Диагностические методики для изучения интересов дошкольников
методическая разработка на тему

Цель: изучение интересов детей; изучение отношения родителей к творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_metodiki.odt31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические методики для изучения интересов дошкольников

1. Анкетирование родителей

Цель: изучение интересов детей; изучение отношения родителей к творчеству.

Анкета состоит из 14 вопросов.

Уважаемые родители, заполните, пожалуйста, данную анкету. С Вашей помощью мы сможем лучше узнать Вашего ребёнка.  Полученные результаты будут способствовать улучшению организации педагогического процесса.

1. Укажите фамилию и имя Вашего ребёнка

2. Отметьте (подчеркните), что наиболее увлекает Вашего ребёнка: рисование, лепка, аппликация, музыка, книги, животные, растения, конструирование, игры (подвижные, настольные, сюжетно-ролевые), эксперименты и опыты или что-то другое (укажите что)

3. Что рисует Ваш ребёнок чаще всего (подчеркните): людей, войну, принцесс, здания, технику, животных, космос, природу или что-то другое (укажите что)

Чем рисует Ваш ребёнок чаще всего (подчеркните): краски, мелки, тушь, карандаши, фломастеры? Другие материалы (укажите)

4. Какую музыку чаще слушает Ваш ребёнок (подчеркните): популярную, детскую, классическую или какую-то другую (укажите)

Если у Вашего ребёнка есть любимая песня, то укажите её

Любит ли танцевать (да / нет – подчеркните)? Сочиняет ли музыку (да / нет- подчеркните)? Любит ли петь (да / нет – подчеркните)?

        5. Какую литературу предпочитает Ваш ребёнок (подчеркните): сказки, приключения, рассказы о природе, комиксы, стихи или что-то другое (укажите что)

Если есть любимое литературное произведение у Вашего ребёнка, то укажите, какое

        6. Привлекают ли Вашего ребёнка лужи, снег, вода, песок, магниты, камни, палки и другие предметы (укажите какие) в целях игры, эксперимента? Если – да, подчеркните что. Насколько сильно привлекают? (обведите цифру): 0  1  2  3  (0 – абсолютно не привлекают, 1 – привлекают редко, 2 – привлекают время от времени, 3 – очень часто привлекают).

7. В какой мере Вы считаете активным своего ребёнка (обведите цифру): 0  1  2  3  (0 – абсолютно не активен, 1 – активен в редких случаях, 2 – время от времени активен, 3 – очень активен). Какой характер носит активность: физическая или интеллектуальная (подчеркните).

        8. В какой мере Вы считаете самостоятельным своего ребёнка (обведите цифру): 0  1  2  3 (0 – абсолютно ничего сам сделать не может, 1 – самостоятельность проявляет редко, 2 – что-то может сделать самостоятельно, 3 – постоянно проявляет самостоятельность).

  1. Как Вы реагируете на «внештатные» ситуации, связанные с фантазией и экспериментами Вашего ребёнка? Подчеркните наиболее близкое Вам утверждение: 1 – мне это очень не нравится, я не понимаю смысла в бесполезном выдумывании и фантазировании, иногда ругаю ребёнка в подобных ситуациях; 2 – стараюсь относиться к данным ситуациям спокойно, так как все мы родом из детства, но не всегда получается; 3 – иногда мы с ребёнком вместе что-нибудь сочиняем и экспериментируем. Возможная дополнительная информация

        10. Какое из направлений развития Вашего ребёнка Вы считаете наиболее значимым (подчеркните): интеллектуальное, социально-нравственное, эстетическое, физическое, развитие творчества?

        11. Подчеркните 5 наиболее подходящих характеристик, по Вашему мнению, для определения творческого человека:

- активность; - авантюризм; - безответственность; - весёлость; - впечатлительность; - горячность; - гордость; - избалованность; - инициативность; - индивидуализм; - мрачность; - мечтательность; - находчивость; - независимость; - нелюдимость; - неуправляемость; - общительность; - поверхностность; - практичность; - предприимчивость; - самостоятельность; - смелость; - усердие; - целеустремлённость; - чувствительность. Возможные дополнительные характеристики творческого человека (укажите)

        12. В какой мере Вы считаете себя человеком творческим (обведите цифру): 0  1  2  3 (0 – абсолютно не творческий, 1 – чуть-чуть творческий, 2 – творческий в меру, 3 – очень творческий).

        13. В какой мере Вы можете назвать своего ребёнка творческим человеком (обведите цифру): 0  1  2  3 (0 – абсолютно не творческий, 1 – чуть-чуть творческий, 2 – творческий в меру, 3 – очень творческий).

        14. Хотели бы Вы, чтобы у Вас был творческий ребёнок? Да / нет – подчеркните.

Вопросы 9, 10, 11, 14 направлены на отношение родителей к творчеству, вопросы 2, 3, 4, 5 направлены на изучение индивидуальных особенностей ребёнка (интересов) – анализ качественный. Вопросы 6, 7, 8, 13 определяют уровень креативности (по личностным характеристикам детей) – мнение родителей. Анализ количественный: 0 - 3 – низкий, 4 - 7 – средний, 8 -12 – высокий.

2. Беседа о творчестве

Цель: выявление отношения к творчеству (вопросы 3, 4, 5) и представление ребёнка о творчестве (вопросы 1, 2, 4).

Вопросы беседы:

  • Как ты думаешь, что такое фантазия? А творчество что такое?
  • Кто может заниматься сочинять, придумывать, фантазировать?
  • Ты когда-нибудь сочинял, придумывал, фантазировал? Что?
  • Можно ли научиться сочинять, придумывать? Как?
  • Хотел бы ты придумывать, сочинять?

Вопросы 1, 2, 4 (представление) обрабатываются следующим образом: 0 – ребёнок не отвечает; 1 – отвечает примерно; 2 – даёт развёрнутый ответ. Если ребёнок набирает 0 – 2 баллов его уровень представлений о творчестве низкий, 3 – 4 балла – средний, 5 – 6 баллов – высокий.

За каждый утвердительный ответ на вопросы 3, 4, 5 (отношение) – 1 балл. Если ребёнок набирает 3 балла его уровень отношения высокий, 2 – средний, 0 – 1 – низкий.

3.«Деятельность в картинках»

Цель: определение предпочтений ребёнка в выборе  вида деятельности.

Пред ребёнком раскладываются пять листов с сериями тематических картинок: «изобразительная деятельность», «музыкальная деятельность», «экспериментирование», «литературная деятельность» и «игровая деятельность» (см цветную вклейку 2, часть 3 пособия) и даётся следующая инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки и выбери, пожалуйста, то занятие, которым тебе хотелось бы больше всего заниматься». После того, как ребёнок сделал выбор, экспериментатор откладывает выбранную картинку и повторяет ту же инструкцию относительно оставшихся картинок.

Для того чтобы выявить является ли предпочтение определённого вида деятельности устойчивым, рекомендуется использовать данный метод не менее трёх раз в течение недели.

Таким образом, можно проранжировать предпочитаемые ребёнком виды деятельности (от наиболее предпочитаемого к менее предпочитаемому). Это позволит спроектировать варианты интегрированных занятий, учитывая интересы детей.

4. Наблюдение за ребёнком

Цель: определение способности к творчеству у детей.

Детей необходимо наблюдать в свободной деятельности и на занятиях примерно в течение недели.

Наблюдение осуществляется по следующим критериям:

  • активность (интенсивность действий во время различных видов деятельности);
  • самостоятельность (выполнение действий, решение каких-либо задач своими силами без привлечения помощи взрослых или сверстников);
  • инициативность (внутренне побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии);
  • нестандартность, оригинальность (поведение, идеи, действия, которые отличаются, выделяются на общем фоне группы);
  • упорство в достижении результата (настойчивость в решении задач различного рода);
  • любознательность (активность, направленная на познание окружающего мира; вопросы: «почему», «что это» и т.д.);
  • сензитивность к новым стимулам, высокая избирательность (выбор из окружающего поля значимых предметов и явлений, их свойств; интерес к определённым объектам, предметам, явлениям, субъектам);
  • качество продуктов деятельности (показатели по содержанию и форме продуктов деятельности).

Баллы и другие сведения, полученные в ходе наблюдения за ребёнком, фиксируются в специальных картах-бланках.

Карта наблюдения за ребёнком.

Ф. И. ребёнка ___________________________________

Критерии наблюдения (баллы):

  • активность (интенсивность действий во время различных видов деятельности; м. б. физической и интеллектуальной);
  • самостоятельность (выполнение действий, решение каких-либо задач своими силами без привлечения помощи взрослых или сверстников);
  • инициативность (внутренне побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии);
  • нестандартность, оригинальность (поведение, идеи, действия, которые отличаются, выделяются на общем фоне группы);
  • упорство в достижении результата (настойчивость в решении задач различного рода);
  • любознательность (активность, направленная на познания окружающего мира; может проявляться в вопросах: «почему», «что это» и т.д.);
  • сензитивность к новым стимулам, высокая избирательность (выбор из окружающего поля значимых предметов и явлений, их свойств; интерес к определённым объектам, предметам, явлениям, субъектам);
  • качество продуктов деятельности (показатели по содержанию и форме продуктов деятельности).

Дополнительные критерии:

  • предпочитаемые партнёры в различных видах деятельности:
  • наиболее часто предпочитаемый вид детской деятельности:
  • наиболее приемлемая для ребёнка форма работы: коллективная, подгрупповая, индивидуальная (в какой форме ребёнок проявляет большую активность, эмоциональную удовлетворённость, продуктивность).
  • Дополнительные сведения

Обработка результатов по первым 8-ми критериям осуществляется количественная: за каждое «высокая» (-ий, -ая) – 2 балла, «средняя» (-ий, -ая) – 1 балл, «низкая»  (-ий, -ая) – 0 баллов. Дети, набравшие 12 – 16 баллов могут считаться (условно) наиболее способными к творческой деятельности, 6 – 11 – способности к творчеству средние, 0 – 5 – наименее способные к творчеству.

5. Экспресс-диагностика игровой деятельности

Ведущим методом экспресс-диагностики является наблюдение. Воспитатель осуществляет наблюдение за самостоятельными играми детей. Результаты  наблюдения за поведением ребенка фиксируются при помощи диагностической карты.Наблюдение за играми детей, организуется по следующим параметрам:

  • Любят ли дети играть? (стремление играть, увлеченность игрой, эмоциональный фон игры)
  • Какие сюжетно-ролевые и режиссерские игры являются любимыми у детей?
  • Достаточно ли детям времени, которое отводится для игры?
  • С какими игрушками дети любят играть больше всего?
  • Насколько продолжительны игры?
  • Насколько разнообразны сюжеты игр?
  • Есть ли у ребенка любимые роли? Как часто он обращается к ним? С чем связано частое обращение к этим ролям?
  • Есть ли в группе дети, которые  постоянно играют вместе? С чем это связано? Какие отношения сложились между ними?
  • Есть ли группе дети, которые играют в одиночку? С чем это связано?
  • В чем заключаются индивидуальные проявления ребенка в игровой деятельности: любит сочинять сюжеты, любит разыгрывать роли, стремится быть организатором игр?

Данные наблюдения могут быть при необходимости дополнены диагностическими ситуациями. Диагностические ситуации создаются в том случае, если необходимые для регистрации проявления детей в игре не выявляются методом наблюдения. Диагностические ситуации носят проблемно-игровой характер, основанный на задачах образовательной программы. Диагностические ситуации включаются в педагогический процесс по мере решения задач развития игровой деятельности детей.

Источник

«Педагогическая диагностика КАК ИНСТРУМЕНТ

ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Научно-методическое пособие, Издательство «СОЮЗ» 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методики для оценки развития познавательного интереса дошкольников.

Диагностические методики для детей старшего дошкольного возраста....

Диагностические методики для изучения поисково-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

В данную публикацию включены диагностические методики для определения предпочитаемого вида деятельности, выявления места исследовательской де­ятельности в системе ценностных ориентации дошко...

Комплект диагностических методик для изучения развития речи детей младшего дошкольного возраста

Комплекс дидактических игр по развитию речи для диагностики детей младшего дошкольного возраста...

Картотека диагностических методик на изучение произвольности, саморегуляции, способности действовать по образцу, способности к обучению.

Диагностические методики, представленные в данном материале, широко используются при изучении уровня развития произвольной саморегуляции, готовности к учебной деятельности детей 5-7 лет....

Диагностические методики для изучения познавательных процессов детей дошкольного возраста.

В данном материале размещены диагностические методики для изучения познавательных процессов детей дошкольного возраста....

Сборник диагностических методик по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников

Название методики, автор: Методика «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс) Методика «Изучение осознания нравственных норм&r...