Главные вкладки

    Проект на тему « С.С. Прокофьев. 125 лет со дня рождения »
    проект по теме

    Неволяни Вера Вадимовна

    План реализации проекта "С.С.Прокофьев. 125 лет со дня рождения"

    Цель:

    Создать благоприятные условия для знакомства учащихся с творчеством композитора С.С. Прокофьева, его произведениями «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам» и «Петя и волк» из цикла «Детская музыка».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное   учреждение

     детский   сад села Нижнетроицкий муниципального района Туймазинский район

    Республики Башкортостан

    Проект

     на тему

    « С.С. Прокофьев. 125 лет со дня рождения »

    Музыкальный руководитель: Неволяни В.В.

    2016г.

    Цель:

    Создать благоприятные условия для знакомства учащихся с творчеством композитора С.С. Прокофьева, его произведениями «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам» и «Петя и волк» из цикла «Детская музыка».

    Задачи:

    Воспитательные:

    1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у воспитанников;
    2. Формирование умения анализировать музыку;
    3. Формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований;
    4. Формирование интереса к творчеству и к музыке С. С. Прокофьева.

    Образовательные:

    1. Формирование знаний о творчестве С. С. Прокофьева и его музыкальном наследии;
    2. Формирование умения внимательно слушать музыку С.С. Прокофьева;
    3. Формирование умения воспринимать музыкальные произведения «Марш» и «Петя и волк» С. С. Прокофьева и выражать своё отношение к прослушанным произведениям.

    Развивающие:

    1. Развитие музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство);
    2. Развитие умения анализировать музыкальные произведения;
    3. Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке С.С. Прокофьева через музыкально – творческую деятельность и музыкально-исполнительскую деятельность.

    План проекта:

    Дни недели

    Цель занятия

    Предварительная работа

    Занятие с детьми

    Понедельник

    Познакомить воспитанников с личностью Прокофьева С.С.

    Беседа с детьми:

     «О Прокофьеве Сергее Сергеевиче - детям».

    Вторник

    Познакомить воспитанников с произведениями композитора.

    Беседа с детьми:

     «Детская Музыка» Прокофьева С.С.

    Среда

    Формирование понятия у детей "выразительность звучания музыкальной речи".

    Прослушивание Симфонической сказки «Петя и Волк».

    Беседа с детьми:

    Симфоническая сказка «Петя и волк».

    Четверг

    Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев произведения.

    Прослушивание оперы  «Любовь к трем апельсинам».

    Беседа с детьми: «Любовь к трем апельсинам».

    Пятница

    Расширить  знания детей о произведениях композитора С.С.Прокофьева.

    Ознакомление воспитанников с произведениями «Марш», «Полька», «Утро», «Болтунья», «Гавот», «Вальс», «Дождь и радуга», «Ходит месяц над лугами».

    Музыкальная викторина по пьесам С.С. Прокофьева.

    Работа с родителями:

    Консультации: «Сергей Сергеевич Прокофьев – величайший детский композитор ХХ века ».

    Совместная деятельность родителей и детей:

    Совместное  прослушивание беседа детей и родителей произведений С.С. Прокофьева дома.

    Предполагаемый результат:

    Дети получат знания о творчестве и жизни композитора. Познакомятся с произведениями Прокофьева, научатся слушать, узнавать и характеризовать то или иное звучание мелодии. Познакомятся с музыкальными инструментами, которые звучат в произведениях и научатся их различать.



    Предварительный просмотр:

    СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВC:\Users\Маргарита\Desktop\music-background-pictures-22.jpg

    – ВЕЛИЧАЙШИЙ ДЕТСКИЙ КОМПОЗИТОР XX ВЕКА

    C:\Users\Маргарита\Desktop\Sergei_Sergeyevich_Prokofiev-4.jpg

    XX век – тяжелое время, когда происходили страшные войны и великие завоевания науки, когда мир погружался в апатию и вновь восставал из пепла.

    Век, когда люди теряли и снова находили искусство, когда рождалась новая музыка, новая живопись, новая картина вселенной.

    Многое из того, что было ценно раньше, терялось или утрачивало свое значение, уступая место чему-то новому, не всегда лучшему.

    Век, когда классические мелодии начали звучать тише, менее ярко для людей взрослых, но в то же время раскрыли свой удивительный потенциал для юного поколения. Можно даже сказать, что в определенном смысле, начиная с XX века, классика утратила нечто важное для взрослых, но как-то особенно живо зазвучала для детей.

    Тому порукой популярность мелодий Чайковского и Моцарта, неумолкающий ажиотаж, возникающий вокруг мультипликационных творений студии «Дисней», работы которой ценны именно той самой музыкой, звучащей для сказочных героев, и тех, кому раскрывают экраны их истории.

    Есть и много иных примеров, а самый значительный – музыка Сергея Сергеевича Прокофьева, композитора, чей напряженный и нелегкий труд сделал его одним из самых, если не самым, узнаваемых, цитируемых, исполняемых композиторов XX столетия.

    Конечно, Прокофьев сделал очень и очень много для «взрослой» музыки своего времени, но то, что он сделал как детский композитор, невообразимо ценнее.

    КОМПОЗИТОР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХC:\Users\Маргарита\Desktop\music-background-pictures-22.jpg

    Сергей Сергеевич Прокофьев – фигура заметная среди музыкантов двадцатого столетия. Он был самым знаменитым композитором Советского Союза и в то же время стал одним из самых значительных музыкантов для всего мира.Гениальная музыка - новая, необычная, экспрессивная и своевольная

    Он создавал музыку, простую и сложную, в чем-то очень близкую ушедшему «золотому веку» классики, а в чем-то невообразимо далекую, даже диссонансную, он всегда искал новое, развивался, делал свое звучание ни на что не похожим.

    За это Прокофьева любили, боготворили, им восхищались, на его концертах всегда собирались полные залы. И вместе с тем порой он был столь нов и своеволен, что его не понимали, да так, что однажды на одном из концертов половина зала встала и ушла, а в другой раз композитора чуть не объявили врагом советского народа.

    Но все же он был, он творил, он поражал и радовал. Радовал взрослых и детей, создавал, как Моцарт, как Штраус и Бах, нечто новое, чего никто до него не мог придумать. Для советской музыки Прокофьев стал тем же, чем Глинка стал для музыки русской всего веком ранее.

    «Композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее. Он прежде всего обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему», – так, перекликаясь своими словами с Глинкой, Прокофьев видел свою роль.

    Как детский композитор, Прокофьев был не только изобретателен, мелодичен, поэтичен, ярок, говорят, что он умел, сохраняя в собственном сердце частичку детства, создать музыку, понятную и приятную детскому сердцу, а также тем, кто еще помнил, как это быть ребенком.

    C:\Users\Маргарита\Desktop\music-background-pictures-22.jpg

    НОВАЯ МЕЛОДИЯ ДЛЯ СТАРОЙ СКАЗКИ

    Не менее значительным, но более зрелым и, пожалуй, более ярким, намного более известным произведением Прокофьева стала «Золушка».

    Этот балет, динамичный, отмеченный элементами красивой музыки романтизма, которую освоил и дополнил к тому времени автор, был словно глоток свежего воздуха, когда над миром сгущались тучи.

    «Золушка» вышла в 1945 году, когда в мире затихал пожар великой войны, она будто призывала возродиться, отринуть из сердца тьму и улыбнуться новой жизни. Ее гармоническое и нежное звучание, воодушевляющий мотив светлой сказки Шарля Перро и отличная постановка дали старой истории новое, жизнеутверждающее начало.

    УРАЛЬСКИЕ СКАЗЫ

    Последняя детская работа Сергея Сергеевича вышла уже после его смерти, говорят, что даже в сам роковой день он работал над оркестровкой номеров «Каменного цветка».Великолепный пианист, талантливейший композитор, Прокофьев заставлял слушателей вернуться мысленно в детство

    Звучные и ни на что не похожие, но почему-то очень близкие многим, вызывающие чувство соприкосновения с чем-то загадочным и прекрасным, мелодии этого произведения дали музыкальную жизнь не менее необычным и ни на что не похожим уральским сказам П.П. Бажова.

    Музыка Прокофьева, которой он не услышал на сцене, и сказочные, заповедные мотивы «Малахитовой шкатулки», «Горного мастера», «Каменного цветка» стали основой действительно уникального балета, раскрывающего не только удивительные грани музыкального искусства, но также мир сокрытых легенд Уральских Гор, ставший доступным и близким юным слушателям, и слушателям, сохранившим юность духа.

    Сам Прокофьев говорил, что его детская музыка содержит немало важного и светлого для него самого.

    Запахи и звуки детских лет, блуждание месяца по равнинам и крик петуха, что-то близкое и родное времен зари жизни – вот что вкладывал Прокофьев в свою детскую музыку, потому она получалась понятной ему и людям зрелым, но, как и он, сохранившим в сердце частичку детства. Потому она становилась близка детям, чей мир Прокофьев всегда стремился понимать и чувствовать.

    О ПИОНЕРАХ И СЕРЫХ ХИЩНИКАХC:\Users\Маргарита\Desktop\music-background-pictures-22.jpg

    Отдельное значение среди произведений Прокофьева имеет произведение «Петя и волк». Это произведение, где каждый персонаж исполняется отдельным музыкальным инструментом, специально написанное маэстро для детей, впитало в себя все лучшее, что Сергей Сергеевич стремился увековечить в музыке для своего самого чуткого зрителя.

    Простая и поучительная история о дружбе, взаимопомощи, познании мира, о том, как устроено все вокруг и как должен вести себя достойный человек, предстает посредством изящной и очень живой музыки Прокофьева, дополняемой голосом чтеца, эффектно взаимодействующего с различными музыкальными инструментами в этой симфонической сказке.

    Премьера произведения состоялась в 1936 году, можно сказать, создав сказку для детей о юном пионере, Прокофьев продемонстрировал, что вернулся на родину навсегда.

    Важную роль чтеца в первой версии «Пети и волка» исполнила Наталия Сац, которая не только обладала прекрасным исполнительским талантом, но и была первой в мире женщиной оперным режиссером.

    В дальнейшем произведение Прокофьева, снискавшее мировую славу, ставшее близким и понятным детям всей Земли, неоднократно переиздавалось, получало воплощение на сцене, на экранах, на радио.

    «Петя и волк» воплотился в качестве мультфильма студии «Дисней», благодаря чему немного измененный советский пионер стал в один ряд со всемирно известными сказочными героями, которым студия дала лучшее анимационное рождение.

    Выходили джазовые, блюзовые, роковые вариации симфонической сказки, в 1978 году в роли чтеца «Пети и волка» выступил рок-идол Девид Боуи, а короткометражный мультфильм по сказке Прокофьева завоевал золотого рыцаря «Оскара» совсем недавно – в 2007 году.

    Отдельное значение имеет педагогическая ценность «Пети и волка» – симфоническая сказка используется, как и многие произведения Прокофьева, для обучения юных музыкантов в специализированных школах, но, кроме того, история о приключениях смелого и доброго пионера почти с самого своего появления стала элементом общеобразовательной школьной программы по музыке.

    Сказка Прокофьева вот уже много лет помогает раскрывать детям таинство музыки, правильный вкус к симфонической классике, представление о морали, об общечеловеческих ценностях.

    В простой и доступной форме Прокофьев сумел воплотить важные и нужные вещи, на иные способы демонстрации которых порой тратятся огромные усилия и пишутся толстые книжные тома.

    САМАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКА

    Помимо «Золушки» и «Каменного цветка», есть еще немало произведений Прокофьева, написанных для детей. Фортепьянная пьеса, мягкая и ностальгическая «Сказки старой бабушки».

    Озорной и динамичный, схожий по своей лихости с «Любовью к трем апельсинам» балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». Серьезная и мудрая «реалистическая» сюита «Зимний костер» на стихи С. Маршака о жизни пионеров. 

    Искрометная песенка-скороговорка «Болтунья», вдохновленная стихами Агнии Барто. Прокофьев творил для детей, будто для себя, – с огромным удовольствием.C:\Users\Маргарита\Desktop\music-background-pictures-22.jpgМножество детских произведений подарил Сергей Прокофьев миру, благодаря своему таланту

    Но есть среди произведений детского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева одно, которое имеет, пожалуй, ценность большую, чем «Каменный цветок» или «Золушка». Фортепьянный цикл «Детская музыка» – 12 пьес, повествующих в неподражаемой светлой и нежной манере автора о буднях детских дней и тех особенных моментах, которые так резко, ярко и неожиданно способны эти будни превратить в сказку, приключение или просто воспоминание на всю жизнь.

    Фортепьянный цикл «Детская музыка» стал настоящим сокровищем для педагогов, обучающих детей управляться с клавишами. Сам Прокофьев – гениальный пианист, сумел создать нечто, доступное в полной мере только детям, предназначенное для детей, которые хотят услышать музыку, собственноручно извлеченную из-за черной крышки пианино.

    Он сделал «Детскую музыку» полностью отвечающей не только возможностям, но и потребностям юного пианиста, изучающего секреты звучания. В фортепьянном цикле сочетается плавность и резкость, переходы ритмов и гармоний, возможность использовать то самые простые, то сложные сочетания клавиш таким образом, чтобы юный виртуоз мог учиться и, учась, улыбаться своим отличным результатам.

    «Детская музыка» – прочувствованная, светлая, наполненная кристальной чистотой и нежностью, необычностью и сказочностью, стала подарком Прокофьева начинающим пианистам и их преподавателям, получившим легкое и удобное средство сохранять внимание своего ученика и развивать способности.

    «Прокофьев – светлый гений, веселый гений русской музыки. Любой жанр, за который брался Прокофьев, является в его руках необычным», – так писал о таланте композитора Борис Асафьев.

    Наверное, именно от того, как он чувствовал детей и детское, как глубоко понимал инструмент, как постоянно трудился над формой, зная, кто есть самый честный и неподкупный критик в мире, Прокофьев и стал величайшим детским композитором XX столетия.



    Предварительный просмотр:

    О Прокофьеве Сергее Сергеевиче – детям. 

    Осенью 1904 года в Петербургскую консерваторию поступал тринадцатилетний мальчик. Ha экзамен он принес с собой огромное количество сочинений, среди которых были оперы, симфонии, много фортепианных пьес. Мальчика звали Сережа Прокофьев. Музыку он начал писать с пяти лет и продолжал это делать всю жизнь, несмотря на трудности, которые выпадают на долю композитора, смело открывающего в искусстве новые мотивы. Музыка Прокофьева это, действительно, новый мир. Его сочинения рождены живым ощущением эпохи. Прокофьев передал в своем творчестве строй чувств современников, стремительный бег нашего времени, острые драматические столкновения и веру в победу светлого начала в жизни.C:\Users\Маргарита\Desktop\Sergei_Prokofiev.jpg

    Сочинения Прокофьева очень различны по темам, образам, по характеру. Музыка его сочувствует человеческому горю, осуждает зло, гневается, радуется и — смеется. В ней оживают перед нами русская история и современность, трагедия и сказка. Сергей Сергеевич Прокофьев оставил сочинения самых разных жанров. Ему принадлежат оперы «Война и мир», «Любовь к трем апельсинам», «Семен Котко», «Обручение в монастыре», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке», кантата «Александр Невский», Музыка к фильму «Иван Грозный», вокальная сказка «Гадкий утенок», симфоническая сказка «Петя и Волк», симфонии, концерты, сонаты и много других произведений, которые теперь звучат во всем мире.

    Прокофьев писал и сложнейшую музыку для взрослых, и детскую, предназначенную для самых маленьких.

    Однажды он написал для детей специальную статью, которую поместил в журнале «Пионер» в 1939 году. Дело было так. Один мальчик прислал в этот журнал письмо с вопросом, может ли наступить момент в развитии музыки, когда иссякнут все мелодии, все певучие сочетания нот? Сергей Сергеевич решил ответить на это письмо. Он утверждал, что мелодическое творчество/ практически неисчерпаемо. Он призывал ребят: «...выучимся любить настоящую, хорошую музыку. А что такое настоящее хорошее? Это не пошленькие песенки, которые нравятся сразу, но назавтра надоедают так, что их невозможно слушать, а та музыка, корни которой лежат в классических сочинениях и народных песнях».

    К такой музыке мы причисляем творчество самого Прокофьева. Его по праву называют классиком XX века.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно - тематическое планирование (старшая группа) по теме: Зимняя каникулярная неделя «Я – Суриков, русский казак…», посвящённая 166-летию со дня рождения В.И. Сурикова.

    Главная задача комплексно - тематического принципа построения образовательного процесса - сделать жизнь детей интересной, связать её с окружающей действительностью....

    Сценарий конкурса Чтецов "День рождения А.Л.Барто", посвященный 105 летию со дня рождения поэтессы.(С использованием ИКТ)

    В методической разработке представлены материалы по организации и проведению конкурса Чтецов ....

    Литературный вечер досуга для детей дошкольного возраста 5-7 лет "160 лет со дня рождения Всеволода Михайловича Гаршина"

    В нашем детском саду не реже, чем один раз в месяц для воспитанников детского сада проводятся литературные вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта. Литературные вечера повышают интере...

    Сценарий праздника «Дня семьи», посвященный 130- летию со дня рождения К.И. Чуковского.

    (совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателей, родителей и детей)...

    К 125 - летию со дня рождения Сергея Прокофьева

    К 125 - летию со дня рождения Сергея Прокофьева23 апреля 2016 года исполнилось 125 лет со дня рождения одного из наиболее значимых композиторов 20 века Сергея Прокофьева. Юбилей классика отмечается во...

    Познавательный информационный среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 105-летию со дня рождения В. Драгунского и 110-летию со дня рождения Н. Носова "Великие выдумщики и фантазёры"

    Мы живем в век компьютерных технологий, и чтение художественной литературы отходит на последний план. В кругу семьи все меньше внимания уделяется чтению книг. А ведь именно художественная литература в...