Главные вкладки

    Статья на тему:
    "Развитие творческих способностей у одарённых детей дошкольного возраста"

          Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это не всегда «блестящий» ребенок.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Развитие творческих способностей

    у одарённых детей дошкольного возраста»

            Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной  творческой личности.

            Бытует мнение, что одарённые дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей  такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы и лучше понимают отношения и связи.         Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству. Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): «Ребёнок пришёл ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю». Для одарённых детей такой стиль не приемлем. «Мы – две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир». А для этого педагог должен реально осознать себя субъектом.

            Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он – нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный»

            Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

    Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

            Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.  

    1. Ритмическая игра «ЗАЙЧИКИ»

    Звучит полька «Добрый жук». Участники, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а) хлопок; б) шлепок по коленям; в) притоп; г) два пальчика над головой.

            В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.

    2. Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)

    НОЧЬ

    1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)

    2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».

    (кастаньеты)

    3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.

    (звенит   колокольчик)

    4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.

    (свистулька)

    Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),

    Развивается чувство ансамбля

    Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

    наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

    3. Поем молча 

    Упражнение «Испорченная пластинка»

    Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками

    Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

    В траве сидел кузнечик,                         вслух

    В траве сидел кузнечик,                     про себя

    Совсем как огуречик                                 вслух

    Зелененький он был.                             про себя

    Представьте себе, представьте себе           вслух

    Совсем как огуречик.                             про себя

    Представьте себе, представьте себе           вслух

    Зелененький он был.                               про себя

    Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

    4. Театр пантомимы (задание для участников с голубыми нотками)

    Упражнение «Сказочные человечки»

    Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:

    а) деревянных человечков, как Буратино   двигают руками, ногами - на шарнирах;

    б)   человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

    в)  веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

    г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны. 

            В.А. Сухомлинский говорил «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, а значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираться на них, чтобы это были, лишь положительные эмоции. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

    Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста....

    «Игры – драматизации в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей.

    Дошкольник живет в мире фантазии. В его в его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. На основе воссоздающего воображения складывается творческое. Грамотное обучение в дош...

    Развитие творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста как основа успешного эстетического образования в начальной школе.

    Выступление на региональной конференции по гуманной педагогике. Защита программы по творческому исполнительству....

    Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

    Данная научная статья содержит в себе мой многолетний опыт по развитию творческого воображения, фантазии у дошкольников. В документе содержатся продуктивные виды деятельности детей и примерная ...

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.

    Опыт работы музыкального руководителя- Полулях Ирины Эдуардовны по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности" является результатом многолетн...

    Статья на тему: «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования)»

    «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...