Главные вкладки

    "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на основе метода проектов"
    статья (подготовительная группа) по теме

    Сорокина С.М.

    в статье исследована проблема развитие познавательной активности старших дошкольников на основе метода проектов,рассмотрены и охарактеризованы виды проектов при развитие познавательной активности старших дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УДК 373.24

    Аббасова Л.И., Сорокина С.М.

    РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

    DEVELOPMENT OF INFORMATIVE ACTIVITY OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN BASED ON THE METHOD PROJECTS

    АббасоваЛевизаИловиевна,

    доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений. Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте

    Abbasova Leviza.Ilovievna

    Russian Federation, Simferopol, V.I.Vernadsky Crimean Federal University

    Сорокина Светлана Михайловна,

    студенка5 курса института педагогики,психологии и инклюзивного образования. Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте

    Sorokina Svetlana Mihaylovna

    Russian Federation, Simferopol, V.I.Vernadsky Crimean Federal University

    Аннотоция:в статье исследована проблема развитие познавательной активности старших дошкольников на основе метода проектов,рассмотрены и охарактеризованы виды проектов при развитие познавательной активности старших дошкольников.

    Ключевые слова:развитиепознавательнаяактивность, дошкольник, метод проекта.

    Abstract:Thearticlestudiedtheproblemofthedevelopmentofcognitiveactivityoftheseniorpreschoolchildrenonthebasisof a methodofprojects, examinedandcharacterizedthetypesofprojectsunderdevelopmentofcognitiveactivityoftheseniorpreschoolchildren.

    Keywords:developmentofcognitiveactivity, preschooler, projectmethod.

    В современных условиях повсеместной глобализации и информатизации проблема развития познавательной активности стоит особенно злободневно. В условиях гуманистической образовательной парадигмы развитие познавательной активности личности рассматривается как одна из важных задач, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста – дошкольного, что закреплено Федеральной  целевой  программой  «Дети  России». «Федеральной программой образования», «Национальной доктриной образования», «Концепцией модернизации современного образования». В качестве перспективных направлений модернизации системы образования среди прочих называют: реализацию идей неформального образования; ориентацию на самообразование; переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

    Современная система образования призвана обогащать процессы становления, самовоспитания и самореализации человека, обеспечивать его самодостаточность гораздо раньше и продуктивнее, чем это делается сегодня. В настоящее время в педагогике интенсивно ведется поиск рациональной организации учебного процесса, стимулирующей познавательную активность учащихся и воспитанников.

    Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, заложенных на ступени дошкольного образования. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; совершенствование содержания, повышение его значимости, качества образования. Однако, существующей отечественной системой образования не предусматривается формирование данных основ на первоначальном этапе развития человека, когда закладывается фундамент образовании, а именно в дошкольном возрасте.

    Ряд отечественных и зарубежных исследований (И.В. Никишина[4], НН. Поддъяков[5]) подтверждают тот факт, что современная система дошкольного образования обращена, как правило, на передачу готовых знаний и формирование формальных навыков, а не способствование самостоятельно мыслить. Поэтому возникает вопрос о переосмыслении структуры образовательной системы и переориентации целей и задач образования, особенно на начальной ступени.

    Многочисленными исследованиями установлено (А.М. Матюшкина[7], С.Л. Рубинштейн[8], В.В. Щетинина[9]), что ранний возраст представляет собой сензитивный период для становления – в контексте игровых форм деятельности – способностей (познавательная активность, воображение, общение, самоорганизация), задающих основу формирования системы компетенций, необходимых для дальнейшего обучения в школе и образования в целом. Доказано долгосрочное положительное влияние адекватно организованного предшкольного образования на последующее продвижение детей.

    На современном этапе развития педагогической науки активность человека, в том числе познавательная, рассматривается в различных аспектах. Изучению центрального понятия нашего исследования посвящены работы: Д.Б. Богоявленской [1], А.Н. Леонтьева [6], Н.Н. Поддьякова [5], В.В. Щетининой [9], которые приводят различные трактования изучаемого понятия. С целью выражения собственного мнения по этому поводу рассмотрим, прежде всего, определения, данные термину «активность» в словарях. Так, толковый словарь дает такое толкование: «активность – развитие, усиленное действие», в словаре педагогических терминов активность используется наряду с сознательностью, тем самым подчеркивая осознанную деятельность индивида. В философском словаре приводится следующая трактовка: активность – противоположность пассивности, действенность, деятельное поведение. Социологический словарь так определяет активность – это деятельность в самом широком смысле слова, один из основополагающих элементов человеческого поведения, социальное качество личности, воплощенное в способности производить социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них совершаемых) поступках, делах, в творчестве.

    Раскрывая сущность категории «познавательная активность», прежде всего, необходимо уточнить, что такое познание. Существует такое множество определений, толкований и структуризации познания в философской, психологической и педагогической литературе, что привести их все или даже сколько-нибудь репрезентивную часть в настоящей работе не представляется возможным. Мы склоняемся к определению, данному в «Педагогическом энциклопедическом словаре: познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире [2].

    Согласно взглядам Д.С. Годовиковой, познавательная активность занимает в структуре познавательной деятельности место, близкое к уровню потребности. Познавательную активность можно определить как состояние готовности к познавательной деятельности, то есть то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее [3,с. 23-46].

    В научно-методической литературе отсутствует единогласное мнение о сущности понятий «активность» и «познавательная активность». Результаты наших научных поисков показали, что в обобщенном смысле активность рассматривается, как мера взаимодействия человека с окружающей его действительностью, однако, это взаимодействие разнопланово и многоаспектно, и, как следствие, требует от индивида разнообразных откликов, отзывов и реакций. Под познавательной активностью старших дошкольников  в данном исследовании понимаем определившей, что познавательная активность дошкольника интегративное качество личности, которое порождается потребностью в познании, предполагает устойчивый интерес к поиску новых знаний, проявляется вготовностик поисковой самостоятельной деятельности, в стремлении ксамостоятельности, самосовершенствованиюи выражается в интенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации приобретенных знаний и умений.

    Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др. Значимы и другие виды проектов, в том числе:

    комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

    межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

    творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

    групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

    индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

    исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

    Нами также были определены задачи проектной деятельности старших дошкольников, к которым отнесены:

    – вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

    – активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

    – формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

    – развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

    – формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

    – развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

    Метод проекта предполагает решение проблемы, в частности учебной, что предполагает, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», то есть при решении теоретической проблемы предполагается конкретное ее решение, практической – конкретный результат, готовый к внедрению. Следовательно, метод проектов имеет значительный потенциал для развития познавательной активности старших дошкольников.К педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность развития познавательной активности старших дошкольников на основе метода проектов, отнесены:обеспечение гуманистической направленности деятельности педагогов в рамках личностно ориентированного обучения;ориентация педагогов и детей на развитие познавательной активности;использование нетрадиционных форм и методов обучения, способствующих развитию детской познавательной активности.

    Таким образом, развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на основе метода проектов представляет собой комплекс элементов педагогического обеспечения рассматриваемого процесса: цели, задачи, функции, содержание и основные направления деятельности, этапы, формы, методы, условия, компоненты познавательной активности, а также системообразующие связи (принципы культурологичности, диалогичности, эмоционального насыщения, креативности, вариативности; личностно ориентированный, деятельностно - продуктивный подходы), ориентированные на развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности.

    Доказано, что для метод проектов имеет мощный потенциал для развития познавательной активности старших дошкольников, поскольку практика показывает, что во время проектной деятельности наблюдается высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность воспитанников, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной любознательности, самоконтроль, лучше закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы. Определены типы проектов для дошкольников: исследовательские-творческие проекты; ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие. Разработаны критерии выбора темы для дошкольников и определена деятельность воспитателя по выбору тематики проектной деятельности детей.

    Библиографический список:

    1. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская.  Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та,
      1983. –173с.
    2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. –М.,2002. - С.203)
    3. Годовикова, Д.С. Соотношение активности детей в общении со взрослыми и в исследовании новых предметов /Д.С.Годовикова. – М.: Просвещение, 1974. – С.23-46.
    4. Никишина, И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях / И.В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 156 с.
    5.  Поддьяков, H.H. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект / В.В. Поддъяков. Волгоград:
      Перемена, 1995.
       48 с.
    6. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2009. – 320 с.
    7. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. 1982.  №4.  С. 517.
    8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.:Питер Ком, 1998. – 705 с.
    9. Щетинина, В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности / В.В. Шетинина. – М.: РЕБУС, 2006. – 233 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

    Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

    Педагогический проект "Экспериментирование, как один из методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

    Данная работа посвещена опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавате...

    Метод экспериментирования как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

    Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...

    «Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

    Консультация для воспитателей «Методы и приемы  в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»...

    Опыт работы по теме "Экспериментирование как эффективный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

    Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все к...