Главные вкладки

    Актуальность применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
    учебно-методический материал на тему

    Газизова Венера Ромазановна

    Уважаемые коллеги.Если вы хотите чтобы ребенок шел в детский сад с удовольствием,активно работал,удивлялся и радовался ,а не пассивно сидел. начните использовать в своей работе элементы ТРИЗ.Это преэже всего дидактические игры,нетрадиционные техники по изодеятельности. И вы станете свидетелем того,как ваши дети превращаются в творческие личности,которым по плечу решение любой проблемы и задачи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл aktualnost_triz_v_dou.docx20.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Актуальность применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.

    «Духовная жизнь ребенка полноценна, лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он запущенный цветок».

    В. А. Сухомлинский

    Мы живем в стремительно меняющемся мире,а информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многое требует от нас. Быстро ориентироваться, быстро обучаться .Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся»на него творческих задач это касается не только профессиональной и научной деятельности но и бытовой жизни.Как научить детей полноценно жить в динамичном быстро меняющемся мире. Обществу нужны люди интелектуально смелые,самостоятельные,оригинально мыслящие,творческие,умеющие принимать нестандартные решения и не  боящиеся этого.Жизнь постоянно ставит перед нами задачи,и от из решения зависит наша судьба. Как воспитать личность легко умеющую разрешать возникшие проблемы?

    Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.  Дети получают информацию и анализируют ее с самого рождения.    

    Традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

    Не секрет, что традиционное образование основывается на обычной и ёмкой схеме "знания - умения - навыки" или «услышал - запомнил - повторил – применил». В результате уже в детском саду у ребёнка формируются стереотипы мышления и поведения. Возникает привычка мыслить по устоявшимся канонам, на основе уже опробованного опыта. В результате многократного повторения бытовых или учебных ситуаций вырабатывается условный рефлекс поведения, когда задача выступает как раздражитель. Всё в мире меняется, и появление новых условий или проблем обязательно потребует иных способов действия, тогда как инерция заставляет действовать по-старому до тех пор, пока не сформируется новый рефлекс.

    Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

    Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения (дидактические игры, конструкторы и игрушки-трансформеры, занятия-путешествия). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?

    Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период  для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Развитие интелектуальных способностей. Под интеллектуальным развитием понимают - уровень развития умcтвенных споcобностей и операций, имея в виду запаc знаний и развитие познавательных процесcов (память, мышление, воображение) и т.д.

    С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одно из направлений развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста является использование технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Автор ТРИЗ – Альтшуллер Г.С. Он создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей творчеcкое мышление, его гибкость, диапазон, сиcтемность, оригинальность и многие другие качества. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления 

    ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и развивать ребенка под девизом «творчество всем». Ее целью является, с одной стороны, развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны, развитие речи и творческого воображения, поисковой активности, стремления к новизне. ТРИЗ дает возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартному мышлению. А еще, что немало важно, ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Около 30 лет в детских садах России осваивают ТРИЗ. В настоящее время основным вопросом, стоящим перед дошкольным образованием, стал вопрос: Чему и как учить сегодня ребенка-дошкольника?

    В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления. Данная педагогическая образовательная форма деятельности в дошкольном учреждении представляет собой универсальную технологию анализа и решения проблем.

    Использование педагогами элементов технологии ТРИЗ в процессе организованной образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, способствует расширению границ детского мышления, формированию у воспитанников интеллектуальной гибкости, желания самостоятельно мыслить, выходить за рамки конкретной практической задачи. ТРИЗ предусматривает руководство мышлением ребенка в ходе решения задачи. При этом педагог не просто тренирует интеллект и не дает готовых ответов, а направляет мыслительный процесс ребенка опять же с помощью определенных приемов, методов к достижению поставленной цели (предлагает, демонстрирует приемы и способы «рассуждения»).

    Программа ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.

    С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь нам, воспитателям и детям, увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.

    Думать – значит вспоминать. Наши воспоминания о собственном детстве, к примеру, помогают подобрать ключик к пониманию детского мировосприятия. А это настоящий каскад фантазии, изобретательства, хорошего упрямства, всего того, что мы объединяем в выражение «мир детства». Нам нужно увидеть, раскрыть смысл детского озарения и поощрить, подтолкнуть их к дальнейшим творческим прозрениям.

    Согласитесь, не случаен детский феномен: после первых слов мама, папа, бабушка, у ребенка вдруг вырывается «Я сам». Можно долго рассуждать об истоках этого явления. Но гораздо важнее усмотреть здесь первый прорыв к творчеству, к самостоятельности, инициативе. Первое стремление к творчеству, пожалуй, - самое ценное, что может проявиться в человеке.

    В изобретательских «ТРИЗовских» играх элементы, придуманные детским воображением («наоборот», «хорошо – плохо», различные перевертыши, небылицы), используются для таких серьезных «взрослых» вещей, как разрешение противоречий, функциональный анализ, метод фокальных объектов. Сложно? Поверьте, только до первого знакомства с ТРИЗ. Далее этот процесс пойдет на уровне управления знакомой игрушкой. Дети все эти диалектические задачи решают легко и просто, даже не вникая до поры до времени в терминологию. Диалектика у них заложена с рождения. Дети в нее просто играют. И нам, воспитателям, остается играть вместе с ними. Ведь один из главных принципов ТРИЗ – совместное творчество, где педагог старается уступить дорогу детям, идет вместе с ними и учится логике мышления.

    Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу давать готовый ответ. Необходимо побудить ребенка к рассуждению и с помощью наводящих вопросов подвести его к самостоятельному ответу. Если же ребенок не задает вопроса, то педагог должен открыть перед ним суть противоречия и поставить его в проблемную ситуацию.

    Мыслить ребенок начинает тогда, когда видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель должен побуждать ребенка находить противоречия и учить их разрешать. Для этого существует целая система игровых и сказочных задач. Например, возьмем задачу «Как можно перенести воду в решете?» Рассуждения строятся следующим образом: перенести воду в решете нельзя, так как она вытечет. Значит, надо изменить какой-то из объектов: или устранить отверстия в решете, или изменить состояние воды. Изменить воду можно, заморозив ее и превратив в лед. Решение задачи: перенести воду в решете можно в виде льда. Или возьмем другой пример — свойства зонтика. Для того чтобы защитить от дождя, зонтик должен быть большим, но для удобства пользования им он должен быть маленьким. Может ли зонт быть большим и маленьким одновременно? Задача решается с помощью разделения во времени противоречивых требований к зонту: сложенный зонт — маленький; развернутый — большой.

    В программе ТРИЗ собрано много аналогичных проблемных ситуаций и противоречий, однако опытные педагоги умеют находить противоречия в окружающих объектах природного и предметного мира и использовать их в работе с детьми. Основная задача педагога — учить детей искать и находить свое решение, придумывать что-то новое. Использование ТРИЗ в работе с детьми, помогает не только в развитии творческих способностей, но и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.

    Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

    ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей,

    ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,

    ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.

    ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

    Как и почему люди становятся гениями – неизвестно. Но почти все гении, по крайней мере, обладают двумя общими качествами: они постоянно стремятся к достижению какой-либо цели и с самого детства чувствуют себя уверенно и спокойно. Причина их замечательного развития связана с тем, что их поощряли в раннем детстве и способствовали развитию способностей. Так давайте же и мы будем развивать своих детей, чтобы они выросли творческими личностями. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

    В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

    Актуальность применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.

    Уважаемые коллеги. Эта статья базируется на многолетнем практическом опыте обучения и воспитания детей. Если вы хотите, чтобы ребенок шел в детский сад с удовольствием, на занятиях активно работал, уд...

    Применение методов и приёмов триз в работе с детьми дошкольного возраста

    laquo; Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сна, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок»...

    Применение методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.

    Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...

    АКТУАЛЬНОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .

    Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных техноло...

    ТРИЗ. Применение методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

    Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиск...

    Применение методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

    Применение методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста...