Главные вкладки

    План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»
    учебно-методический материал по математике (младшая группа)

    Шатайло Оксана Васильевна

    ПОВЫШЕНИЕ СВОЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ,  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И КОМПЕТЕНТНОСТИ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon samoobrazovanie_shataylo.doc128 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

    Введение:

    Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

    Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

    Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

    Самые далеко идущие успехи

    науки и техники рассчитаны

    не только на мыслящего,

    но и ощущающего человека"

    Б. Г. Ананьев.

    Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Под Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

    Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.

    Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

    Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

    Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

    Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

    Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

    Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

    Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

    Цель:

    повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

    Задачи: 

    Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

    - расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

    - обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей);

    - образование родителей по данной  теме (подготовка  консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»; проведение бесед, родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»).

    Актуальность:

    Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

       Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

       Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

    Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

    - является основой для интеллектуального развития;

    -упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

    - развивает наблюдательность;

    - готовит к реальной жизни;

    - позитивно влияет на эстетическое чувство;

    - является основой для развития воображения;

    - развивает внимание;

    -дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

    - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

    - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

    - влияет на расширение словарного запаса ребенка;

    - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

      Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.

       Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.

    В качестве средств сенсорного воспитания  у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

          Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих,  принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

       Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

    Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего  окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:

    •  научить детей различать основные цвета;
    •  познакомить детей с величиной и формой предметов;
    •  сформировать навыки самостоятельной деятельности;
    •  повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
    •  развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
    •  сплотить детский коллектив;
    •  развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
    • совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

    - произвольное внимание;

    - логическое мышление;

    - зрительное и слуховое восприятие;

    - память;

    - речь детей.

    Ожидаемые результаты:

    •  Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
    •  Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и  величины предметов.
    •  Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
    •  Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.
    •  Родители проявляют интерес в дальнейшем развития детей.
    •  У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

    Выход темы: 

    •  консультация для родителей
    •  консультация для педагогов
    •  родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»
    •  картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

    Формы работы с родителями и детьми:

    - Родители:

    - сотрудничество через консультации;

    - родительские собрания;

    - беседы;

    - совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

    - Дети:

    - специальные занятия по сенсорному воспитанию;

    - сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию;

    - дидактические игры на развитие тактильных ощущений;

    - дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;

    - дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;

    - дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

    Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

    В ходе реализации своего проекта я разработала подборку дидактических игр:

    - Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

    - Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

    - Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

    - Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

    Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

    Используемая литература:

    1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

    2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

    3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

    4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

    5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

    6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

    7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

    8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

    9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

    10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

    11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

    12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

    13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

    14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

    Информационно-аналитический этап

    работы над темой самообразования

    Этапы

    Содержание работы

    Сроки

    Практическая деятельность

    Диагностический

    Изучение методической литературы по данной проблеме: Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;, Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003; Сост. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»,«Обруч».

    В течение года

    Изучение ФГОС ДО

    Изучение  психолого – педагогической литературы

    Создание мини-сайта

    Прогностический

    Определение целей и задач темы.

    Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

    Прогнозирование результатов

    Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)

    Сентябрь-октябрь 2016

    Разработка перспективного плана на сентябрь 2016– май 2017год по сенсорному развитию детей группы раннего возраста.

    Практический

    Изучение опыта педагогов ДОУ.

    Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

    Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

    Консультация «Методика проведения диагностики».

    Видеофильм «Предметно-развивающая среда в ДОУ».

    Презентация «Дидактические игры».

    Презентация «Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста».

    Создание предметно-развивающей среды.

    Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.)

    Октябрь 2016– май 2017 год

    1.Консультация для

     родителей «Сенсорные игры малышей».

    2. Выставки детских рисунков для родителей.

    3. Составить конспекты занятий по сенсорному развитию детей.

    Обобщающий

    Подведение итогов.

    Оформление результатов работы.

    Распространение опыта своей работы

    Апрель –май 2017

    1. Консультация для воспитателей по теме

    самообразования.

    2. Отчёт по теме самообразования на методобъединении..

    Личный перспективный план

    по самообразованию на 2016-2017 учебный год

    Тема:   «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

    Месяц

    Направления работы

    Способы достижения

    Анализ достижений

    Сентябрь-октябрь

    Работа с документацией.

    Изучение закона «Об образовании». Других нормативных документов.

    Знакомство и анализ документации

    Разработка перспективного плана на сентябрь – май по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе.

    Наличие плана работы по самообразованию

    Сентябрь-май

    Изучение методической литературы

    Литература для изучения:

    1.        Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства». –АРКТИ, 2014

    2.        Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». – Волгоград, 2011.

    3.        Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» .- Мозаика-синтез, 2013.

    Собран дополнительный материал по сенсорному развитию детей раннего возраста из  Интернет – источников.

    Разработаны консультации для работы с родителями.

    Октябрь

    Проведение наблюдения и выявление уровня сенсорного развития детей в ходе применения специализированных дидактических игр.

    Обогащение развивающей предметно-пространственной  среды.

    Подборка дидактических игр

    Заполнение документации мониторига  за детьми и выявление индивидуального уровня сенсорного развития детей на начало учебного года

    Проведение консультации для родителей  «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

    Ноябрь

    Посещение открытых

    занятий воспитателей.

    Продолжать изучение литературы по заданной тематике

    Обмен опытом

    Литература для изучения:

    1. Журнал «Домашняя школа Монтессори», 2001.

    2. Журнал «Для самых маленьких», 2001.

    3.        Работы Марии Монтессори по всестороннему развитию детей из различных Интернет – источников.

    Декабрь

    Работа над созданием методических папок

    Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр

    Подбор материала по теме, изучение интернет - ресурсов.

    Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним.

    Январь

    Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей»

    Подбор материала по теме

    Февраль

    Самореализация

    Подготовка консультации для родителей

    Проведение консультации для родителей на тему: «Какие игрушки необходимы детям»

    Март

    Создание методической разработки по теме

    Изучение литературы, Интернет ресурсов

    Литература для изучения:

     Л.А. Венгер Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение

    Апрель

    Защита методической разработки

    Выступление на методическом объединении

    Доклад и презентация «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»

    Май

    Разработка плана по самообразованию на новый учебный год

    Подбор методической литературы.

    Перспективный план работы с детьми  по реализации

    самообразования  на 2016-2017 учебный год

    Работа с детьми

    Формы работы

      Сроки

       Фома отчета

    Специальные занятия по сенсорному воспитанию

    В течение года

    Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

    В течение года

    сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию (использование нетрадиционных техник рисования) 

    В течение года

    работы детей и фотоотчет

    Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

    - «Чудесный мешочек»

    - «Определи на ощупь»

    - «Узнай фигуру»

    - «Найди пару»

    Сентябрь – ноябрь 2016г.

    картотека

    Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

    - «Найди предмет указанной формы»

    - «Найди предмет такой же формы»

    - «Какая фигура лишняя?» 

    Декабрь 2016г

    картотека

    Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

    - «Сравни предметы по высоте»

    - «Самая длинная, самая короткая»

    - «Разноцветные кружки»

    - «В какую коробку?»

    - «Дальше – ближе»

         Январь -  

        Февраль

    2017г

    картотека

    Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

    - «Какого цвета не стало?»

    - «Какого цвета предмет?»

    - «Собери  гирлянду»

    - «Какие цвета использованы?»

    - «Уточним цвет»

         Март 2017г.

    Картотека

    Отчет по самообразованию

    Май 2017г.

    Работа с родителями

    Формы работы

      Сроки

    Фома отчета

    Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

    В течение года

    Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

    В течение года

    Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

    Март 2017г.

    консультация

    Проведение родительского собрания : Мастер-класс «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

    Апрель 2017г.

    Протокол собрания

    «Организация дополнительных образовательных услуг»

    Учебный

    Год

    Название

    проекта

    Цель проекта

    Задачи проекта

    2015-

    2016

    Проект:

    «Моя родина-

    Россия»

    Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России.

    Закрепить знания о государственной символике РФ.
    Воспитывать чувство гордости за свою страну.

    Воспитывать интерес к истории своей Родины.
    Расширять представление о национальной культуре русского народа, народным прикладным искусством.
    Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках.
    Расширять знания о малой родине.
    Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.
    Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим.
    Расширять предметно-развивающую среду.
    Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
    Расширять словарный запас.

    2016-2017

    Проект «Здоровячок»

    Приобщение малышей к здоровому образу через овладение основами гигиенической и двигательной культуры; начальное формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста.

    Развивать культурно-гигиенические навыки детей.

    Формировать начальное представление о здоровье, чистоте своего тела.

    Формировать привычку следить за собой, за своим внешним видом, умение одеваться и раздеваться перед сном и после сна, правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, вытирать насухо полотенцем после умывания, пользоваться расческой, носовым платком.

    Поддерживать положительное отношение к здоровому образу жизни.

    Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

    Развивать игровой опыт детей.

    Активизировать словарь по теме «Гигиена».

    Активное привлечение родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены.

    Отчет по самообразованию за 2016-2017 учебный год по теме:

         Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

    Ну и, конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию»), консультации («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания.) Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет»), а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.

    Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

    Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры.

    Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возрастаЗадача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастн...

    Самообразование - Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры

    План самообразования воспитателя второй младшей группы...

    План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"

    В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...

    План по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие детей 3 - 4 лет через дидактические игры»

    План для работы на учебный год на тему "Сенсорное развитие детей 3-4 лет"...

    Консультация Для родителей по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры сделанные своими руками»

    Консультация для родителей   по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры сделанные своими руками»...