Проект по познавательному развитию "Как на Масленой неделе"
проект (старшая группа) на тему
Данный проект помогает расширить представления детей о народных гуляниях, истории возникновения праздников, пришедших к нам из далекой старины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта: «Как на Масленой неделе».
Вид проекта: игровой, познавательный, творческий.
Срок реализации проекта: краткосрочный (5 дней).
Программное содержание:
- Расширить знания детей о праздновании обрядовых народных праздников (Масленица).
- Сформировать у детей интерес к истории народных традиций.
- Воспитывать любовь к родной земле, обычаям предков.
- Формировать навыки творческого самовыражения.
Актуальность проблемы:
В настоящее время в современном обществе наблюдается рост национального самосознания, все чаще мы слышим о возрождении и сохранении народных традиций, творчества. Несмотря на это, знания детей о традиционных народных праздниках, обрядах все-таки еще недостаточны. И чем раньше ребенок знакомится с традициями своего народа, тем глубже его знания в будущем. Русская народная культура оказывает огромное влияние на становление и развитие личности ребенка.
Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания. Жизненный опыт, приобретенный на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях.
Знакомство детей с народным гулянием Масленицей, станет полезным воспитательно-познавательным опытом.
Объект проекта: Народный праздник Масленица.
Предмет проекта: Традиция празднования Масленицы, история возникновения праздника.
Цель проекта:
- приобщение детей к истокам народного творчества,
- создание условий для раскрытия творческих способностей детей,
- помощь в осознании себя частью великого русского народа с его богатым культурным наследием.
- вовлечение родителей в совместный с детьми творческий процесс.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формирование у детей интереса к народным традициям и праздникам.
- обогащение словарного запаса детей.
Воспитательные:
- воспитание патриотических чувств, любви к своей Родине.
Развивающие:
- развитие творческих способностей детей;
- формирование у детей радостных эмоций в процессе познания и отображения знания народных традиций.
Методы проекта:
Наглядные: рассматривание репродукций, иллюстраций, просмотр презентаций, консультации для родителей.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения, словесные инструкции, заучивания стихов и потешек.
Игровые: дидактические игры, подвижные игры.
Формы реализации проекта:
Систематическое ознакомление детей с многообразием народных традиций.
Доступность знаний, учёт возрастных особенностей детей.
Совместная деятельность детей, воспитателей и родителей.
Познавательная непосредственно-образовательная деятельность,
подвижные игры, трудовая, художественно-творческая, игровая деятельность детей, самостоятельная деятельность детей.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Необходимые материалы: альбомы с иллюстрациями, репродукции картин русских художников, литература по теме, русский платок, материал для продуктивной деятельности (цветная бумага, клей, ножницы, лоскутки ткани, пластиковые ложки, нитки).
Ожидаемый результат:
1. Дети имеют представление о народных традициях.
2. Знают, что такое Масленица.
3. Знают содержание народных игр, применяют их в ежедневной деятельности.
4. Осознание родителями важности участия в жизни группы, более тесного взаимодействия вне образовательно-воспитательного процесса.
Предполагаемый продукт проекта: составление картотеки стихов, загадок, потешек; составление картотеки народных игр; заинтересованное отношение детей к празднованию Масленицы; активное участие родителей в реализации проекта.
Список литературы:
1. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. – М.: Олма-Пресс, 1999.
2. Русские обычаи, обряды, предания и суеверия. – М.: Рипол Классик, 2003.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап:
- Подборка подвижных игр по теме.
- Подготовка и оформление устной и наглядной информации для родителей о Масленице.
- Планирование непосредственно-образовательной деятельности.
- Планирование совместной и игровой деятельности с детьми.
- Основной этап:
- Проведение бесед о народном празднике Масленица.
- Ознакомление с творчеством русских художников, посвященным празднованию Масленицы. Рассматривание репродукций картин.
- Оформление информационного материала для родителей о Масленице.
- Чтение и заучивание закличек, поговорок, стихов.
- Разучивание хороводных и подвижных игр.
- Рисование по теме: «Широкая Масленица»
- Изготовление куклы Масленки.
- Мастер класс для родителей по изготовлению куклы-оберега.
- Заключительный этап:
- Развлечение «Масленица».
- Викторина для родителей.
- Совместное чаепитие с блинами.
- Подведение итогов.
Масленица – любимый народом веселый, шумный, вкусный праздник, с его обязательным атрибутом - русскими блинами. Длится Масленица неделю, а каждый день этой праздничной недели имеет свое название и традицию его проведения. Конечно, в наши дни это уже не та шумная Масленица с ее разгулом и весельем, нам трудно в нынешних реалиях соблюдать все ее правила и обычаи. Но познакомить детей с традициями и обрядами будет весьма интересно. Смысл Масленицы не только в поедании блинов и безудержном веселье. Это еще и проводы зимы, пробуждение природы. На это и направлены все традиции масленицы.
- Подготовительный этап:
Изготовление картотеки подвижных игр к данной теме.
Подборка литературных произведений по теме.
Подборка иллюстраций и репродукций.
- Основной этап.
Беседы о возникновении народного гуляния «Масленица».
Чтение стихотворений, закличек, потешек на тему Масленицы.
Игровые ситуации.
Подвижные игры.
Разучивание песни «Как на масленой неделе».
Продуктивная деятельность (поделка из цветной бумаги куклы Масленицы).
- Заключительный этап.
Выставка детских рисунков «Масленица в гости к нам пришла».
Блинная викторина для родителей.
Развлечение «Масленица».
Совместное чаепитие с родителями «Ой, блины, мои, блины».
Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару — разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Понедельник – «Встреча».
Знакомство детей с праздником.
Знакомство с историей возникновения праздника.
Загадки о блинах.
Заучивание потешек, закличек.
Вторник – «Заигрыш».
Беседа: «Что за праздник Масленица?».
Заучивание стихотворения В.Степанова «Масленица».
Подвижная народная игра: «Горелки».
Сюжетно-ролевая игра: «Семья. Идем в гости на блины».
Задание для родителей и детей нарисовать рисунок по теме «Масленица к нам пришла».
Среда – «Лакомка»
Беседа: «Как праздновали Масленицу на Руси», знакомство детей с традициями русского народа, фольклором.
Чтение стихотворения Т.Лавровой «Широкая Масленица – сырная неделя»
Народная подвижная игра «Золотые ворота».
Работа с родителями памятка «Масленица».
Четверг – «Разгуляй»
Беседа: «Для чего жгут чучело на Масленицу».
Рассматривание репродукции картины В.И.Сурикова « Взятие снежного городка».
Игровая ситуация «Как у бабушки мы пекли блины».
Изготовление куклы Масленки из цветной бумаги.
Пословицы и поговорки о Масленице.
Мастер-класс для родителей «Кукла-оберег, быстро и просто».
Пятница – «Вечера»
Игровая ситуация «Угостим гостей блинами».
Знакомство детей с народными масленичными забавами:
снежной битвой, взятием снежных городков, кулачными боями,
влезанием на столб. Рассматривание иллюстраций.
Развлечение Масленица.
Выступление детей с песней «Ой, блины мои, блины».
Шуточная блинная викторина для родителей.
Совместное чаепитие с блинами.
Выводы: в ходе реализации проекта мы отметили, что дети стали воспринимать Масленицу не только как вкусную блинную неделю,
но и веселый народный праздник с его богатыми традициями. Знания детей о народных праздниках стали шире. Участие родителей в проекте оказалось весьма полезным и для родителей, и для детей. Подводя итог, решили чаще привлекать родителей к жизни группы, участию в совместных мероприятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в рамках проекта «Масленая неделя»
возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.Обобщить знания детей о празднике"Масленица"....

Проект "Как на Масленной неделе..." 2016 год
«Как на масленой неделе…»Участники проекта:Музыкальный руководитель,Учитель-логопед;Инструктор по физической культуре;Воспитатели групп «Веселые ребята», «Гномики»,Родители,Дети 5-6, 6-7 лет.Сроки реа...

Презентация проекта "Как на масленой неделе"
проведение мероприятий по проекту к празднику - Масленица...

Проект "Как на масленой неделе в потолок блины летели"
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие сило...

Проект «Как на масленой неделе…» с детьми подготовительной к школе группы.
Содержание проектаНазвание темы проектаАвторы проектаКраткая аннотация проектаАктуальность проектаЦель проектаЗадачи проектаГипотеза проектаРезультат проектаСтратегия реализации проектаСписок использу...

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию для детей подготовительной группы «Как на масленой неделе…»
Тема: «Как на масленой неделе…»Квест- это интерактивная игра, состоящая из разнообразных элементов, что позволяет адаптировать её к различным условиям. Игра включает в себя движение...
Проект по познавательному развитию Тема: «Книжкина неделя». Игумнова Н.Ю
Краткосрочный тематический проект...