Главные вкладки

    Учебно-методическое пособие Комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада
    учебно-методическое пособие (старшая группа) по теме

    Комплексно-тематическое планирование

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учебно-методическое пособие

    Комплексно-тематическое планирование в старшей группе

    детского сада

                                                                                                                                                                               Воспитатель  

                                                                                                                                                                       ГБДОУ №34 «Жемчужинка»

                                                                                                                                                                       Красногвардейского района    

                                                                                                                                                                          г. Санкт-Петербург                                                                              

                                                                                                                                                                       Быстрова Алена Анатольевна

    Комплексно-тематическое планирование в старшей группе

    Месяц/ Неделя

    Тема

    Содержание работы

    Итоговые мероприятия

    Сентябрь

    1 неделя

    Наша группа. Наш детский сад.

    Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.

    Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение

    по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.

    Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе,

    украшать ее произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.).

    Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).

    Беседа о прошедшем лете, о впечатлениях детей.

    Мониторинг

    Наблюдение, беседы, диагностические ситуации

    Заполнение персональных карт развития детей.

    Сентябрь

    2 неделя

    Осень. Признаки осени.

    Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).

    Сбор гербария.

    Мониторинг

    Наблюдение, беседы, диагностические ситуации

    Заполнение персональных карт развития детей.

    Сентябрь

    3 неделя

    Игрушки

    Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

    Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, тако-

    го же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).

    Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку (длинный — короткий, пушистый — гладкий, теплый — холодный и др.).

    Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме,

    материалу), классифицировать их (посуда — фарфоровая, стеклянная,

    керамическая, пластмассовая).

    Тематическое занятие по теме: «Игрушки»

    Сентябрь

    4 неделя

    Деревья

    Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).

    Выставка детских работ «Осенний марафон»

    Октябрь

    1 неделя

    Овощи. Фрукты

    Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

    Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету.

    Викторина по умению составлять загадки об овощах и фруктах

    Октябрь

    2 неделя

    Дымковская роспись

    Продолжать знакомить детей с изделиями

    народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской  игрушке и ее росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов.

    Выставка детских работ

    Октябрь

    3 неделя

    Ягоды

    Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Закреплять представления о ягодах.

    Тематическое занятие по теме «Ягоды»

    Октябрь

    4 неделя

    Грибы

    Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

    Выставка детских работ

    Октябрь

    5 неделя

    Перелетные птицы

    Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

    Тематическое занятие по теме: «Перелетные птицы»

    Ноябрь

    1 неделя

    Одежда

    Обогащать представления детей о мире предметов, вещей

    Тематическое занятие по теме: «Одежда»

    Ноябрь

    2 неделя

    День толерантности

    Расширять представления ребенка об изменении позиции

    в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.

    Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать

    уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

    Коллективная работа по теме

    Ноябрь

    3 неделя

    Посуда. Хохломская роспись

    Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о различных игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов.

    Выставка детских работ

    Ноябрь

    4 неделя

    День матери

    Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять

    посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.

    Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.

    Праздник, посвященный Дню матери

    Декабрь

    1 неделя

    Зима. Зимующие птицы

    Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней

    природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.

    Выставка детских работ

    Декабрь

    2  неделя

    Домашние животные

    Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.

    Тематическое занятие по теме

    Декабрь

    3 неделя

    Дикие животные

    Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге).

    Тематическое занятие по теме

    Декабрь

    4 неделя

    Новый год

    Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

    Новогодний утренник

    Январь

    1,2 неделя

    Каникулы

    _____________________________________________________________

    ___________________________

    Январь

    3 неделя

    Зимние забавы

    Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней

    природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.

    Выставка детских работ

    Январь

    4 неделя

    Северные животные

    Формировать представления о чередовании времен года, частей суток

    и их некоторых характеристиках. Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей). Показать взаимодействие живой и неживой природы. Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

    Выставка детских работ

    Январь

    5 неделя

    Блокадный Ленинград

    Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.

    Тематическое занятие по теме

    Февраль

    1 неделя

    Гжель

    Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о различных игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов.

    Выставка детских работ

    Февраль

    2 неделя

    Профессии (циркач)

    Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять

    посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.

    Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому. профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника.

    Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами декоративного искусства).

    Беседа о профессиях родителей

    Февраль

    3 неделя

    23 февраля. Армия

    Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

    Тематическое занятие посвященное Дню защитников Отечества.

    Февраль

    4 неделя

    Городецкая роспись

    Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о различных игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов.

    Выставка детских работ

    Март

    1 неделя

    8 марта

    Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках.

    Праздник «8 Марта».

    Март

    2 неделя

    Весна

    Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях

    в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.).

    Выставка детского творчества

    Март

    3 неделя

    Пушкинские сказки. Неделя книги.

    Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Способствовать формированию эмоционального отношения к литера-

    турным произведениям. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных

    художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и

    предпочтения детей.

    Выставка детских рисунков

    Март

    4 неделя

    Море

    Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

    Выставка детских работ

    Апрель

    1 неделя

    Полхов-майдан

    Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о различных игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов.

    Тематическое занятие по теме

    Апрель

    2 неделя

    День космонавтики

    Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Расширять представления детей о родной стране, о государственных

    праздниках

    Просмотр презентации по теме

    Апрель

    3 неделя

    Откуда хлеб пришел

    Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

    Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку

    играть, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу.

    Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную

    задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата. Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице и пр.). Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

    Тематическое занятие по теме

    Апрель

    4 неделя

    Человек

    Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. Следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком. Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться сто-

    ловыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

    Тематическое занятие по теме

    Май

    1,2 неделя

    Майские праздники, мониторинг

    ___________________________________________________________

    _________________________

    Май

    3 неделя

    Транспорт. Труд водителя. ПДД

    Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

    Тематическое занятие по теме

    Май

    4 неделя

    День города

    Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.

    Праздник, посвященный Дню города

    Май

    5 неделя

    Лето

    Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнеч-

    ного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опенок).

    Тематическое занятие по теме


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Примерное комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада по программе "От рождения до школы"

    Комплексно - тематическое планирование по программе " От рождения до школы" включает в себя все разделы непосредственно  образовательной деятельности, организацию развивающей среды и взаимодейств...

    Тематическое планирование в старшей группе детского сада

    Тематическое планирование в старшей группе детского сада...

    Комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада

    Представляю комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада с учётом ФГОС по программе «От рождения до школы» , которое является одной из главных частей рабочей программы восп...

    Комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада

    Комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада...

    Календарно-тематическое планирование в старшей группе детского сада

    Тема недели: «Праздник знаний»Цель: расширить знания детей о школе, роли учителя в жизни учеников; развивать интерес к знаниям, желание учится; формировать мотивацию к обучению в школе. ...