Главные вкладки

    «Анализ развития познавательной активности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе»
    статья на тему

    Сорокина С.М.

    В статье анализируются различные научные позиции исследователей, раскрываются закономерности развития познавательной активности, рассматриваются факторы, влияющие на формирование стремления ребенка к познавательной активности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx26.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    УДК

    Сорокина С. М. «Анализ развития познавательной активности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе»  

    Сорокина Светлана Михайловна,

    студентка 5 курса

    Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

    ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

    г. Ялта

    Научный руководитель

    Аббасова Л.И к.п.н., доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений

    Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

    ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

    г. Ялта

    Аннотация: В статье анализируются различные научные позиции исследователей, раскрываются закономерности развития познавательной активности, рассматриваются факторы, влияющие на формирование стремления ребенка к познавательной активности.
              Ключевые слова: познавательная активность, познавательная деятельность, познавательный интерес.

    Постановка проблемы. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, которые предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности».

    Цель статьи раскрыть сущность понятия «познавательная активность» при помощи анализа позиций исследователей в психолого-педагогической литературе.

    Изложение основного материала исследования. Теоретический анализ различных литературных источников позволил предположить, что: познавательная активность это одно из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. 

    Нельзя недооценивать значение познавательной активности для общего развития ребенка и формирования его личности. Под влиянием познавательной активности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.

    В процессе познавательной активности затрачивается значительное количество умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, так как подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. В связи с этим проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.

     Современные исследования педагогов и психологов, которые направлены на изучение разных сторон обучения детей дошкольного возраста, доказывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача знаний, но и от обратной связи ребёнка со взрослым от позиции самого ребенка, его активности.

    Щукина Г.И.  считает, что «Познавательная активность – это качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания». «…Познавательная активность становится качеством личности, по мнению автора, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне преимущественно сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста…»[5].

    По мнению Зубковой П.И. «…познавательная активность старших дошкольников это целенаправленная деятельность, ориентированная на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе…» [3]. Учебно-познавательной задачей является целостный акт познавательной деятельности как основой развития познавательной активности. В соответствии с теорией Эльконина Д.Б. «…развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта…» [6].

    Мы считаем, что познавательная активность занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Состояние готовности к познавательной деятельности – это то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее. За активностью следует деятельность. Понятие познавательная активность имеет для нас важный смысл. Психолог не может наблюдать потребность в открытом виде: она недоступна глазу. То, что мы видим, измеряем и регистрируем в эксперименте, суть действия. Отталкиваясь от них, мы можем сделать заключение о свойствах потребности, о ее количественных и качественных параметрах. В этом мысленном движении извне внутрь мы и проходим промежуточную стадию, под названием «активность»: деятельностьактивностьпотребность. Активностьэто потребность, уже отягощенная материей движения и слов, предвкушений и воспоминаний. Говоря, что ребёнок испытывает потребность, мы обычно доказываем это, ссылаясь на последующую деятельность, которую он самостоятельно развивает. Говоря, что ребёнок познавательно активен, мы можем перечислить те состояния, которые еще не являются деятельностью, но уже свидетельствуют о готовности к ней (признаки интереса, внимание, сигналы о настройке на начало работы).

    В отечественной психологии и педагогике имеются давние традиции в изучении проблемы развития познавательного интереса в условиях учебного процесса. К.Д.Ушинский исследовал переход детей от любопытства к любознательности. Существуют наблюдения и некоторые экспериментальные сведения об условиях развития познавательного интереса. Известны попытки развития познавательного интереса у детей через введение особого содержания, в частности через увеличение количества естественно - научных знаний, а также через изменение форм и методов работы с детьми - создания на занятиях свободной и творческой атмосферы[4].

    По мнению Л.С.Выготского: «Интересы–это определенная форма проявления инстинкта». Но как отмечают современные исследователи, «…Л.С.Выготский, как практический психолог, под «инстинктами» подразумевал потребности, потому что именно они, будучи подвижными, динамичными и социально обусловленными, приобретают новые формы под воздействием социальной среды. Интересы начинают выступать в форме предметного выражения потребностей…»[2]. Первые проявления познавательной активности у детей в форме вопросов формируются на этапе раннего детства и свидетельствуют в первую очередь об эмоциональной реакции ребенка на всё, то новое, яркое, необычное, красочное в окружающих его предметах и объектах. В процессе накопления информации об окружающем со временем меняется и характер вопросов. Ребенок, задавая свои вопросы, пытается установить связи, отношения, зависимости между предметами и явлениями окружающей действительности, пытается систематизировать представления о мире. В это время меняется не только количество вопросов, но и их качество. Для старших дошкольников характерны уже не единичные вопросы (как для детей раннего и младшего дошкольного возраста), а их цепочки. Это является свидетельством того, что сменяются временные ситуативные познавательные проявления, на устойчивые познавательные проявления. Вопросы об окружающем в старшем дошкольном возрасте обусловлены не только наглядно воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. Это стремление выражается в более сложной вербальной формулировке вопросов. Вместе с тем Сорокина А.И.  подчеркивает,«…именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов…»[4].

    В ходе своих наблюдений Менчинская Н.А.[4] сделала вывод о том, что вопросы дают возможность судить: какие стороны действительности становятся доступными детскому мышлению. Она выделила 6 групп детских вопросов: вопросы, направленные на выявление некоторых элементарных признаков знакомого предмета или явления; вопросы, направленные на раскрытие причин явлений; вопросы типа «Почему?»; вопросы, помогающие ребенку классифицировать предметы и явления окружающей действительности; вопросы, направленные на познание значения незнакомых слов; вопросы оценки поступков, проявлений окружающих (детей и взрослых)[4].

    Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируются интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым). Мир, который открывается перед глазами ребёнка, очень огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязях и взаимодействиях, существующих между сложными явлениями окружающей действительности. В старшем дошкольном возрасте у детей появляются основы нравственности, появляется интерес к живой и неживой природе. На основе развития познавательной активности у детей развиваются свои предпочтения и стремления: разузнать, подойти, потрогать. [2].

    Выводы. Итак, мы видим, что познавательная активность формируется главным образом в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями детей. Педагогически правильно организованная деятельность с наибольшей эффективностью способствует её формированию. Познавательный интерес проявляется в стремление выяснить непонятное о предметах явлениях, в желании вникнуть в сущность, найти связи отношения. Основа познавательных интересов – активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес направлен чаще всего на определенную сторону жизни, на то или иное явление, предмет. Познавательный интерес включает интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и волевыми усилиями. Характерные черты познавательного интереса: многосторонность, глубина, устойчивость, динамичность, действенность. Познавательная активность – деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. 3 уровня – воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.

    Библиографический список:

    1. Аблитарова А. Р., Ревинская Н. А. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 107-110.

    2.Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 6-40.

    3. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2009.

    4. Давыдова О.И. Проекты в работе с семьей. Библиотека журнала «Управление ДОУ» М.2012 г.-120 с.

    5. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками/ авт. – сост. О.В. Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.

    6. Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н. Масич. – Красноярск: КИМЦ, 2010. – 78 с.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальной действительностью

    Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это позн...

    Презентация по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность»

    Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную п...

    Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

    «Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

    «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

    Введение Прежде чем давать знания,надо научить думать,воспринимать, на­блюдать.В. Сухомлинский          С самого рождения ребенок является первооткрыв...

    «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

        В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...

    Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. План-программа по конструированию для детей 3 – 4 лет

    Тематический план рабочей программы составлен в соответствии с тематическим планом образовательной программы ДОУ по программе «Союз трех культур»....

    Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей

    Использование метода "Проект" в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста....