Главные вкладки

    Особый ребенок в группе. Общение педагога с родителями воспитанников.
    материал на тему

    Колмык Елена Константиновна

    Во всем мире все больше детей, которых мы называем «особыми». Особым детям далеко не всегда полезны специальные коррекционные учреждения, им нужна среда, где они воспринимаются как обычные дети, а не выделяются в отдельную категорию. Так что инклюзия в современном образовании – это не просто дать моде на толерантность, а реальная необходимость. 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sayt.docx25.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особый ребенок в группе. Общение педагога с родителями воспитанников.

    К огромному сожалению, во всем мире все больше детей, которых мы называем «особыми». Россия не исключение, у нас за последние пять-шесть лет число детей-инвалидов увеличилось примерно на 10%. По сведениям Минздрава это более полумиллиона детей с официально оформленной инвалидностью. На практике особых детей еще больше.

    Но не все так грустно. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с особыми потребностями достигает близкого к возрастной норме уровня развития уже к началу школьного обучения, что ранее наблюдалось в единичных случаях. А значит, особым детям далеко не всегда полезны специальные коррекционные учреждения, им нужна среда, где они воспринимаются как обычные дети, а не выделяются в отдельную категорию. Так что инклюзия в современном образовании – это не просто дать моде на толерантность, а реальная необходимость.

    Практика показывает, что начинать процесс инклюзии важно еще на дошкольной ступени образования. Такой опыт не только способствует социальной адаптации и развитию особых детей, но и помогает всем детям видеть в ребенке с любым здоровьем прежде всего партнера. Партнера по играм, по общению, по общему делу.

    Инклюзия вошла в образование стремительно, сказать, что многие педагоги пока не чувствуют себя уверенно на этой стезе, было бы лукавством. Вернее, что многие педагоги растеряны и напуганы, ведь большинство из них выросли в обществе, где инвалидов прятали по домам и интернатам. Мы только начинаем привыкать к пандусам и специальным парковкам, только еще учимся уважать, а не жалеть больших и маленьких инвалидов и почти не понимаем, как разговаривать с родителями особых детей.

    Конечно, во многом, успех работы педагога в группе с особым ребенком будет зависеть от самого педагога - его психологической готовности, образования, умения строить отношения не только с детьми, но и с родителями воспитанников.  Взаимодействие – двухсторонний процесс и воспитателю недостаточно правильно выполнять свою работу, необходима еще и психологическая со-настройка с партнёром - родителем, понимание его психологического состояния. Для этого немаловажно понимать какой путь уже пройден семьей в принятии нездоровья малыша. Ведь в детский сад особые дети попадают по-разному.

    Одни родители, понимая преимущества инклюзивного образования и осознавая проблемы со здоровьем своего ребенка, сами обращаются в ПМПК (психолого-медико-педагогические комиссии по месту жительства), чтобы получить одобрение на посещение ребенком детского сада со стороны специалистов. Такие родители приходят в сад с заключением и рекомендациями и чаще всего становятся надежными партнёрами воспитателя и специалистов детского сада.

    Другие родители скрывают проблемы и диагнозы ребенка или вовсе о возможных проблемах со здоровьем не догадываются. В таком случае, воспитателю и специалистам детского сада приходится потратить немало сил для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в детском саду и призвать родителей замечать проблемы, делать шаги к их решению.

    Особенно трудно воспитателю обойтись без помощи родителей, если у ребенка есть значительные поведенческие трудности. А такие трудности у особых детей встречаются часто. Достаточно посмотреть на цифры, характеризующие основные причины инвалидности. По официальным данным Агентства Социальной Информации, в списке причин детской инвалидности «лидируют» болезни нервной системы и органов чувств (52,45 случая на 10 тыс. детей в возрасте до 15 лет). На втором месте - психические расстройства (31,02 случаев на 10 тыс. детей; из них 21,88 случаев приходится на долю умственной отсталости). Третье занимают врожденные аномалии развития (28,2 случая на 10 тыс. детей). 

    Неспроста 2014 году изменился список специалистов и исследований для оформления детской медицинской карты. В соответствии с приказом «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» теперь среди других врачей, необходим осмотр не только невролога, но и врача психиатра. И это очень важно, такая мера должна значительно сократить приток детей с поведенческими особенностями в детский сад без прохождения ПМПК.

    Но, к сожалению, довольно часто родители игнорируют проблемы ребенка - предпочитают «спрятать голову в песок» и всеми правдами и неправдами добывают медицинские карты, в которых диагнозы ребенка не указываются. Таким образом ребенок приходит в сад и считается формально здоровым, а значит минует ПМПК и лишается возможности получить дополнительную помощь специалистов.

    Если все же ПМПК пройдено и родители впервые узнали, что у ребенка проблемы, то это известие часто является для них настоящим ударом. Практика показывает, что родители могут по различным причинам (отсутствие опыта, занятость, акцент в семье на другие ценности) действительно не заметить многие заболевания. Например, принять такие явные проблемы как отсутствие речи или значительную задержку психического развития, как временные трудности, успокаивать себя тем, что всё обойдётся, «подрастёт - поумнеет» или не заметить, что ребенок плохо слышит или имеет аутистические расстройства. В таком случае, скорее всего пройдет еще не мало времени до того, как родители оправятся от шока и примут наличие трудностей ребенка.

    Психологи выделяют определенные стадии переживания горя: отрицание, шок, «сделка», гнев, депрессия и наконец, принятие.

    Отрицание – первая реакция родителей. На этой стадии они испытывают растерянность и не представляют, что делать дальше. В «отрицании» нет родительской вины, это психологическая защита. Но, если родители «застревают» на этой стадии, может пострадать ребенок - время идет, а помощи нет. В стадии отрицания, родители могут испытывать неприязнь к специалисту, открывшему глаза на проблему, отказываться от участия в реабилитационных программах, а вместо этого бегать по врачам и требовать от них диагноза, который они посчитают приемлемым.

    Следующий психологический этап – стадия так называемой «сделки». Родители начинают думать, что ничего невозможного нет, и что если они очень сильно постараются, то состояние ребенка чудесным образом улучшится. Здесь многие родители начинают работать на разрешение проблемы, но пока хаотично и часто больше верят шарлатанам и колдунам, чем специалистам. Включается «магическое», или «фантастическое» мышление.

    Рано или поздно к родителям придет понимание, что чуда не произойдет, и их ребенок будет страдать, останется навсегда не таким «как все». Понимание этого рождает гнев. Часто под удар попадают специалисты – врачи и педагоги – которые, как считают родители, не оказывают их ребенку должной помощи. На этом этапе родители часто пишут жалобы или переводят ребенка в другой детский сад.

    С пониманием того, что меры, предпринятые в гневе, не смогут кардинально изменить состояние ребенка, что улучшение наступит очень нескоро, что семья будет нести бремя забот о больном ребенке всегда, приходит депрессия. К тому же в этот период члены семьи начинают осознавать, что их планы на жизнь неминуемо придется корректировать, наступает период разочарования, обид и несбывшихся ожиданий супругов друг от друга. К сожалению, нередко семьи рушатся - около трети детей растут в неполных, в основном материнских семья. В этот момент родители как никогда нуждаются в поддержке. Поможет общение с людьми, которые испытывают похожие трудности, а также уверенность педагогов и врачей в том, что они могут помочь ребенку. В это время плотный контакт с воспитателем, его спокойствие, терпение, доброжелательное отношение к ребенку и его родителям может стать ресурсом для всей семьи.

    Когда депрессия пройдет наступает этап принятия. Пора сотрудничества родителей с врачами, педагогами, психологами.

    Воспитателю, в группу в которого попал особый ребенок важно начать работу с того, чтобы понять, в какой мере готовы к сотрудничеству родители ребенка. Позиция родителей будет зависеть от стадии переживания горя, особенностей семьи, индивидуальных особенностей родителей, их опыта.

    Позиции родителей особых детей

    • Родители любят своего ребёнка и принимают его проблему («Мой ребёнок не здоров, но я всё сделаю, чтобы он стал полноценной личностью»);
    • Родители любят своего ребёнка, но проблему не принимают («Мой ребёнок не такой, как говорят, и я докажу это»);
    • Родители не любят своего ребёнка, но принимают его проблему («Я мирюсь с тем, что мой ребёнок с проблемами, но хочу как можно меньше иметь с ним дела»);
    • Родители не любят своего ребёнка, и проблему его не принимают («У меня не может и не должно быть аномального ребёнка»).
    • Неадекватная позиция: Ребёнок любим, проблема принимается, но в рамках гиперопеки. («Мой ребёнок – беспомощное, обиженное судьбой существо, я виновата перед ним»)

    Если родители особого ребенка могут относительно спокойно говорить о его проблемах, могут сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности,способны что-либо запрещать ребенку и наказывать его, не испытывая чувства вины, не проявляют по отношению к ребенку ни гиперопеки, ни чрезмерной и ненужной строгости, то можно считать, что родители окончательно приняли нездоровье своего ребенка и готовы в сотрудничестве со специалистами планировать свою жизнь.

    Если же этого пока не произошло, то воспитателю очень важно как можно раньше привлечь к решению этой проблемы психолога и администрацию детского сада.

    Чем может помочь психолог в детском саду?

    Психологическая служба обеспечивает сопровождение ребенка в соответствии с решением ПМПК. Если же проблемы ребенка выявились только в процессе посещения детского сада, то психолог должен оказать диспетчерскую помощь семье ребенка (направить к специалистам), психологическую поддержку родителям ребенка, объяснить родителям цель работы ПМПК и оказать психологическую поддержку и методическую помощь воспитателю.

    Чем может помочь администрация в детском саду?

    Помощь администрации детского сада заключается в обеспечении наличия специалистов для оказания помощи ребенку, доступной среды, в том числе игрушек и оборудования для ребенка с особыми потребностями.  Руководство может направить воспитателя на курсы повышения квалификации по инклюзии, а также оказать методическую помощь воспитателю. Администрация учреждения проводит беседы с родителями, которые игнорируют проблемы ребенка, руководитель имеет возможность в случае необходимости обращаться в органы опеки.

    Общение с родителями обычных детей в инклюзивной группе

    Как создать дружественную среду для особого ребенка и его родителей?

    Когда в группу приходит ребенок с особенностями, родители здоровых детей принимают эту ситуацию по-разному. Отнеситесь к этому с терпением, ведь многие из них впервые столкнулись с прямым общением с особым ребенком и его родителями. Возьмите на себя инициативу в том, чтобы показать, что инклюзивная среда, это не только пандусы и лифты, это еще и дружественная среда общения. Для создания такой среды важно понимать, что особым детям психологически комфортно жить в таком обществе, где они воспринимаются как обычные дети, а не выделяются в отдельную категорию. Когда в детский сад поступает ребенок с особенностями в развитии, он должен попасть в атмосферу принятия, как и всякий другой ребенок. Это принятие необходимо чувствовать и родителям ребенка.

    Для этого важно не только показать личным примером, но еще и объяснить словами родителям здоровых детей, какое отношение к особому ребенку в детском саду является нормальным, иместно предложить особые подсказки для родителей.

    Для особых детей важно:

    - когдаих особенности не выпячиваются, но принимаются как данность, доминирующим чувством со стороны людей по отношению к особым детям является уважение, а не жалость;

    - когда отсутствует агрессия и взрослые были готовы помочь им в некоторых ситуациях;

    - любой ребенок, в том числе и «особый», — равноправный член всех игр, общих праздников, развлечений;

    - когда взрослые понимают и ценят их старания, готовы к тому, что они не всегда способны сделать все то, что могут здоровые дети;

    - когда и взрослые и дети умеют радоваться их достижениям, даже если для здоровых людей они кажутся пустяками,

    Подсказки по общению с особым ребенком

    1. Когда Вы разговариваете с ребенком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его родителю или тьютору, который присутствует при разговоре.
    2. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь — переспросите.
    3. Используйте корректные слова и выражения, общаясь с детьми с инвалидностью и их родителями: ребенок с особыми потребностями, особый ребенок, незрячий (слабовидящий), неслышащий (слабослышащий), с инвалидностью по зрению (слуха), ребенок с синдромом Дауна, ребенок с ДЦП ребенок, использующий инвалидную коляску, ребенок с особенностями (психического, эмоционального) развития
    4. Старайтесь не использовать слова и выражения, которые по отзывам родителей особых детей являются некорректными, такими как: инвалид, ребенок с ограниченными возможностями, больной; жертва болезни или несчастного случая, страдающий заболеванием, прикованный к коляске, парализованный, глухой или слепой, Даун, слабоумный, отстающий в развитии, умственно неполноценный, страдающий ДЦП, дэцэпэшник.
    5. Если в группе ребенок с расстройством аутистического спектра не будьте навязчивы, общение для такого малыша – тяжелая работа. Дети с атистическими чертами часто испытывают чувство физического дискомфорта, потому что имеют повышенную сенсорную чувствительность. Звуки, свет и ощущения, на которые вы не обратите внимания, могут быть нестерпимыми для них. Набор неприемлемых ощущений у каждого свой. Относитесь к этому с пониманием. Не пытайтесь остановить ребенка, если он прыгает от возбуждения или вытащить его из шкафчика, если он туда спрятался.
    6. Если в группе ребенок, который имеет проблемы с опорно-двигательным аппаратом уважайте стремление ребенка к самостоятельности и проявляйте терпение. Если ребенок отказывается от помощи, не обижайтесь и терпеливо ждите, даже если самостоятельно он будет делать что-то очень долго. Предлагайте помощь так, чтобы не привлекать всеобщего внимания. Не пытайтесь успокоить ребенка при проявлении неконтролируемых движений. Его поведение не связано с его душевным состоянием. При общении сосредоточьтесь на смысле слов, а не на его движениях. Помните, что инвалидная коляска — это часть пространства человека, который ее использует. Не позволяйте себе опираться на инвалидную коляску или  виснуть на ней своим детям. Это все равно, что опираться или виснуть на ее обладателе. Когда Вы говорите с ребенком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а ребенку не понадобится запрокидывать голову.
    7. Если в группе ребенок с проблемами речи будьте готовы терпеливо и долго слушать ребенка. Позвольте ребенку договорить, даже если это ему дается с трудом. Не перебивайте, не пытайтесь закончить фразу вместо него или ускорить разговор. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника. Говорите четко, но не пытайтесь специально замедлить свою речь.
    8. Если в группе слабовидящий ребенок в беседе обращайтесь к ребенку по имени не забывайте назвать себя и представить других собеседников. Если у Вас общая беседа, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь. Используйте больше тактильное общение. Например, предлагая сесть, положите его руку на спинку стульчика, но не усаживайте насильно. Уходя, не забывайте прощаться, обязательно предупреждайте вслух, даже когда просто отходите.
    9. Если в группе слабослышащий ребенок то, при общении, поворачивайтесь лицом к ребенку, смотрите на него. Мимика, жесты и движения тоже помогут вам понять друг друга. Некоторые слабослышащие могут читать по губам. Но таким образом четко прочитываются только треть слов. Говорите четко, используйте простые слова и короткие фразы. Чтобы обратить на себя внимание слабослышащего ребенка, коснитесь его плеча или руки или помашите ему рукой.

    Итак, давайте подытожим, что же делать педагогу, когда в группу поступил особый ребенок?

    • Соблюдать педагогический такт (помните, что педагог не может ставить диагноз или брать на себя поучающую роль).
    • Повышать свою квалификацию (курсы по инклюзии в образовании в настоящее время можно пройти как очно, так и дистанционно, нужно читать специальную литературу, изучать опыт других педагогов).
    • Осуществлять работу по психолого-педагогическому просвещению родителей воспитанников.
    • Осознавать ответственность семьи за выбор формы образования и их право принимать решения ПМПК как рекомендательные. Согласно статье 42 п.3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).  
    • Обратиться к специалистам психолого-логопедической службы образовательного учреждения или к специалистам, учреждения, с которым детский сад имеет договор на оказание психологической помощи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Общение педагога с родителями воспитанников

    Данная методическая разработка нацелена на повышение уровня профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. В м.р. рассмотрены причины трудности организации совместной ...

    презентация на тему"Общение педагога с родителями воспитанников"

    Презентация подготовлена для воспитателей в помощь ....

    Деловая игра "Общение педагога с родителями воспитанников ".

    Деловая игра "Общение педагога с родителями воспитанников "....

    Практикум "Общение педагога с родителями воспитанников"

    Повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...

    Правила общения педагога с родителями воспитанников

    Консультация педагога-психолога для педагогов на тему:«Правила общения педагога с родителями воспитанников»...

    Консультация для педагогов «Правила общения педагогов с родителями воспитанников»

    В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Поговорим о том, ка...

    Общение педагога с родителями воспитанников

    Доклад для педагогов. Семенар практикум для педагогов "Общение педагога с родителями воспитанников"....