Главные вкладки

    План самообразования на 2016 - 2017 учебный год "Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников через различные виды деятельности, как один из методов развития речи"
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    Кабанова Светлана Геннадьевна

    «Источники творческих способностей и дарования детей –

    на кончиках их пальцев.

    От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

    которые питают источник творческой мысли.

    Другими словами:

    чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

    В. А. Сухомлинский

     

    Цель: Формирование речевой деятельности детей среднего возраста через развитие мелкой моторики и координации движений рук.

    Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_samoobrazovaniya_na_2016.docx24.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    План самообразования на 2016 - 2017 учебный год

    «Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников через различные виды деятельности, как один из методов развития речи»

    Воспитатели

    С. Г. Кабанова

    Е. М. Ильюшенко

    «Источники творческих способностей и дарования детей –

    на кончиках их пальцев.

    От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

    которые питают источник творческой мысли.

    Другими словами:

    чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

    В. А. Сухомлинский

    Особенности использования мелкой моторики  в процессе развития речи

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

             Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

             И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

    Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигается достаточной точности. Так на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

     Другими словами формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с такой же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

    Цель и задачи самообразования по теме «Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников через различные виды деятельности, как один из методов развития речи »

    Цель: Формирование речевой деятельности детей среднего возраста через развитие мелкой моторики и координации движений рук.

    Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук  у детей  дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
    2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
    3. Улучшить общую двигательную активность;
    4. Содействовать нормализации речевой функции;
    5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
    6. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
    7. Расширять представление о многообразии нетрадиционных видов аппликации;
    8. Совершенствовать умение и навыки пластилинографии;
    9. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
    10. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

    План работы

    1. Продолжить изучать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

    2. Пополнить  картотеку игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.

    3. Обновить картотеку штриховок, обводилок и трафаретов  для формирования графо – моторных навыков.

    4. Пополнить  картотеку словесных игр, стихов, чистоговорок для формирования речи.

    5. Обновить пальчиковый театр.

    6. Исследовать эффективность использования методом и приемов работы в процессе формирования мелкой моторики пальцев рук.

    Начало работы по теме 01.10.2015год

    Методы и приемы развития мелкой моторики

    Вся работа по развитию речи детей посредством мелкой моторики строится по четырем блокам:


    1. блок.

    Пальчиковые упражнения

    Развитие мелкой моторики руки ребенка

    Развитие речи ребенка

    Массаж, самомассаж

    Речевое сопровождение, способствует развитию артикуляционного аппарата, пополнение словаря ребенка глаголами

    Статические упражнения (кольцо, коза, заяц, пальчики дружат и т.д.)

    Развитие артикуляционного аппарата, развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления)

    Упражнения направленные на координацию движения (кулак- ребро-ладонь; Ножницы-собака- лошадь; и т.д.

    Развитие артикуляционного аппарата, развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления).

    Пальчиковая гимнастика (Семья, Пекарь, Пальчики дружат  и т.д.)

    Гимнастика с предметами (грецкий орех, карандаш, мяч с шипами, тряпочки или вата и т.д.)

    Развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления), воспитывается желание использовать в речи средства интонационной выразительности, развивается умение чистого произношения звуков (при многократном повторении), закрепление фольклорных и литературных текстов.

    1. блок.

    Пальчиковые игры

    Развитие мелкой моторики руки ребенка

    Развитие речи ребенка


    Без предметов: рисунки в воздухе

    ( пальцем, ладонью), расскажи сказку, расскажи стихи руками и т.д.

    Развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления), воспитывается желание использовать в речи средства интонационной выразительности, развивается умение чистого произношения звуков (при многократном повторении), закрепление фольклорных и литературных текстов.

    С атрибутами:

    пальчиковый театр, платочки, резиночки, перчатки.

    Развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления), воспитывается желание использовать в речи средства интонационной выразительности, развивается умение чистого произношения звуков (при многократном повторении).

    С предметами:

    кубики, счетные палочки, крупа, вода, нитки,   шнурки,        прищепки, пальчиковый бассейн крышки, пробки и т.д.

    Развитие психических процессов, активация словаря детей.

    Обогащение речи детей глаголами, прилагательными, речевыми оборотами.


    1. блок.

    Творческий

    Развитие мелкой моторики руки ребенка

    Развитие речи ребенка

    работа с глиной, пластилином, соленым тестом

    Развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления), воспитывается желание использовать в речи средства интонационной выразительности, развивается умение чистого произношения звуков (при многократном повторении)..

    Обогащение речи детей глаголами, прилагательными, речевыми оборотами, применение синонимов, антонимов.

    Формирование связной, описательной речи.

    работа с бумагой, картон, гофра, салфетки, ткань разной текстуры, вата

    работа с природным и бросовым материалом: желуди, шишки, орехи (грецкие, фундук), скорлупу от орехов, веточки, почки, речной песок, глина, листья, крупа (манная, гречневая, горох, бобы, фасоль и пр), макаронные изделия, бусинки, пуговицы, крышки, яичная скорлупа и т.д.

    Конструирование из разных видов конструкторов.

    1. блок.

    Веселый карандашик (подготовка  руки к письму )

    Развитие мелкой моторики руки ребенка

    Развитие речи ребенка

    Знакомство с тетрадью;

    Развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления, зрительное восприятие), умение работать        по инструкции.

    Обогащение словаря детей: понятия

    ориентировка в пространстве листа;

    графические диктанты;

    копирование (по точкам, на кальку).

    контур предмета (обведи рисунок,


    соедини по точкам);

    учебной деятельности. Формирование связной, описательной речи.

    дорисовка (по принципу симметрии);

    волшебные узоры.

    лабиринты.

    штриховка

    Перспективный план на 2016-2017учебный год

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Работа с педагогами

    Сентябрь

    Продолжение изучения литературы по теме самообразования.

    Обновление и пополнение атрибутами центра  развития мелкой моторики в групповом помещении.

    Пополнение картотек игр.  Продолжить развивать умение правильно держать ложку и карандаш.

    Беседа на родительском собрании о нарушениях речи, причинах и ранней коррекции.

    Октябрь

    Выкладывание узоров и фигур из палочек от мороженого

    Ноябрь

    «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования

    Пальчиковые игры

    Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох

    Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

    Декабрь

    Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации»

    Пальчиковые игры Коллективная аппликация методом обрывания« Елочка»

    Январь

    «Развитие мелкой моторики у детей посредством пластилинографии»

    Пальчиковые игры

    Аппликация              « Снежный лес»

    Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

    Февраль

    Подарок папе своими руками Конструирование –оригами..

    Разучивание стихотворения.

    Пальчиковые игры

    Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?».

    Март

    Подарок для мамфы своими руками. Конструирование –оригами.

    Разучивание стихотворения.

    Консультация «Формирование графо-моторных навыков»

    Апрель

    Ниткография на нождачной бумаге   « Первые цветы» Пальчиковый театр

    Итог-презентация

    « Мы играли-речь развивали»

    Май

    Лепка из соленого теста

    Индивидуальный разговор об успехах ребенка

    Используемая литература

    Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

    Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

    Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

    Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

    Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

    Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

    Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

    Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

    6. Кольцова М.М «Развитие моторики»

    7.Елена Данилова «Пальчиковые игры»

    8.Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

    9. Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.
    10. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010

    11. Г.Н Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду", Москва 2007г.

    12. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. 13. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: Творческий Центр, 2005

    13. Комарова Т.С. Рисование для среднего и старшего дошкольного возраста из серии «Страна чудес». – М.: АСТ, 2005

    14. Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников. – М.: Творческий Центр, 2010

    15. Давыдова Г.Н.Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

    16. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

    Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....

    Проект «Ловкие пальчики» Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности»

    Цель: Развивать пальчиковую моторику рук  используя традиционные и нетрадиционные методы.Задачи: •Познакомить  детей с нетрадиционными  методами изобразительной дея...

    Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

    Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Задачи:Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;Содействовать нормализации речевой функции;Развивать воображение, логичес...

    Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                   «Детский сад №195», 2 корпус...

    Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2020-2021 г.

    Пояснительная запискаИстоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, ...

    Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

    Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия рук...