«Формирование навыков общения у детей младшего возраста в условиях детского сада» (по технологии Н.П. Гришаевой «Рефлексивный круг»)
статья (младшая группа) по теме

Шешенина Екатерина Федоровна

Статья «Формирование навыков общения у детей младшего возраста  в условиях детского сада»  (по технологии Н.П. Гришаевой «Рефлексивный круг»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_-_refleksivnyy_krug.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование навыков общения у детей младшего возраста

в условиях детского сада»

(по технологии Н.П. Гришаевой «Рефлексивный круг»)

В ФГОС главе III. «Требования к условиям реализации…» п. 3.2.5 условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей… предполагают: 1) уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям; 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; 3) создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми… Поэтому необходимо создавать благоприятные условия для социализации дошкольников в детском саду. Учить их взаимодействовать в детском коллективе, выстраивать дружеские отношения, проявлять инициативу в заботе об окружающих, развивать умение контролировать свое поведение, планировать свои действия и оценивать их результаты. Реализовать все это позволяет технология Н.П. Гришаевой «Рефлексивный круг». Это технология, которая позволяет стимулировать речевую активность детей, особенно с речевыми нарушениями, мыслительные возможности таких детей. Цель данной технологии: развитие связной речи детей, раскрытие «я» ребенка (познанию его себя, своих мыслей, собственных действий и состояний). Вот несколько задач педагогической технологии «Рефлексивный круг»: сплотить детский коллектив; развивать  умение выражать свои чувства и переживания публично; формировать умение слушать и понимать друг друга, решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи; учить обсуждать планы на день (в дальнейшем - неделю, месяц), передавать свое отношение к событиям дня, недели и частично планировать свою деятельность на будущее. Именно круг, по наблюдению психологов, является   его гарантией защищенности, потому что тональность круга, его добросердечность и теплота определяют общую атмосферу жизни детей группы. В процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал ребенка, формируется  навык общения детей.

«Рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком и после полдника, а также тогда, когда в группе происходит какое-то происшествие или конфликт. Утром обсуждается всеми вместе, какой сегодня день, с каким настроением пришел ребенок в детский сад, о чем хочется рассказать друзьям, что ребенок ждет от сегодняшнего дня, если кто-то именинник, то каждый ребенок произносит свои пожелания ему. Темы «Рефлексивных кругов» рекомендуются по «Ситуации месяца», по проектной деятельности, по календарно-тематическому планированию, по обстоятельствам (если, например, в группе произошли  ссора, конфликт). Например, по ситуации месяца «Мальчики и девочки» могут быть следующие темы: «Чем я отличаюсь от мальчиков (девочек)»; «Что влияет на наше настроение?»; «Зачем мы питаемся?»; «Мои добрые поступки по отношению к девочкам (мальчикам)». По проекту «Семья» «Рефлексивный круг» проводится на темы «Я люблю свою семью за …», «Как я забочусь о близких»,  «Наши семейные традиции», «Наши домашние питомцы».

Существует несколько видов рефлексивных кругов:

- личностные. Цель: способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых, развитие речи как средства общения;

- событийные. Цель: осмысление собственных действий и состояний (учатся анализировать и передавать своё отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее);

- творческие. Цель: развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению и т.п.;

- понятийные. Цель: способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека, формирование  умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.

Благодаря технологии «Рефлексивный круг» развивающая предметно-пространственная среда в группе пополнилась планшетом самонаблюдения «Зеркало» (ежедневно дети, приходя в группу, фиксировали свое состояние два раза в день – хорошее настроение или грустное настроение); «Ковриком мира», на котором дети  учились решать конфликты и мириться в начале при помощи взрослого, а затем самостоятельно;  стулом для размышления с песочными часами  для тех воспитанников, кто нарушил правила поведения; «Волшебным телефоном», по которому дети звонили и рассказывали о своих радостях, впечатлениях, мечтах, огорчениях; картотекой  игр и упражнений на формирование эмоционального интеллекта, умения выражать эмоции, на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения. Если говорить о влиянии данной технологии на развитие детей, то здесь с уверенностью можно отметить положительный результат. Дети усвоили социальные нормы, характерные для их возраста. Они не остаются равнодушными к происходящему вокруг, активны, принимают участие в жизни группы, умеют вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми. Также умеют вести диалог, внимательно слушают друг друга и понимают. Дети могут понять причины проявления положительных и отрицательных эмоций сверстников, способны разобраться в своих чувствах и рассказать о собственном состоянии. Робкие, стеснительные, малоговорящие дети стали активными, раскрепощенными.

Список литературы

1. Голованова  Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н. Ф. Голованова. - М.: Речь, 2004.

2. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана – Граф, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста"...

Формирование навыков общения у детей раннего возраста с синдромом Дауна

«Общение – понятие, гораздо более широкое, чем просто говорение. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в...

Круглый стол «Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста»

Представлены доклады педагогов по теме круглого стола...

Консультация для педагогов "РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Сюжетно-ролевая игра развивает у ребенка умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями...

Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии

Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интелектуальном развитии...

Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста.

laquo;Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста»Педагогическими условиями формирования навыков общения у детей раннего возраста в условиях ДОУ являются:Реализ...