Главные вкладки

    Статья "Музыкально-дидактические игры для развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста"
    статья на тему

    МАЙНИЧ ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА

    В статье описывается организация музыкально-дидактических игр с дошкольниками

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx15.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Майнич Елена Геннадьевна,

    музыкальный руководитель,

    МБДОУ №52, г.Канск, Красноярский край

    Музыкально-дидактические игры для развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста

    Работая музыкальным руководителем в детском саду, накопила богатый практический материал по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Возникла необходимость систематизировать разные виды игр и создать картотеку, которую  педагоги могли применить в образовательной деятельности.

    Цель музыкально-дидактических игр: способствовать развитию музыкальной деятельности детей.

    Задачи:

    • развитие музыкально-творческих способностей (слуха, ритма, памяти, музыкального творчества, различение высоты и длительности звуков);
    • формирование представлений о жанрах музыки, тембрах музыкальных инструментов, динамике, длинных и коротких звуках, о движении мелодии;
    • создание условий для проявления интереса и желания использовать игры в самостоятельной игровой деятельности;
    • воспитание умения ценить и понимать музыку.

    Картотека музыкально-дидактических игр

    Музыкальное лото. Игра для развития звуковысотного слуха.  

    Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).

    Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

    Определи по ритму. Игра на развитие чувства ритма.

    Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские ударные музыкальные инструменты (ложки, угольник, барабан, муз. колпачки, молоточки и др.). Каждому дают по 2-3 карточки.

    Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

    При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3-4).

    Учитесь танцевать. Игра на развитие чувства ритма.     

    Игровой материал: большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

    Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит педагог и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

    При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

    Ритмические полоски     ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА

    Игровой материал. Фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян, триола)

    Ход игры. Педагог-ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок должен выложить его карточками на фланелеграфе.

    Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий будет выкладывать ритмический рисунок на столе.

    Определи инструмент. Игра на развитие тембрового слуха.   

    Игровой материал: бубен, металлофон, треугольник (каждого инструмента по два), колокольчик, четыре деревянные ложки.

    Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

    Наши песни. Игра для развития памяти и слуха

    Игровой материал: карточки-картинки (по числу играющих),   иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, магнитофон с записями, фишки.

    Ход игры. Детям раздают по 2-3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне, на фортепиано или в грамзаписи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.

    Три танца. Игра для развития памяти и слуха.   

    Игровой материал: музыка вальса, польки, плясовой; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.

    Ход игры. Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано (в записи) танцы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.

    Громко - тихо запоем. Игра на развитие динамического слуха.

    Игровой материал: любая игрушка.                                            

    Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста

    Игры для развития речи  детей старшего возраста.  Можно использовать, как методические рекомендации  в уголок для родителей и воспитателей...

    Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса....

    Методическая копилка «Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

    Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста...

    Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста

    игры и упражнения для развития речи детей...

    Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    В данной методической разработке приводятся примеры  игровых упражнений, направленных на развитие лексико-грамматических средств языка....

    Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    В данной презентации приводится перечень игр и упражнений, которые педагоги и родители могут использовать в целях коррекции внимания детей с ЗПР....

    Практико-ориентированный проект "Развитие музыкальности детей старшего дошкольного возраста посредством певческойдеятельности"

    В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей....