Главные вкладки

    Представление педагогического опыта "Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности".
    материал на тему

    Журавлева Наталья Николаевна

    Представление педагогического опыта работы воспитателя ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx26.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Представление педагогического опыта

    Тема

     инновационного опыта.

    "Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности".

    Актуальность и перспективность опыта.

    Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

      Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Идея приобщения человека к природе, к её познанию, имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний. Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы.

      Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то даёт, а потому, что она самоценна. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова. Во время прогулок на природе, можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего как эстетическое чувство, так как природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости и счастья.

      Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Я, считаю, что одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Известный американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении, считал, что проектная деятельность – это «энергичная, от всего сердца деятельность».

      Проектная деятельность в формировании экологической культуры у детей представляет собой особый вид деятельности – это не только увлекательная игра, но и гибкая система воспитания и обучения, организация интегрированного воспитательно-образовательного процесса. Она носит характер сотворчества взрослого и ребёнка в решении определённой проблемы. Главное в проектной деятельности то, что проект «не привязан» к программе. Дети свободны в своём творчестве. Работая над проектом, они учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия, принимать решения, учатся мыслить.

    Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

     Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления

    содержания образования на основе ФГОС ДО, внедрением инновационных  технологий воспитания дошкольников по образовательным областям. Одной из таких технологий и является - технология проектной деятельности.

     С целью выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания детей, мною было проведено анкетирование родителей дошкольников. Оно показало, что 87 % родителей, считают главной задачей дошкольного учреждения научить ребенка безопасному поведению в природе бережному отношению к ней.

      Поэтому  основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.

     Для достижения этой цели определены следующие задачи:

    - развивать познавательный интерес к миру природы;

    - направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;

    - формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность;

    - прививать трудовые природоведческие навыки;

    - вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности, реализацию проектов.

    Для реализации данных цели и задач я использовала проектный метод.  Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний

     Используя проектный метод в экологическом воспитании, я придерживалась следующих принципов:

    • принцип природосообразности, который предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами;
    • принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем;
    • принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в организации связи игры с другими специфическими видами детской деятельности, которые взаимодействуют и обогащают друг друга;
    • принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров;
    • принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс природы и культуры родного края;
    • принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать проблемы на доступном уровне.

    Теоретическая база опыта.

      Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.

      Так большинство мыслителей и педагогов прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы « вести детей в природу », чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

     Метод проектов нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-х годов: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крапской, М.В.Крупениной.

      Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.

      Изучение интернет-ресурсов и методической литературы так же повлияло на выбор педагогической идеи и  формирование опыта.

      В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры. Я изучила некоторые из них.

      Программа Е. Рылеевой «Открой себя». Предполагает личностное развитие ребёнка. Предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры.

      Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Это программа Н.А. Рыжовой «Наш дом природа» нацелена на воспитание гуманной и творческой личности ребёнка 5 – 6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, навыков практического участия в природоохранной деятельности своего края.

      Программа С. Николаевой «Юный эколог». Эта программа создана на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. Она включает как бы две подпрограммы, тем самым, одновременно решая вопрос становления начал экологической культуры у детей и развитие её у взрослых, их воспитывающих (ведь, воспитатель, является носителем экологической культуры).    

      Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия: -  Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»; З.Ф. Аксёнова «Войди в природу другом»; В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»; Е.А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников»; Л.М. Потапова «Детям о природе»; В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» и др.

     В основу практико-методологической стороны  данного опыта положены методические пособия: Л.С Киселёвой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»; О.М.Масленниковой "Экологические проекты в детском саду".

    Технология опыта.

    Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

       В своей работе я эффективно использую следующие формы работы с детьми:

    - циклы наблюдений за растениями в уголке природы;

    - целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей;

    - игры экологического содержания;

    - словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;

    - чтение литературы природоведческого содержания;

    - инсценировки, театрализованные представления;

    - проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом;

    - экологические праздники;

    - оформление гербариев листьев деревьев, лекарственных трав;

    - изготовление поделок из природного и бросового материала;

    - интегрированные занятия.

      Но главным условием при разработке проекта является учёт региональных и реальных условий и возможностей детского сада.

      На первом этапе выбирается тема проекта и ставится цель. Возрастные особенности дошкольников не позволяют ставить перед ними отдалённые задачи, требовать охватить несколько направлений деятельности. Поэтому лучший вариант разрабатывать краткосрочные проекты.

      Второй этап – пошаговая разработка проекта.

      Третий этап – выполнение проекта – самый интересный для детей и самый ответственный для воспитателя. Этот этап включает в себя последовательно взаимосвязанные мероприятия.

     Четвёртый - презентация проекта, которая может быть представлена различными формами (открытый показ, праздник, выставка и пр.).

    Анализ результативности.

     Результативность моего опыта работы заключается в совместной деятельности педагога, воспитанников и родителей. Я, считаю, что в результате такой деятельности добиваюсь реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. Педагогический опыт показал, что знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в ходе проекта. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе.

     Результаты итогового анкетирования родителей показывают, что большинство родителей стали чаще бывать с детьми на природе - 82%; у 89% родителей сформированы представления о том, как воспитывать ребенка в гармонии с природой; 95%- уверены в том, что  их ребенок получает знания об окружающем мире в детском саду.

    Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

     Для организации деятельности детей необходимо приобретать различный демонстрационный материал, дидактические и развивающие игры, книги, современную методическую литературу.  Также поиск необходимого материала в интернет- ресурсах занимает достаточное количество времени. Но эти трудности преодолимы. Накапливая этот материал, я использую его на протяжении всех лет своей работы с детьми, делюсь опытом с педагогами  и родителями.  

    Адресные рекомендации по использованию опыта.

     Данный педагогический опыт адресован как начинающим педагогам, так и опытным воспитателям, в связи с тем, что одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально – положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы. А одним из перспективных методов, способствующих решению данной задачи, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

    Наглядное приложение.

    -Экологический проект "Природа моего родного края" (конспект);

    -Презентация "Экологический проект "Природа моего родного края";

    -Экологический проект "Свойства воды".

    Материалы из опыта работы опубликованы  на сайтах

     http://nsportal.ru/zhuravleva-nn;  teremokdc13.a2b2.ru.    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическое развитие дошкольников посредством проектной деятельности

    В данной статье  я хотела вас познакомить с той работой, которую мы проводим в рамках экологического развития дошкольников....

    СИСТЕМА РАБОТЫ "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"

    Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологическо...

    Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

    p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }p.cjk { fo...

    Формирование экологический культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

    Кузнецова С.А., воспитательГБДОУ детский сад № 8 Выборгского районаСанкт-ПетербургаФормирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС...

    «Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

    Цель пректа - создание условий для развития основ экологической культуры у детей дошкольного возраста: развитие эмоционального ценностного отношения к природе; познавательных интересов в области приро...

    «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности».

    Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В век ядерной фи...

    «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности».

    Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В век ядерной фи...