Главные вкладки

    Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности
    статья на тему

    Наталия Юрьевна Лебедева

    Формирование творческой личности ребёнка средствами

    театральной деятельности

     

    Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном.

    Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование творческой личности ребёнка средствами

    театральной деятельности

    Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном.

    Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

    Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

    Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

    Следует отметить, что наряду с творческими способностями у детей в процессе театральной деятельности формируются нравственные ценности. И от того какие ценности будут сформированы сегодня, зависят личные особенности каждого из них и общества в целом.

    Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

    Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.  

    Так же театральная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица, какого либо персонажа это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

    Пример: робкому ребенку дают роль медведя и он, перевоплощаясь в роль, принимает образ сильного смелого персонажа чувствует себя по другому. Так же умеет выйти на публику и выступить в образе, преодолеть свою робость скованность. Ребенок начинает себя по-другому  ощущать, двигаться, говорить.

    В группе педагог должен создать условия для развития творческой активности детей.

    Среда  является одним из основных средств развития личности ребенка. Предметно – пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

    Для этого в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки. Где ребенок, одев маску  или  другие атрибуты может представить себя в той или иной роли перед зеркалом далее он начинает развивать замысел.

    Театрализованная деятельность- удел детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения, повысить культуру ребенка, познакомить правилами этикета, обрядами, традициями. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжет имеет общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровые правила. Креативность проявляется в том, что ребенок художественно передает замысел, варьирует свое поведение. В игре ребенок побуждает к неформальному общению, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого используются этюды, тренинги, упражнения, которые способствуют развитию навыков театральной игровой деятельности.


    Игра « Подбери рифму»

    Цель: развивать чувство рифмы.

    Волшебник задает рифмы по очереди :

    Кочка — бочка, строчка, дочка, точка...

    Картошка — матрешка, морошка, кошка...

    Печь — меч, течь, лечь...

    Лягушка — квакушка, подружка, кружка...

    Зайчик — пальчик, мальчик...

    Мышь — тишь, камыш, шуршишь...

    Кошка — мошка, блошка, плошка...

    Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок...

    Снежинка—пушинка,пружинка...
    Расскажи стихи руками

    Цель:  побуждать детей к импровизации.

    Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

    Кот играет на баяне,

    Киска — та на барабане,

    Ну, а Зайка на трубе

    Поиграть спешит тебе.

    Если станешь помогать,

    Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

    Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.
    Проговаривание диалога с различными интонациями

    Ребенок: Мед в лесу медведь нашел...

    Медведь: Мало меду, много пчел!

    Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию. 

    Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, можно использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

    Наибольший эффект дают такие методы развития креативности, как: творческие задания; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; этюды, упражнения.
    Для раскрытия креативных способностей детей в театрализованной деятельности, также используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. Широко применяются и игры-драматизации, главным объектом обыгрывания в которых становится сам ребенок. Все эти забавы не только способствуют развитию креативности детей, но и тренируют память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

    Пантомимы.
    Цель: Научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение.

    У нас под крышей

    Белый гвоздь висит (руки подняты вверх).

    Солнце взойдет –

    Гвоздь упадет (расслабленные руки падают вниз, присесть).
    Игры на развитие выразительной мимики.

    Цель:  учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

    1. Соленый чай.

    2. Ем лимон.

    3. Сердитый дедушка.

    4. Лампочка потухла, зажглась.

    5. Грязная бумажка.

    6. Тепло-холодно.

    7. Рассердились на драчуна.

    8. Встретили хорошего знакомого.

    9. Обиделись.

    10. Удивились.

    11. Испугались забияку.

    12. Умеем лукавить (подмигивание).

    13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).

    14. Мне грустно.

    15. Получить подарок.

    16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.

    17. Не сердись!

    18. Верблюд решил, что он жираф,

    И ходит, голову задрав.

    У всех он вызывает смех,

    А он, верблюд, плюет на всех.

    19.  Встретил ежика бычок

    И лизнул его в бочок.
    А лизнув его бочок,

    Уколол свой язычок.

    А колючий еж смеется:

    — В рот не суй что попадется!

    20.  Будь внимателен.

    21. Радость.

    22. Восторг.

    23. Я чищу зубы.

    Развитие креативности посредством театрализации – это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу, синтезу, эмоциональным переживанием, развитию творческой активности детей. Такая деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корректирует в разных сферах психической деятельности.

    В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:

    Чтение и совместный анализ сказок.

    Проигрывание отрывка из сказок.

    Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

    Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

    Словесные, настольные и подвижные игры.

    Пантомимические этюды и упражнения.

    Дыхательная гимнастика

    Артикуляционная гимнастика.

    Пальчиковые игры со словами. 

    Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Итогом являются: инсценировки, драматизации, спектакли, концерты, которые входят в содержание праздников и развлечений. Театрализация позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация аналитического отчёта «Формирование творческой личности ребёнка средствами театрализованной деятельности».

    В человеке всегда заложено творческое начало, и театральные игры, наиболее полно способствуют творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус ...

    Театр: формирование творческой личности ребёнка средствами театрализованной деятельности

    В данном материале самый распространённый вид детского творчества - театральная деятельность - рассматривается с точки зрения способа развития мышления, речи ребёнка, познания им окружающего мира, а т...

    Консультация для педагогов детского сада. Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности.

    Консультация для педагогов МДОУ. Тема: Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности.Цель: Познакомиться с воспитанием и формированием творческой личности ребёнка с...

    Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

    Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с иг...

    Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности

    Игра в театральном уголке, принятие на себя ролей героев книг, сказок вызывает в ребенке неоднозначные оценки поведения, восприятия мира, значимости поступков героев и примеривание их на себя. Обучени...

    ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    laquo;Духовная жизнь ребёнка полноценная лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок». В. Сухомлинский...