Главные вкладки

    Устное народное творчество в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста
    статья на тему

    Использование форм устного народного творчества для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

    В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

    СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Современной педагогикой признана исключительная роль устного народного поэтического творчества в разностороннем воспитании  и развитии ребенка старшего дошкольного возраста, поскольку это особый вид искусства, в котором сконцентрирован весь опыт человечества, громаднейший пласт национальной и мировой культуры. Устное народное творчество – это всё то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. Оно включает в себя большое количество жанров (сказки, пословицы и поговорки, потекши, загадки и т.д.), которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей.

    Организуя воспитательный процесс, педагогические коллективы современных дошкольных образовательных учреждений активно используют все средства народной педагогики для приобщения детей к общечеловеческим ценностям и овладения духовно-нравственным и культурно-историческим богатством народов. В настоящее время применяют разнообразные формы и методы работы: проводят беседы, рассказывают о народных праздниках (Пасха, Масленица, Рождество); организуют культурно-досуговую деятельность, в частности  развлечения с элементами спортивных состязаний или инсценирование  народной сказки; проводят дидактические игры на закрепление знаний об элементах национального узора, выявляют знатоков народных сказок или игр, лучших рассказчиков и др.

    Обобщая имеющийся опыт и современные достижения педагогической теории и практики по каждому из направлений воспитательно-образовательной работы, можно предложить нетрадиционные методы и  приемы воспитания дошкольников с помощью устного народного творчества, а также формы работы.

    В процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества можно использовать следующие формы, методы и приемы:

    «Отгадай по описанию». На столе расположены картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Дошкольнику предлагается взять картинку и, не показывая и не называя её, описать характерные признаки предмета. Остальные дети отгадывают предмет по описанию.

    «Похож или не похож». Дошкольникам предлагается не просто отгадать загадку, но и доказать правильность своего ответа, такое задание позволяет развивать чуткость к языку, образность речи, наблюдательность и пр.

    «Аудиоигра». Дети с определенным интервалом прослушивают в аудиозаписи загадки и из набора предметных картинок выбирают те, на которых изображены отгадки, а затем обсуждают полученные результаты и определяют победителей.

    «Лотерея загадок» Игра заключается в разгадывании и придумывании загадок, а предмет или объект, с которым необходимо ее придумать, определяется методом лотереи.

    «Смешные нелепицы». Дошкольникам предлагается составить рассказ на основе метких лаконичных изречений о добре, труде и пр.

    «Знаток народных пословиц и поговорок». Этот конкурс можно использовать для активизации в речи старших дошкольников лаконичных и метких изречений по определенной тематике.

    «Составить правила к поговорке». Например: «В правде сила». Правила: -говори всегда правду; -не рассказывай тайну своего друга без его согласия; -не обращай свою вину на других; -помогай говорить правду своим близким; -учи говорить правду младших по возрасту.

    «Найди лишнюю пословицу». Из нескольких зачитанных пословиц дошкольники отбирают ту, которая отражает несколько иную  идею, чем все остальные.

    «Озорные буквы» Предлагается найти в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл. Например: Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум). На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).

    Словесно-дидактическая игра «Радио». Дошкольнику предлагается выполнить роль диктора и описать кого-нибудь из героев русских народных сказок. Остальные дети должны отгадать героя.

    «Продолжи сказку». Детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои.

    «Сказка от загадки». Дошкольникам предлагается задание составить фантастическую сказку по нескольким загадкам, опираясь на содержание загадок, метафоры, гиперболы, которые имеются в тексте.

    Моделирование сказок. Для лучшего понимания детьми приема моделирования сказки, вначале разбираем их в разных видах деятельности – такие как: чтение сказки, беседа, рассматривание иллюстраций, драматизация сказки, кукольный театр. Затем переходим непосредственно к работе с моделями. Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми объектами будут герои детских сказок. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т. д., различающиеся по цвету и величине. После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа. В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.

    Для решения задач физического воспитания целесообразно использовать такие формы, методы и приемы, как «Фольклорная гимнастика», «Дорожка препятствий», «Двигательный рассказ» и пр.

    «Фольклорная гимнастика» составляется на основе богатого этнокультурного наследия (народных подвижных игр, считалок и пр.) и содействует стимулированию двигательной активности дошкольников.

    «Дорожка препятствий» представляет собой увлекательное путешествие, во время которого дошкольникам предстоит перед каждым препятствием отгадывать загадки и выполнять имитационные движения.

    «Двигательный рассказ» может стать для старших дошкольников увлекательным путешествием в мир сказки, во время которого будет интересно встретиться с любимыми персонажами, научиться имитационным, мимическим и пантомимическим движениям, выучить считалки, песни и хороводы, позволяющие воспроизвести сказочный сюжет.

    «Кто быстрее?». Конкурс для детей на лучшее предложение по поводу изменения игровых правил известных и полюбившихся народных игр – поможет разнообразить работу по закреплению физических качеств и двигательных умений и стимулировать инициативу и творчество старших дошкольников.

    Социально-коммуникативного развитие детей старшего дошкольного возраста можно осуществлять с помощью следующих методов и приёмов:

    «Сложные ситуации». Дошкольникам предлагают сочинить сюжеты или концовки к знакомым сказкам с учетом непредвиденных  экстремальных обстоятельств, в которые попадают герои: ситуации морального выбора между добром и злом; спасения главного героя; требующие проявления отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим и др.

    «Словесный портрет». Предлагается составить нравственный портрет героя народной сказки и  объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет.

     «Книга сказок»  Составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков в межличностных отношениях.

    «Коллаж из сказок». Позволяет закрепить знания о любимых героях народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для окружающих.

    «Красна девица и добрый молодец». С целью формирования представлений об идеалах мужественности и женственности с дошкольниками рассматривают иллюстрации или фрагменты диафильмов по мотивам нескольких народных сказок, составляется словесный портрет из добродетелей главных героев.

    «Путешествие по маршруту добрых дел». Дети отправляются на специальной машине в путешествие, во время которого они останавливаются и имеют возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев, а также оценить увиденное с точки зрения норм нравственного поведения.

    «Волшебные слова». После просмотра или прослушивания отрывка из сказки детям необходимо отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнес в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные формулы вежливого приветствия, прощания извинения и пр.

    «Отгадай». Детям предлагается послушать рассказ педагога о сказочном персонаже и отгадать, о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми он обладает, и чему у него можно поучиться.

    «Изобрази пословицу с помощью пантомимы». Чтобы активизировать в речи пословицы и поговорки, обеспечить лучшее понимание их смысла и развития творческих способностей, пословицу показывает желающий ребенок, а остальные отгадывают и затем хором повторяют.

    «Уроки предков». Используя народные пословицы и поговорки о родине и чужбине, с детьми обсуждают отношения предков к малой родине, а также беседуют о чувстве гордости, любви и уважении прадедов к месту своего рождения и пр.

    «Добрые советы». С дошкольниками обсуждают народные пословицы и поговорки как добрые советы предков о трудолюбии, дружбе, добре и других социально-значимых качествах.

    С целью познавательного развития старших дошкольников, в частности ознакомления с родным краем и его жителями, практикуются «Недели национальной культуры» или «Недели родного языка», во время которых детей знакомят с нравственным и материальным наследием конкретного народа, изучают музыкальное, устно-поэтическое творчество, традиции, обычаи народа, рассматривают изделия народных мастеров и др.

    В регионах активно используется познавательно-игровой или познавательный проект, позволяющий знакомить детей старшего дошкольного возраста с культурным наследием народов малой родины, природой родного края. К достоинствам таких проектов следует отнести: многообразие используемых форм работы, учет возрастных особенностей дошкольников, ознакомление детей с различными пластами культурного достояния изучаемых народов (декоративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, обычаями и традициями), соблюдение принципов обучения и воспитания и пр.

    Для закрепления знаний об окружающем мире можно использовать различные игры и упражнения:

    «Путаница». Дошкольникам предлагаются загадки о животных, отгадывая которые дети показывают карточки с изображением животного и складывают их в два ряда - справа диких животных, а слева - домашних животных.

    «Вечер загадок». Дошкольникам предлагаются загадки о предметах ближайшего окружения, отгаданные предметы нужно не только назвать, но и найти среди вещей расположенных на столе рядом с ведущим и показать всем участникам, затем дошкольники сочиняют свою загадку, инсценируют её. Завершается вечер продуктивной деятельностью с использованием, отгаданных в первом туре предметов.

    «Определим пословицу по началу». Интересное упражнение для закрепления знаний народных пословиц, развития памяти и произвольного внимания, активизации в речи детей метких изречений.

    Устное поэтическое творчество во всем его жанровом многообразии следует активно использовать для художественно-эстетического развития старших дошкольников. Этому содействуют следующие упражнения и игровые приемы:

    «Нарисуй свою сказку». Дошкольникам предлагается возможность вообразить себя художником-иллюстратором и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к любимой сказке.

    «Книга сказок». Составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков в межличностных отношениях.

    «Коллаж из сказок». Позволяет закрепить знания о любимых героях народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для окружающих.

    Таким образом, устное поэтическое творчество играет большую роль в формировании личностной культуры каждого человека. Использование его в педагогическом процессе дошкольного учреждения с целью воспитания старших дошкольников  возможно, если тщательно подобраны произведения устного народного поэтического творчества, содействующие формированию культуры познания и культуры чувств, ценностного отношения к миру; применяются разнообразные нетрадиционные методы и приемы использования произведений устного поэтического творчества, как во время образовательной деятельности, так и вне её; осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в процессе ознакомления старших дошкольников с народным творчеством и пр.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Устное народное творчество – клад для речевого развития детей младшего дошкольного возраста."

    Как вырастить общительного, разносторонне развитого малыша, используя устное народное творчество....

    «Устное народное творчество – клад для речевого развития детей младшего дошкольного возраста.»

           Устное народное творчество – клад для речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Иначе говоря, как воспитывать малыша без колыбельных, прибаут...

    ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

    Тема самообразования: " Устное народное творчество как средство формирования словаря детей старшего дошкольного возраста."

    Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушива...

    Использование устного народного творчества в стимулировании речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

    Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт и общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественны...

    Устное народное творчество в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.

    Изменения в  социальных сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проя...

    "Роль народного творчества в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста"

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великоду...