Главные вкладки

    План работы по самообразованию «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
    учебно-методический материал (младшая группа)

    Шатайло Оксана Васильевна

    Создание условий для активной и  самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл syuzhetno-rolevaya_igra.docx27.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»

    Цель: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры.

    Задачи:

    1. Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
    2. Освоить современные технологии и методы организации игры.
    3. Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по возрастной группе.

    Предполагаемый результат:  переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

    Актуальность

    Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте

    Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.

    Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес для исследователей (ученых).

    Сегодня происходит смена воспитательной парадигмы - на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.

    В связи с устойчивой тенденцией демократизации педагогической системы появляется необходимость исследования психолого-педагогических предпосылок формирования умений межличностного общения на основе гуманного отношения у детей. Формирование гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружающими людьми - взрослыми, сверстниками. В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого. Однако на сегодняшний день особенности проявления гуманных чувств у детей и формирование их гуманных отношений в детском саду и семье еще недостаточно изучены.

    Сюжетно-ролевая игра - это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и воспитывающая одновременно. С точки зрения детей, ролевая игра- это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность- игра, мотив которой лежит в содержании деятельности, а не вне ее воспитательный характер игры дошкольниками не осознается. Также отметим воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив. В активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие ребята, и это способствует самоутверждению в коллективе.

    Ведущими в условиях детского сада являются сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Это, прежде всего, самодеятельные сюжетно-ролевые игры, которые возникают по инициативе самих детей. В них дети оговаривают общую тему игры (поиграем в больницу, в продавцов и т. п.) . В этих играх формируется воображение, творческие возможности, социальные, коммуникативные способности.

    Для игр очень важна такая предметно-развивающая среда, которую дети могут легко, по своему желанию, трансформировать в зависимости от поворота сюжета игры.

    Обсуждение с детьми различных ситуаций, возникающих в игре, характера общения между ее участниками выносить за рамки самой игры, чтобы не разрушать ее замысел. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представления. чувств, качеств детей, которые формировались в быту.

    На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я - шофер, я - врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, наливает воображаемое лекарство и т.п. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста, используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик и т.д.), а также предметы-заместители (карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем и т.д.).

    Развитие сюжетно-ролевой игры 
    (концепция Н.Я. Михайленко)

    Возраст детей

    Характер игровых действий

    Выполнение роли

    Развитие сюжета в воображаемой ситуации

    3-4 года

    Отдельные игровые действия, носящие игровой характер.

    Роль осуществляется фактически, но не называется.

    Сюжет – цепочка из двух действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый.

    В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.

    Личный перспективный план

    по самообразованию на 2017-2018 учебный год

     Этапы проведения

                      Работа по теме

              Результат

    I этап (сентябрь)

     1.Изучение методической литературы:

    •      а) изучить и внедрить программу    «От рождения до школы» по всем образовательным областям.
    •     б) Комплексное тематическое  планирование.
    • Изучение статей в журналах:
    • «Воспитатель ДОУ»,
    • «Дошкольное воспитание»,                   «Обруч»
    •      

    2.Мониторинг  детей.

    1. Программа «От рождения до школы под редакцией Н.В.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

     

     Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

    II этап (октябрь-ноябрь)

     1. Оформление предметно-развивающей среды сюжетно-ролевыми играми

     «Доктор Айболит»,

     «Магазин»,

    «Салон красоты»,

     «Кухня».

    2.Создать картотеку сюжетно-ролевых игр (Приложение 1).

     1. Центры сюжетно-ролевых игр.

                                                               

    2. Картотека сюжетно-ролевых игр.

    III этап (в течении года)

     1. Составление перспективного плана по формированию межличностных отношении.

    2. Работа с детьми по перспективному плану.

     

    План составлен.

    IV этап (январь-февраль)

     1.Анкетирование родителей

     2.Круглый стол для родителей «Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей».

     3.Оформление папки передвижки по формированию межличностных отношений дошкольников.

     4. Составление консультационного материала для родителей:

    - “ Подборка игр для родителей на развитие творческого воображения детей ”(Приложение ).
    - “
     Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников? ”(Приложение ).
    - “Современные дети, современные игры” (Приложение ).

    - Рекомендации для родителей (Приложение).

    Папка-передвижка «Рекомендации родителям по развитию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста».

    (Приложение).

     1.Анкеты.

     2.Конспект образовательной деятельности.

     3.Папка передвижка.

     

      V этап (май)

    1. Контрольный мониторинг детей.

    2. Изготовление фотоальбома по сюжетно-ролевым играм.

     1.  Аналитические справки по мониторингу.

    2. Фотоальбом

    Перспективный план работы с детьми  по реализации

    самообразования  на 2017-2018 учебный год

    Работа с детьми

    Формы работы

    Задачи

    Сроки

    Форма отчета

    Беседа: Кто это – строители?

    Чтение сказки «Три поросенка»

    Игра-упражнение «Стройка»

    С/р игра «Строим дом»

    Раскрытие смысла деятельности строителя.

    Ознакомление с трудом взрослых.

    Сентябрь

    Картотека сюжетно-ролевых игр

    Экскурсия в прачечную.

     Чтение рассказа А. Кардашовой «Большая стирка».

    С/р игра «Большая стирка»

    Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам, результату ее труда.

    Октябрь

    Картотека дидактических игр

    Экскурсия в процедурный кабинет

    Беседа: «Профессия-врач»

    С/р игра «Игрушки у врача»

    Игра ситуация “Процедурный кабинет”

    Игра – ситуация “У зубного врача”

    С/р игра «Поликлиника»

    Развития умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

    Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала. Воспитание уважения к профессии врача.

    Ноябрь

    Атрибуты к играм

    Беседа о предстоящем празднике «Новый Год»

    С/р игра «Встречаем новый год»

    Развития умения применять полученные знания в коллективной творческой игре

    Декабрь

    Атрибуты к празднику

    Театр

    Кукольный спектакль: инсценирование сказок «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Колобок»

    Закрепление представлений детей о театре. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

    Январь

    Кукольный театр

    Рассматривание иллюстраций на тему «Семья».

    Чтение художественного произведения Н. Забилы «Ясочкин садик».

    С/р игра «Семья»

    С/р игра «Дочки - матери»

    Развитие интереса к игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

    Февраль

    Генеалогическое дерево

    Игра-ситуация «Красивая стрижка»

    С/р игра «Салон красоты»

    С/р игра «Печем пирожки

    Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Воспитание уважения к профессии парикмахера.

    Март

    Атрибуты к играм

    С/р игра «Собираемся на прогулку»

    Посещение кухни,  медицинского кабинета,   музыкального зала; беседа с поваром, врачом, медсестрой об их работе.

    Чтение рассказов и стихов.

    С/р игра «Детский сад»

    Закрепление знаний детей о работе воспитателя, няни, повара, медицинского работника и других работников детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду.

    Апрель

    Фотоотчет

    Игра – ситуация “В супермаркете”

    Игра – ситуация “Новые товары”

    Ознакомление с трудом взрослых в продуктовом, овощном магазине. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду продавца книжного магазина, магазина игрушек, универмага.

    Май

    Фотоотчет

    Работа с родителями

    Из бесед с детьми и родителями пришла к выводу:  многие родители убеждены, что игра – самостоятельная деятельность и взрослым вообще не следует в неё вмешиваться. Главным средством развития игры они считают приобретение игрушек – ребёнок должен играть сам.  Взрослые не всегда осознают, что для ребёнка любого возраста важно даже самое малое участие родителей в игре, важно чувствовать поддержку одобрение.

                    Наша задача – довести до родителей, что именно в игре определяется развитие личности ребенка и его сознания, развитие его психических процессов (мышления, воображения, восприятия, памяти, воли), зарождаются новые виды деятельности (трудовая и учебная). В игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии. По выражению отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности».

    Литература:

     1. Виноградова Т. А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников [Текст] : практическое пособие Н. А. Виноградова, Позднякова. -М. : Айрис-пресс, 2008.-128с.

     2. Антонова Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст].Дошкольное воспитание. -1995.-№10.-С 45-47.

     3. Программа воспитания и обучения в детском саду.- ред.Васильевой М.А.,М 2004г.

     4. Воспитание с любовью и логикой. — Барнаул 1998 г.

     5. Дошкольное воспитание — Журнал. —  № 4-8, 1989 г.

     6. Дошкольная педагогика — Журнал. —  №4-5, 2004 г.

     7. Дошкольная педагогика. — М., 2000. —  Козлова С.А., Куликова Е.А.

     8. Организация сюжетной игры в детском саду. — М., 2001. —  Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

    Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...

    Буклет "Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений со сверстниками"

    «Самые любимые, самые нужные детям игры – это те, где дети сами ставят цель игры…Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления…Тут важен сам...

    ОПЫТ РАБОТЫ «Сюжетно - ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений»

    Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умен...