Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Дородных Бела Борисовна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosultatsiya_novye_formy_igr.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

                    ГБОУ СОШ №1155 дошкольное отделение

                                     Твардовского 13,корп.1

                                     Консультация

                               для педагогов

       « Нетрадиционные формы организации игровой

   деятельности детей старшего дошкольного возраста»

                                                                       Подготовила :  воспитатель группы №2

                                                                                                                      Дородных Б.Б.

                                                               Москва 2016

      В последние десятилетия проблема детской игры находится в центре внимания многих исследований. В отечественной педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ребенка дошкольного возраста по ориентации в мире действий, отношений, задач и мотивов человеческой деятельности. В своем развитии ребенок проходит этапы, значительно отличающиеся друг от друга. Разница содержится не только в специфике протекания психических процессов, но и в типе ведущей деятельности. Известно ,что ведущая деятельность дошкольника – игра , но, к сожалению , совершенно упускается из виду ,что при обучении и воспитании именно в ней и возможны наибольшие изменения.

     Часто игра рассматривается всего лишь как приятное время провождение, дающее возможность ребенку расслабится ,реализовать свои моторные потребности и само- выразиться. Ребенок проигрывая разные варианты, вырабатывает собственную стратегию поведения. Это отражается  на стадиях развития игровых действий. Имитационные действия ,направленные на предмет в младшем возрасте сменяются действиями, еще связанными с предметами, но имеющими уже динамику ролевых отношений в среднем возрасте. К старшему возрасту игра трансформируется в образную систему  взаимоотношений, окрашенную эмоциональным  переживанием роли.

     Мотивом и результатом игры для детей является сама игра.  Поэтому судить об ее уровне возможно по внешним проявлениям: содержанию, сложности, длительности во времени. При включении игровых моментов в обучение следует помнить об уровне развития игры .Во всех возрастах в игре повышается эффективность познавательных процессов и лучше происходит понимание и усвоение, увеличивается объем памяти.

Возрастной период до года характеризуется становлением первых видов игр. С 3-4 месяцев возникают игры со своим телом. Их первичное содержание составляют : дрыганье ногами, барахтанье ,игра пальцами, крик ,лепет . С 6 месяцев возникают игры с предметами . в них входят хватание  и ударяние  предметами, бросание предметов , комкание мягких предметов. К концу первого года жизни  возникают с окружающими эмоционального характера ,например «Идет коза рогатая» или « По кочкам» . Следующий период от года до 2 лет. В это время ребёнок начинает уже ходит и осваивать пространство, ребёнок с удовольствием  бегает ,лазает. В периоде до 4 лет появляются игры , направленные на осознание своих способностей, ребенок играет со своими органами чувств,в результате постоянно растущих познавательных потребностей возникают игры –экспериментирования ,например как намокает предмет, как смешиваются вещества. В период от 4 до 6 лет возникают подражательные игры я-герой. После 6 лет ребенок вступает в критический возраст, когда она анатомически начинает меняться, меняются зубы, меняются пропорции тела. Большая группа игр связана  с возникновением интереса к собственной умелости. Это игры ловкостные  и акробатические , и уже к семи годам у ребенка появляется стремление к состязанию, он с одной стороны хочет быть вместе с другими детьми , а с другой – выделиться двигательными способностями, так возникают игры борьбы или состязания ,и хоровые игры.

На сегодняшний день детская игра стала другой, поэтому игровую деятельность надо строить с учетом современных  тенденций в ее развитии. Изменилась социальная среда, исчезли дворовые сообщества где дети учились играть, появилась новая игровая реальность в виде компьютерных игр.

 С целью выявления игровых интересов были проведены исследования игры детей старшего дошкольного возраста. По популярности они распределились таким образом

- игры с правилами, настольно-печатные(лото и тд)

- подвижные «Прятки» футбол и тд.

-ролевые «Магазин» «Больница»

-творческие с элементами ряжения

Анализ содержания детской игры показал, что сюжетно-ролевая игра явно уходит из игровой деятельности  старших дошкольников. Особенность игр современных дошкольников состоит в отсутствии профессиональных сюжетов(повар, моряк)т.е. из игр уходит воспроизведение какой либо трудовой деятельности.

Это свидетельствует о том , что игра престала быть средством вхождения в мир взрослых, дети не понимают значимости труда родителей, предпочитая роли телевизионных героев и компьютерных игр. Таким образом , с целью ориентации на специфику игровой деятельности старших дошкольников была поставлена задача поиска новых форм ее организации. Которые позволяют сформировать и закрепить активную позицию по отношению к миру. Опираясь на сферу игровых интересов детей поднять игру на новый более высокий уровень.

Сюжетно ролевая игра «Банк»

Игровые задачи направлены на развитие определенных форм активности ребенка

-социальная активность( воспроизведение в игре профессиональной деятельности взрослых современные профессии менеджер , банкир,

-личностная активность (осуществлять свободу выбора .поиска принятия решений, как потратить деньги, как открыть бизнес)

-творческая активность(выдвижение собственных творческих идей. Придумывание разнообразных сюжетов игры)

Игра расчитана на детей 6-7 лет, работа строится по двум направлениям

  1. Сюжетно ролевая игра
  2. Работа по обогащению игровой деятельности детей

Собственно игровая деятельность сюжетно ролевая игра «Банк» формы проведения организованная игра (совместно с педагогом) когда педагог может включаться в игру с целью обогатить сюжет, разнообразить игровые действия

Может выступать сам в роли банкира, внесение в игру новых предметов. Создание проблемных ситуаций

Самостоятельная ,свободная игровая деятельность детей ребенок сам выбирает что ему нужно для игры, сам создает игровое пространство( открывает магазин или кафе)дальше разворачивается сюжет  по собственному замыслу

    Игровое пространство должно отвечать следующим условиям:

Наличие определенного игрового оборудования с большим разнообразием предметного наполнения

Достаточно высокая  трансформируемость пространства

Сооружение разных объектов для игры предметное наполнение

Письменный стол , стул, телефон, ноутбук, для банкира

Для кассира  касса или сейф, с купюрами

Игровая атрибутика, юбки, пиджаки , галстуки, дипломаты, деньги, кредитные карточки а также материал для открытия собственного бизнеса( Фрукты овощи,для ресторана И т.)

   

       Пространственная игра .

Пространственная игра относится к свободной деятельности. Её главная цель- само движение ребенка  в пространстве .Данный вид игры  выдвигает перед детьми следующие задачи:

- моторно-чувственные переживания своего тела

-изучение своего тела через движение

-освоение структуры и геометрии пространства

-получение положительного эмоционального заряда за счет сброса психологического напряжения

-осуществление двигательного взаимодействия детей друг с другом , установление согласованных действий.

Условия проведения : создается свободное  неорганизованное пространство и дается возможность детям действовать с ним по своему усмотрению. Обязательно наличие  в нем большого количества неоформленных предметов крупных размеров, которые ребенок сможет трансформировать и легко перемещать. Это могут быть мягкие модули, трансформеры, сухой бассейн.маты из поролона. Данный вид деятельности подходит не только в старшем , но и в младшем возрасте.

          Создание игровых образов детьми.

Оно включает в себя две формы организации

-создание игрового персонажа совместно со взрослым

- самостоятельное создание образа детьми игра-фантазирование

1. создание игрового персонажа  -цель данной работы – работы расширить опыт ребенка через новые формы взаимодействия со взрослым . Ребенок в паре принимает роль инициатора, а взрослый «спускается» в пассивную позицию

Совместная работа по созданию образа решает следующие задачи :

-ребенок получает опыт и возможности перевоплощения

-происходит реализация его собственных чувственных переживаний

-развивается умение выражать свои представления в словесном плане и доносить их до партнера по деятельности

-открывается новая позиция взаимодействия на «равных» между взрослым и ребенком

Условия проведения: необходимо свободное помещение  с зеркалами во весь рост, это важно, ребенок должен видеть  как меняется его образ. для создания образа необходимы столики по количеству пар или команд, с нужными атрибутами (шапочки ,бантики, веревочки итд)совместная работа  каждая пара выбирает себе столик для деятельности ,ребенок объясняет взрослому кем хочет быть и как должен выглядеть персонаж .работа с гримом взрослый помогает ребенку перевоплотиться, создание костюма ребенок придумывает как будет одет его персонаж ,вместе рассматривают материалы и решают что сделать

       Игра –фантазирование «Кто ты?»

Цель: развивать творческое воображение ребенка через создание игрового образа в процессе игры –фантазирования ребенок решает следующие задачи

- поиск способа воплощения собственного замысла через атрибутику

-обозначение своего образа в словесном плане

-снятие страха публичных выступлений

-получение нового опыта взаимодействия с группой ,умение быть интересным, отвечать на вопросы

 Условия проведения :создание предметной среды грим разнообразные элементы костюмов

Игра может проводится с целой группой или подгруппой, дети делятся на участников и зрителей. Участники проходят за ширму ,важно чтоб персонаж был сюрпризом для других. Когда образы готовы воспитатель может сказать «К нам прибыл необычный герой,расскажи кто ты?» ребенок появляется из за ширмы как артист, далее следует рассказ о себе и отвечает на вопросы, «Кто ты?» «Откуда» составление таких рассказов способствует развитию речи.  В результате ребенок получает возможность выразить себя таким ,каким хотелось бы увидеть себя другим и изменить свое эмоциональное состояние .

 Режиссерская игра «построй свой мир» -игра создана для осуществления собственных замыслов в режиссерских постройках. Ребенком создается мир, режиссерская игра позволяет решить задачи

- получать много первичных знаний о мире ,затем на этой почве формируется обобщенная система и ребенок открывает свою концепцию мира.

-уравнивать детей в возможностях с различными индивидуальными особенностями

-обмениваться опытом

Условия проведения :

Ребенку предлагается мелкий игровой материал на открытых полках все предметы группируются, чтобы облегчить задачу детям для создания собственного мира

-обычные люди (куклы) необычные люди (Роботы, транформеры), дикие животные, мебель кукольная, элементы улиц (светофоры, дома. Тротуары)поезда .самолеты и т.д

Для работы потребуются два стола . Детям предлагается рассмотреть все лотки с предметами .Создание миров может быть свободным или тематическим. В зависимости от этого даются инструкции «Построй что захочешь» или «Построй детский городок какой захочешь» тематика миров может быть разной « Подводный мир» , «Детский городок», « Мир растений», «Моя улица»ит.д.

   Новые формы игровой деятельности позволят сформировать и закрепить активную позицию по отношению к миру и поднять игру на более высокий  и новый уровень развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста "На границе"

Рассмотрены педагогические возможности игровой деятельности в патриотическом воспитании старших дошкольников....

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

Методика организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Методика организации игровой деятельности в каждой возрастной группе имеет свои особенности....

Проект программы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Пикник на природе»

Дети вместе с родителями любят проводить время  на природе, поэтому проигрывая знакомые ситуации, они расширяют и закрепляют представления о правилах поведения на природе и учатся соблюдать их.Иг...

Методическая консультация для воспитателей детского сада "Современные формы организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Педагоги и психологи, опираясь на знания об особенностях психологического развития детей старшего дошкольного возраста и в соответствии с ФГОС, большое значение уделяются развитию у детей 5-7 лет нрав...