друзей, то можно говорить о его коммуникативной готовности к школе. Но учителя довольно часто отмечают конфликтность и агрессивные тенденции в поведении детей между собой и настороженное отношение детей к взрослым в школе. Возможно, это является следствием напряжения и возрастающей агрессией в обществе.

    В современном мире дети очень часто сталкиваются с негативной, агрессивной информацией, слышат от родителей, что мир может быть опасным, не очень дружелюбным, что не всегда можно доверять людям вокруг: могут обмануть, обидеть, что нужно уметь противостоять миру, уметь защищаться, быть сильным. Некоторые взрослые учат детей хитрить, жадничать, давать сдачи…Рассуждают при ребенке, а иногда даже спорят и ссорятся друг с другом о том, что если сейчас ребенка не научить защищаться, то потом…У ребенка может возникать напряжение, настороженность, тревожность. Мир кажется ему враждебным и он готов проявлять  предупредительное агрессивное поведение.

    Как уже отмечалось выше, возраст 6-7 лет в жизни детей переломный момент, сопровождающийся возрастным кризисом 7-ми лет. Этот период характеризуется определенными симптомами, не всегда приятными для взрослых: у детей появляется острая потребность вести себя как взрослые.

    Кризис имеет свои проявления (На данном этапе можно обсудить с родителями, какие признаки агрессивного поведения могут быть примерами кризисных проявлений):

    • Потеря непосредственности. Дети начинают задумываться о значении каждого действия перед тем, как его совершить.

    (уместно обсуждение с ребенком его действий в ситуации конфликта: что он планирует сделать?, а как можно поступить иначе? Поощрять взрослую позитивную реакцию и разбирать реакцию агрессивную.)

    • Манерничание. Ребенок старается казаться строгим, умным. Копирует поведение взрослых, может это делать подчеркнуто театрально.

    (подражая взрослым, он может копировать и взрослое агрессивное поведение: это и хитрый замысел относительно сверстников, обзывания и насмешки по поводу деятельности  других детей, может сплетничать и т.д.)

    • Симптом «горькой конфеты». Старается скрыть от взрослых когда ему плохо, скрывает свои переживания.

    (формировать атмосферу доверия, демонстрировать ребенку готовность его выслушать, принять его поведение, помочь ребенку найти приемлемый способ выхода из детских конфликтов).

    Кризис является одним из необходимых условий развития личности. Характеризуется нарушением гармонии  между ребенком и окружающей его средой. В кризис происходит бурное развитие и формирование новообразований. Одно из важных новообразований кризиса 7 лет  - это потребность в социальном функционировании. Именно поэтому очень важно взрослым быть внимательными к общению детей в социуме и к мотивации  выстраивать гармоничные отношения со сверстниками и взрослыми.

    Обсуждение (Предложить родителям ответить вопросы):

    • Охотно ли дети рассказывают о жизни в детском саду?
    • Замечаете ли Вы признаки поведения, характерные для кризиса 7-лет?
    • Жалуются ли Вам дети на других детей?
    • Как они описывают ситуации?
    • Как Вы советуете повести себя детям если их обижают?
    • Как реагируете на сообщение о том, что Ваш ребенок кого-то обидел?

    Дать возможность родителям высказать свое мнение. Если будут представлены примеры конфликтных ситуаций,  попытаться разобрать их совместно в форме диалога, позволить родителям высказать и выслушать разные точки зрения. Мотивировать родителей на активное доверительное обсуждение, так как  совместная взвешенная позиция взрослых поможет создать благоприятную развивающую среду для детей. Мотивировать родителей к пониманию ответственности за то поведение, которое они сами демонстрируют детям.

    Теоретическая справка по агрессивности

    Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям.

    Следует разделять понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия – это намеренные действия , направленные на причинение ущерба кому –то или чему-то. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности в готовности к агрессии. Т.е. Агрессия – это действие, а агрессивность – готовность к совершению таких действий. Агрессивность, как свойство личности, может формироваться в процессе развития. Так происходит, если не удовлетворяются основные и важные возрастные потребности ребенка, ребенок подвергается агрессии со стороны взрослых, ребенок не принимаем взрослыми или ребенка обучают агрессивному поведению личным примером или советом.

    Рассмотрим различные виды агрессии и зададимся вопросом: А используем ли мы, взрослые, агрессивное поведение?  (предложить родителям отметить для себя, какие виды агрессии они могут использовать). Все виды агрессии можно наблюдать у людей разных возрастов, иногда они проявляются с самого раннего детства:

    •  Физическая агрессия (кусается, дерется, отбирает игрушки, толкается, бьет ремнем, дает подзатыльники, пинается и т.д.);
    • Раздражение (устраивает капризы, вспыльчивость, грубость)
    • Вербальная агрессия (угрозы, ругань, крики)
    • Негативизм (оппозиционная манера поведения)
    • Косвенная агрессия – самый «цивилизованный» вид агрессии. Может появляться уже у младших школьников и «продвинутых» дошкольников: первые группировки, заговоры против друг друга, злобные шутки, сплетни -  все это относиться к направленной косвенной агрессии. Есть еще подвид - ненаправленная косвенная агрессия: выкрики в толпе, групповое оппозиционное поведение.

    Предложить родителям вопрос для обсуждения:  Стоит ли учить ребенка давать сдачу? Привести доводы «за» и «против». Дать родителям высказаться. Подвести к выводам «против» (если родители не сформулируют их сами): на сдачу ребенок тоже может получить и еще сильнее; на каждое действие может найтись противодействие (на агрессивного, сильного, смелого, еще сильнее и т.д.); ребенок обидчик может причинить вред здоровью другому и получить от этого сам сильную психологическую травму (уместно вспомнить статью в законе о причинении вреда здоровью); агрессивное поведение влечет за собой потерю друзей.

    Психотерапевтическая сказка: Маленький медвежонок. Из сборника Лабиринт души: Терапевтические сказки под ред. Хухлаевой О.В. Хухлаева О.Е.

    Зачитать родителям сказку и обсудить вопросы о чувствах героев (и обидчиков и обиженных), почему медвежонку трудно было подружиться, какие установки мешали гармоничной коммуникации.

    Обсуждение «Как помочь ребенку справиться с агрессивными проявлениями?»

    Подвести родителей к выводу о 4-ех направлениях работы с агрессией:

    • Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме:

    прямое выражение гнева – высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева или возможность поделиться своими чувствами с кем-то – скажи что тебе не нравится, неприятно, на что ты обижен и т.д. Можно предложить и в группе и дома упражнение «Камушек в ботинке»;

    непрямое выражение гнева – перенесение чувств на другие объекты боксерская груша, газетные, тряпичные комочки, рисование своей злости

    • Отработка навыков общения в конфликтной ситуации
    • Формирование эмпатии, доверия к людям (разговор о чувствах и переживаниях участников конфликта, литературных героев, собственных чувствах и чувствах ребенка, демонстрация эмпатии в собственном поведении)
    • Обучение приемам саморегуляции, умение владеть собой в различных ситуациях. Сделать акцент на важности демонстрации детям возможности регулировать собственное поведение.

    Заключение (мотивация родителей на сотрудничество по оптимизации климата в группе): мы, взрослые очень переживаем,  теряемся, и не всегда знаем как справляться с агрессивным поведением детей. Порой справедливо ссылаемся на общество, время в которое мы живем.

    Но, безусловно, каждый из нас мечтает, чтобы наши дети были счастливы, принимаемы обществом, полезны ему, востребованы. Умели дружить, имели поддержку друзей и родных. Именно поэтому мы несем ответственность за то поведение, которое мы демонстрируем нашим детям, за то, как мы учим их общаться с социумом.

    Соблюдение простых правил поведения, способствующих снижению как взрослой, так и детской агрессивности помогут ребенку выстроить более гармоничные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

    Правила поведения:

    •  Будьте внимательны к чувствам, желаниям и переживаниям ребенка (проявляйте эмпатию)
    • Адекватно оценивайте возможности ребенка
    • Стремитесь вовремя и деликатно, без излишних наставлений оказывать ребенку необходимую помощь
    • Предоставляйте ребенку самостоятельность в соответствии с его умениями и силой
    • Умейте идти на компромисс
    • Будьте последовательны в воспитании и призывайте к этому всех членов семьи

    Давайте пожелаем нам удачи и сотрудничества на благо наших детей!

    Педагог-психолог высшей квалификационной категории

    Валькова Наталья Викторовна МБДОУ «ЦРР-Д/С№ 2»

    Г. Сатка, Челябинской области

                                                                                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Как помочь ребенку подружиться со свертниками?"

    Презентация на тему " Как помочь ребенку подружиться со сверстниками?" В презентации рассматривается понятие "дружба", значение общения для детей дошкольного возраста, важность для дальнейшей социализ...

    Как помочь ребенку подружиться со школой

    Не пугайте ребенка школой. Воздержитесь от высказываний типа: «В школетрудная программа», «Там играть некогда» и т.д. Особенно это касается робких,неуверенных детей. Помните, ч...

    "КАК РЕБЕНКУ ПОДРУЖИТЬСЯ В ДЕТСКОМ САДУ"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11901570","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"251","width":"480"}}]]Когда мама отдает малыша в дeтcкий сад, она надеется, что имен...

    Круглый стол – дискуссия с родителями во 2 ранней группе «Капельки» МКДОУ «Сказка»

    Тема: «Можно или нельзя. Как научить ребенка правильно реагировать на слово «нельзя»...

    Консультация "Как помочь ребенку подружиться "

    laquo;Как помочь ребенку подружиться»В жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив – идет в детский сад, знакомится с ребятами во дворе и ...

    Как помочь ребенку подружиться с книгой.

    Полезные советы родителям, которые хотят, чтобы их ребенок научился рано читать....

    Нужно ли давать ребенку музыкальное образование

    Нужно ли давать ребёнку музыкальное образование...