Главные вкладки

    Учебно-методическое пособие на тему:
    Тренинг педагогической креативности « Куда уходит детство?»

    Тренинг для преподавателей детских садов с целью активизации творческого потенциала в использовании игровых музыкальных методик

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trening_kreativnosti.docx30.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №34

    общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

    по познавательно-речевому развитию детей

    Красногвардейского района Санкт-Петербурга

    Тренинг педагогической креативности

    « Куда уходит детство?»

                                                                       ГБДОУ №34  

                                                             Красногвардейского района                                    

                                                             г. Санкт-Петербурга

                                                             Быстрова Алена Анатольевна

                                                       Санкт-Петербург

    2017

    Слайд №1

    Слайд№2

    Цель:  Активизация творческого потенциала воспитателей ДОУ для  использования игровых  и музыкально - игровых методик

    Задачи: овладение воспитателями игровых методик, поиск резервов для более эффективной работы, развитие коммуникативных способностей.

    Аудитория тренинга: воспитатели и преподаватели дошкольного образовательного учреждения.

    Предполагаемый результат: Активизация творческого потенциала воспитателей ДОУ путем расширения игрового кругозора и развития коммуникативных способностей.

    Слайд №3

    Реквизит: картонные коробки разного размера,  мольберт, удобный для крепления бумаги размером А1, листы бумаги размером А1 с изображением дороги и станций остановки, скрепки, кнопки, булавки - в достаточном количестве, средства создания изображения: фломастеры, карандаши, краски, кисточки, скотч, ножницы, линейки, старые журналы с картинками (которые не жалко изрезать) и др., бумага формата А4,карточки с названиями животных (обезьяна, крокодил, верблюд, бегемот),набор предметов для проведения упражнения «Учимся, играя», коробка с цветными ленточками двух цветов.

    Слайд №4

    Слайд№5

    1. Приветствие

    В помещении для проведения тренинга накрыт чайный столик, где все желающие могут взять чай и сладости.

    Представление ведущего.

    Слайд№6

    1. Приветствие «Смысл моего имени».

    Материал: все необходимое для изготовления визитных карточек (нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки и т. д.).

    Ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения.

    Главная идея этого упражнения - дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.

    Проведение музыкальной - ритмической игры « Мое имя» (необходимо прохлопать своё имя, назвать предмет  или образ на первую букву своего имени и показать пантомиму, соответствующую выбранному предмету)

    Слайд№7

    2. Правила работы в группе.

    После знакомства ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы.

    1) Доверительный стиль общения (одно из его отличий - называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).

    2) Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).

    3) Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать  в форме «Я считаю...», «Я думаю...»).

    4) Искренность в общении (говорить только то, что действительно переживается, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).

    5) Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).

    6) Недопустимость непосредственных оценок человека.

    3.Упражнения на снятие эмоционального напряжения

    Слайд№8

    Игра «Ладони - колени».Сидя в кругу, положите ладони на колени соседей: правую -на левое колено соседа слева, левую - на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка).

    Когда устоится ритм хлопков, можно усложнить упражнение - два хлопка по одному колену будут обозначать движение в обратную сторону, то есть теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков. (Усложнить задание, добавив ритмическую музыку).

    Слайд№9

    Упражнение «Печатная машинка». Попытка произвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной песни или стихотворения.

    Каждый участник по очереди произносит по одной букве слова. В конце озвучания слова целиком все встают, на знак препинания ~ топают ногой, в конце строки - хлопают в ладоши.                                                

    Слайд№10

    Упражнение «Дождик» Все участники стоят в кругу. Ведущий идет внутри круга, и,когда он заглядывает в глаза участнику, тот начинает повторять его движения до тех пор, пока ведущий не пройдет круг, снова не подойдет к нему, не заглянет в глаза и не поменяет движение. Ведущий идет по кругу и, заглядывая по очереди в глаза участникам, трет ладошкой о ладошку, на втором круге - щелкает пальцами, на третьем - хлопает ладонями по коленям, на четвертом - неритмично хлопает в ладоши, на пятом - стучит по коленям, на 6-м - хлопает в ладоши, на 7-м - щелкает пальцами, на 8-м - шуршит ладошками. «Дождик» заканчивается и затихает. Целью этого упражнения является релаксация, снижение мышечного тонуса, настрой на лиричный лад. Можно сказать участникам о том, что дождик, прошедший в нашей группе, навеял грусть, размышления, спокойствие, неважно, идет ли он за окном, важно, что происходит с нами.

    Слайд№11

    4. Опрос :”Что Вы ожидаете от участия в тренинге”.

    Ведущий: Спросите любого воспитателя, и большинство ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. Педагог назовет множество задач, решаемых с помощью игры.

          Но в последние годы игра в детских садах стала носить прикладной, обучающий характер, постепенно утрачивая свою значимость как вид творческой деятельности. Да и воспитателю иногда бывает сложно войти в творческий игровой процесс вместе с детьми.

      Упражнение-разминка «Что в нашей жизни игра». Педагогам предлагается в качестве разминки продолжить фразу «Игра - это...» и ответить на вопросы: «Кто больше назовет игр своего детства?», «Чему мы учились в этих играх?», «Во что играют дети сегодня?» (Обсуждение темы -10 минут.)

    Слайд№12

    Ведущий : И вот давайте мы построим свой  Играй-город.  Для этого нам нужно пройти по карте Играй-страны и преодолевать встречающиеся трудности. После прохождения каждого упражнения, вы будете получать картонную коробку, и в конце нашего пути на Главной площади страны мы построим дворец. Перед вами карта страны и первая остановка.

    Ведущий проводит упражнения, обсуждая что получилось, что не получилось и под общие аплодисменты вручает коробку для строительства замка.

    II. Основная часть

    Слайд№13

    Упражнение «Поросячьи бега». Участники сидят в кругу. Ведущий говорит, что они попалина поросячьи бега - новый олимпийский вид спорта Играй - города. Для того чтобы выиграть, нам нужно как можно быстрее передать «хрюк» по кругу.

    Сначала дайте возможность всем участникам потренироваться в «хрюканье». Игра на время. Старайтесь добиться рекорда.

    Цель: Это внешне простое и несерьезное упражнение на самом деле, помимо того что повышает эмоциональный уровень, очень хорошо влияет на процесс сплочения и настраивает на взаимодействие.

    Слайд№14

    Музыкальная пауза -игра «У жирафа пятна»

    Игра «Джунгли». Материал: карточки с представленными на них названиями животных, прикрепленные к спинке стула.

    Для следующего упражнения участникам необходимо разделиться на малые группы. С этой целью (а также для поддержания работоспособности группы) проводится данная игра.

    Ведущий до занятия к обратной стороне стула прикрепляет листочки с написанными на них названиями животных, например: обезьяна, крокодил, верблюд, бегемот. Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3-4 человека.

    После инструкции ведущего участники отодвигают свои стулья, освобождая пространство для движения, и находят листочки с представленными названиями животных. Не обсуждая с другими участниками содержание карточки, по команде все начинают двигаться, изображая свое животное. Задача, стоящая перед участниками, - собраться в группы всем «бегемотам», «обезьянам», «крокодилам» и «верблюдам».

    Следующее упражнение проходит в образованных подгруппах.

    Слайд№15

    Упражнение «Учимся, играя». Педагогам,  разбитым по группам предлагается взять любые предметы реквизита. Через 10-15 минут они должны придумать, как с его помощью в игровой форме можно сообщить детям какой-то интересный факт или полезную информацию. (Время на демонстрацию 15-20 минут.)

    Варианты игр: на усмотрение участников.

    Упражнение-активатор «Апельсин».Упражнение проводится в кругу.

    Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину. Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.

    Слайд№16

    Упражнение «Композиция». Группа участников делится на две команды с помощью вытаскивания из коробки цветных ленточек двух цветов. Обеим командам дается задание: на альбомном листе нарисовать композицию из геометрических фигур - двух треугольников, трех квадратов и одного прямоугольника.

    Когда рисунки готовы, команды обмениваются капитанами ( выбор капитана проводится участниками группы). Капитан, придя в чужую команду, смотрит рисунок и уже своей команде начинает объяснять, как изобразить то же самое (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя). Потом это же делает второй капитан.

    По окончании рисования предлагается сравнить получившиеся рисунки с «подлинниками» и найти отличия. Первое слово для высказывания своих впечатлений от упражнения предоставляется капитанам.

    Вопросы для обсуждения: С какими трудностями вы столкнулись, когда диктовали описание рисунка? Хотелось ли вам затем что-то сказать по-другому, другими словами, более подробно?  Чем отличаются рисунки?

     Как вы считаете, в чем причина случившихся отличий?

    Идеи, выносимые на обсуждение:

     Каждый имеет право на ошибку: и ребенок, и взрослый.

    Наше старание не обязательно приводит к тому, чего мы ожидаем.

    Старания ребенка тоже не всегда приводят к хорошим результатам, успеху.

    Если ребенок не понял - это не значит, что он низкого развития, возможно, мы просто не смогли понятно объяснить.

    Слайд№17

     Упражнение «Тюрьма». Чтобы немного подвигаться, с уже имеющимися командами играем дальше. Внутренний круг образован сидящими на стульях - это арестанты, за спиной у каждого стоит по тюремщику. Задача арестантов - договориться взглядом с любым из арестантов «о побеге»: быстро поменяться местами, но так, чтобы тюремщик не успел прикоснуться к нему (это означает, что беглец пойман). Задача тюремщика - следить, чтобы арестант не сбежал.                                                                                

    Слайд№18

    Упражнение « Решим проблему» Каждая группа пишет проблему по работе и группы меняются листочками. Каждая команда дает решения этих проблем.  (реальные и бредовые)

    Упражнение «Стой спокойно». Играющие образуют круг. Ведущий ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, громко говорит: «Руки!» Тот, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед слева - правую, сосед справа - левую. Кто ошибется, выходит из круга.

    Музыкальная импровизация участников на шумовых и ударных музыкальных инструментах (смена характера мелодий). Обсуждение как было удобнее играть: соло или в ансамбле и под какой характер мелодии.

    Слайд№19

    Упражнение «Век живи, век учись». Каждому человеку в своей жизни приходится учиться самому и учить других. Как выполнить эти задачи лучше, эффективнее, какими рекомендациями воспользоваться? Часто говорят:«Век живи, век учись». Это пословица неполная. Если обратиться к источникам фольклора, то пословица эта может зазвучать так: «Век живи, век учись - дураком помрешь».Человечество накопило много рекомендаций, связанных с тем, как и чему можно и нужно учить, как связывать процесс обучения и воспитания, как решать трудные задачки из области педагогики. Выдающиеся деятели педагогики и психологии оставили неплохие рекомендации на эту тему. Например, Сухомлинский писал: «Воспитывает каждое дерево, каждая травинка и каждый кустик...».Много замечаний по искусству педагога подметили мастера художественного слова. Мы знаем о богатстве народного русского языка, о мудрости пословиц. «Умного учить - только портить», «Ванюшка не хитер, не мудер, а весьма смысловат», «Учение - свет, а неученье - тьма», словом, стоит только  покопаться в памяти - и можно извлечь оттуда целую кладезь мудрости, связанной с темой учения. Вот и мы предлагаем вам сейчас вспомнить такие рекомендации - кто вспомнит их больше, у кого они будут интереснее?

    Итак, мы вспоминаем сейчас всевозможные рекомендации на тему обучения. Пословицы, высказывания авторитетных лиц, собственные афоризмы- и замечания. Лучше записать их на листке, чтобы ведущему легче было работать. У вас есть 2-3 минуты. Спасибо.А сейчас по очереди выступаем и рассказываем о своих достижениях в области педагогической археологии и фольклора.Можно подвести итоги. Мы хотим выслушать ваши соображения о результатах.

    Слайд№20

    Упражнение « Что помогает тебе в работе». Участники в кругу. Часть с упражнениями завершается высказыванием мнения о своем соседе слева, которое отражало бы его сильные стороны как личности и как профессионала.

    Высказывание можно начать с фразы :”Тебе как профессиональному педагогу помогает в работе то, что ты…”.

    Слайд№21

    1. Подведение итогов

    Ведущий:Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы с вами и окунулись в мир игры и творчества, прошли по дороге Играй -города и научились вместе решать задачи и проявили индивидуальные таланты. Стали веселее, добрее и активнее.

    Упражнение «Подарок». Каждый участник дарит своему соседу справа «подарок», то есть сообщает ему о том, чтобы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности.

    Упражнение проходит по кругу.

    Слайд№22

    Далее ведущий предлагает группе построить из коробок замок и с помощью подручных средств его украсить.

    Слайд№23


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Куда уходит детство".

    Сценарий выпускного праздника в подготовительной группе. На празднике используется мультимедиа....

    Тренинг педагогической креативности « Куда уходит детство?»

    Тренинг для воспитателей детских садов с целью активизации творческого потенциала в использовании игровых методик...

    Куда уходит детство?

    Брошюра для родителей....

    Сценарий выпускного праздника «Куда уходит детство».

    Разработан праздник со стихами, песнями, танцами и презентацией....

    Сценарий выпускного праздника «Куда уходит детство».

    Разработан праздник со стихами, песнями, танцами и презентацией....

    Тренинг-практикум для педагогов: «Куда уходит детство?»

    Тренинг направлен на активизацию  творческого потенциала педагогов....

    Педагогический тренинг "Развитие креативных способностей педагогов".

    Конспект педагогического тренинга на тему: "Развитие креативных способностей педагогов"....