Главные вкладки

    Доклад на тему: "Обучение сказкой"
    статья по развитию речи по теме

    Для воспитателей 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obuchenie_skazkoy.docx17.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучение сказкой

    Мутовина Тамара Николаевна

    воспитатель

    МБДОУ №27

    г.Канск

             Сказка – это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо!

    Она учит жить. Это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка. Среди произведений устного народного творчества одно из ведущих мест занимают сказки , отличающиеся глубоким идейным смыслом, определенной познавательно-дидактической сущностью. большой художественной выразительностью.

    В.Е. Гусева дает свою классификацию сказок, данный принцип остается общепринятым в наши дни.

    -сказки о животных;

    -волшебные сказки;

    -бытовые сказки;

    ….Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра, потому что главные герои – звери и птицы похожи и не похожи на настоящих, идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том. Чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной (Коза – дереза). Легко усмотреть в этой сказке неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза – дереза из заячьей избушки. Самые элементарные и в то же время самые важные представления:

    .  Об уме и глупости,

    .  О хитрости и прямодушии,

    .  О добре и зле,  

    .  О героизме и трусости,

    .  О щедрости и жадности

    ложатся в сознании и определяют для ребенка нормы своего дальнейшего поведения.

    ….Я заметила, что дети легко запоминают сказки о животных. Произведения для самых маленьких и составляют в основном именно эту разновидность сказки. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт, верно уловил особенности детск4ого восприятия. Сказки «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживают внимании е ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.

      Волшебные сказки – носят волшебно – приключенческий характер (Иван – царевич и серый волк», «Лягушка – царевна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.). Особенность всех волшебных сказок6 герои рано или поздно в открытой или скрытой форме обязательно вступают в определенные взаимоотношения с волшебными. Чудесными силами. В этом и главный интерес волшебной сказки.

      Бытовые сказки – уже само название говорит, что посвящены они житейской тематике, что в основе их содержания – семейные или социально – бытовые отношения людей ( животные не действуют, но если вводятся в контекст, то только  в реальном виде, не обладая ни какими качествами и признаками). Действие обычно происходит в избе, на огороде, в поле, в лесу. Но вот что главное: именно  с бытовой сказки и начинается ознакомление самых маленьких детей с этим жанром («курочка – ряба», «репка» и др.).  Бытовые сказки помогают ввести ребенка в социальный мир, т. е. мир быта, где дети с помощью этих сказок легко понимают назначение тех или иных предметов, вещей и т. п. Опираясь на знание этого раздела сказок у детей, активно растет словарный запас, развивается речь.

      По моему мнению, в настоящее время актуален вопрос о внедрении новых, нетрадиционных методов работы со сказкой. Они помогут раскрыть перед ребенком фантастический. Загадочный мир.

    Эта схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой моей работы со сказкой, в целях гармоничного развития детей.

    Методы работы со сказкой:

    .  Название сказки.

    .  Нравственный урок.

    .  Воспитание добрых чувств.

    .  Речевая зарядка.

    .  Развитие мышления и воображения.

    .  Сказка и математика.

    .  Сказка и экология.

    .  Сказка развивает руки.

    ….Л.Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески прообразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

    1. Нравственный урок

      Нетрадиционный подход дает мне и ребенку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, помогает создать новую ситуацию, где герой справился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

    2. Воспитание добрых чувств

      Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что доброта, стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире.

      Возвращаясь к сказке, отметим, что в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на сопереживание. В этой связи следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:

    .  Учу детей сравнивать, сопоставлять;

    .  Формирую привычку доказывать, что это так или иначе;

    .  Ставлю ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым, даю малышу возможность выбора собственной позиции;

    .  Упражняю детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

    3. Речевая зарядка

     Вместе с детьми:

    .  Придумываю несколько однокоренных слов (лес – лесок – лесовичок);

    .  рифмую два слова (кузнец – удалец), а затем перехожу к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

    .  составляю достаточно длинное, распространенное предложение в игре 2от каждого по словечку».

      Для развития детей прибегаю к методу – придумыванию иных. Новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Например 6 «Рукавичка», «Дружный домик», «дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей».

    4. Развитие мышления воображения

      Особо обращаю внимание на развитие ребенка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантапзию. Воображение очень полезно и важно для дошкольников: Оно делает его житзнь индивидуально – творческой, неповторимой, нестандартной.

    5. Связь сказки и математики

      Математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказки – это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности (« Два жадных медвежонка» и т.д.).

    Самый распространенный из математических вопросов: «чем похожи и чем отличаются».

    6. Сказка и экология

    Одна из важнейших задач стоящих сегодня на повестке дня, - формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Причем доброй основой служат знания дошкольников об окружающей нас природе.

    7. сказка развивает руки

      Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю».

    Детям предлагается что то сдлелать6 вырезать, склеить, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью мимики, жестов.

    ….Таким образом, выбранная мною тема «нетрадиционная работа со сказкой» способствует развитию речи, мышления, воображения, мелкой моторики рук.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему: «Обучение детей составлению короткого рассказа на основе народных сказок».

    Обучение детей составлению короткого рассказа на основе народных сказок....

    доклад на тему Обучение детей русскому языку: проблемы и пути решения

    Обученеие детей русскому языку в национальных дошкольных учреждениях, проблемы и пути решения...

    Доклад на тему: "Обучение дошкольников решению арифметических задач"

    В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач....

    НОД Тема: “ Обучение пересказу. Сказка “ Колобок ”.

    Открытое занятие по развитию речи детей младшего дошкольного возроста....

    Доклад на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством интеграции творческой и игровой деятельности».

    В условиях развития современного общества проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма приобретает доминирующее значение. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важн...

    Доклад на тему: « Обучение детей младшего дошкольного возраста подвижным играм».

    Ознакомление детей с подвижными играми. Советы,рекомендации воспитателям младших групп из личного опыта....

    Доклад по теме: «Обучение чувашскому языку в детском саду». 28.11.2019г.

    laquo;Обучение чувашскому языку в детском саду»....