Главные вкладки

    Опыт работы. Тема "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности"
    материал (старшая группа) на тему

    Сницарь Анна Васильевна

    Одна из важных задач в области образования-создание условий для прявления творческих способностей каждого ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_atestats_oboshch_opyt.docx65.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Описание передового опыта для внесения

    в муниципальный «Банк педагогического опыта».

    Сведение об авторе: Сницарь Анна Васильевна. Воспитатель МБДОУ д/с №20 «Снегурочка» г. Оха.

    Тема опыта: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»

    Введение.

     Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности. Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности.

     Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку, и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Возникший в этот возрастной период интерес к изобразительной деятельности, поддерживаемый взрослыми (родителями, педагогами), может успешно развиваться и в последующие годы дошкольного детства. Как показали исследования, проводившиеся под руководством известного ученого В. И.  Слободчикова в начале 1990-х годов, рисование способствует формированию у дошкольников образных представлений, являющихся важной психологической основой овладения умением учиться. Именно в этом возрасте у детей формируются способности к изобразительной деятельности.

    Актуальность этой темы в том, что формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач современного образования. Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании и новые требования. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

     Итак, объект нашего исследования - изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

    Предмет - творческие способности детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

    Цель нашего исследования: выявить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

     

    Изобразительная деятельность как фактор развития художественно-эстетических умений детей.

     Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе рисования, лепки, конструирования, аппликации создаются благоприятные условия для психоэмоционального развития воспитанников, положительного восприятия искусства, что способствует формированию эстетического отношения к действительности. Изобразительная деятельность – это деятельность креативная, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому.

     Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.). Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

     На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определенное изображение.

    Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

    По мнению Л. А. Венгера в каждом виде деятельности есть ориентировочная и исполнительская части и соответственно ориентировочные и исполнительские действия. Ориентировочные действия - это оценка возникшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со своими возможностями, с известными способами решения, выбор способа выполнения. Исполнительские действия - выполнение действий и достижение результата. Знания, умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности, будь то деятельность практическая или познавательная. Задачи ориентировочных действий не самостоятельны, а они подчинены решению более общих познавательных или практических задач. Когда исполнительские действия сформированы, ориентировочные - свернуты. Когда надо освоить новые действия, то быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки в задании.

     Г.В. Лабунская и Н.П. Сакулина считают, что процесс создания изображения складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведение. По мнению Н.П. Сакулиной первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую - исполнительской. Разные по характеру они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности.

     В исследовании Ю.А.Полуянова выделены следующие периоды развития изобразительной деятельности, охватывающие весь период детства: до изобразительный период (или стадия «каракулей»), и изобразительный период: стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображений. В дошкольном возрасте можно пронаблюдать развитие изобразительной деятельности от до изобразительной стадии до стадии правдоподобных изображений, которая к дошкольному детству не относится, но в некоторых случаях наблюдается.

     В художественно-эстетическом развитии дошкольников изобразительная деятельность подразделяется на следующие виды:

    1. Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Рисование–вид изобразительной деятельности, основное назначение которого – образное отражение действительности. Рисование – одно из самых интересных для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребёнка, вызывает положительные эмоции.

    2. Лепка – является разновидностью скульптуры, своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения. Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

    3. Аппликация – дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Аппликация (от латинского слова applicato- прикладывание)- один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликации» включает способы создания художественных произведений из различных по свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения.

    4. Конструирование – этот вид деятельности больше других связан с игрой. Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. По своему характеру детское конструирование более сходно с изобразительной деятельностью. Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материалы. Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное. Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников.

     Таким образом, изобразительная деятельность понимается как художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому.

     

    Особенности развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

     Художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности. Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности — играх, рисовании, лепке, рассказах и т. д.

     Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Здесь ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

     В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.

    К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет большое значение для процесса изображения. Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

     Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.

     Дошкольникам доступно овладение изобразительными умениями, навыками. К шести годам он владеет достаточным запасом навыков и способен употреблять их сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов.

    В процессе работы ребенок реализует  план, дополняя его в соответствии с содержанием. Психологическое состояние изображаемых персонажей дети могут передавать упрощенно, простыми деталями: плач — слезинками, смех — поднятыми вверх уголками рта, испуг — поднятыми вверх руками и т. п. Более сложные средства выражения переживания, например выражение глаз, дошкольникам недоступны . Но наряду с этими главными для детей выразительными признаками образа они часто рисуют траву, самолет в воздухе, стараясь заполнить на бумаге пустые пространства.

    Свое отношение к изображаемому дошкольники передают и другими средствами, тоже нарушающими действительность. Но это нарушение идет в результате желания усилить значимость, выразительность образа. Так, иногда они изменяют правильные пропорциональные соотношения желая что-либо выделить, например, на рисунке бабочки по размеру больше самих детей. Передача динамического состояния изображаемого объекта также является одним из выразительных средств, используемых ребенком. Если в младшем возрасте движение не изображается, то детям старшего возраста доступно изображение предметов в движении, что может сделать образ выразительным.

     Детское творчество характеризуется также использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками. Поскольку ритм свойствен движениям человека вообще, ребенок быстро начинает его использовать сознательно, с целью выполнить работу красиво. В старшем дошкольном возрасте чувство ритма помогает создать композиционно заполненную картину.

     Своеобразным моментом в исполнении композиции является незаслоняемость одного предмета другим, нарушение пропорциональных соотношений между ними. Эти моменты, как будто нарушающие правдивость, говорят о стремлении ребенка передать свои реальные впечатления от окружающей жизни, где каждый предмет имеет свое место в пространстве, все детали его формы можно рассмотреть. С другой стороны, это связано с неумением передать жизненные представления теми условными средствами, с которыми связаны все композиционные приемы в рисунке. Особенно используются ритм и симметрия в декоративных работах, где выразительность во многом зависит, кроме цвета, от ритмичности построения.

     Развитие способностей и творческого начала у детей являются двумя взаимосвязанными задачами художественного воспитания, основанными на ознакомлении детей с окружающей действительностью. Символическое изображение недоступно детям дошкольного возраста. Оно предполагает изображение предмета с максимальной степенью обобщения. Рисунок ребенка всегда конкретен. Как только у неопределенной формы появляются какие-то детали, это уже образ, так как ребенок мыслит предмет в действии, добавляя недостающее звуками, собственным движением. Постепенно количество деталей в изображении нарастает, образ становится богаче. Дети почти всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать рисунок ребенка своеобразным, выразительным.

     Таким образом, средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей.

     Условия развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Необходимое условие развития изобразительной деятельности дошкольника наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков.

     Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Для этого необходимо создавать базу для его творчества, а именно в группе должна быть соответствующая возрасту детей методическая литература и наглядный демонстрационный материал, образцы по рисованию и аппликации, раздаточный материал. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения, поэтому большое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды.

    Островки изобразительной деятельности в группах должны быть оснащены изобразительными материалами и оборудованием, в распоряжении ребят должна быть бумага разного цвета и формата, цветные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки, мел, краски, природный и «бросовый» материал, глина, пластилин. Качество и количество материалов меняются в зависимости от возрастной группы. Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, а также должна постоянно обновляться.

    Для размещения изобразительного материала необходимы шкафы или полки, к которым дети имеют свободный доступ, его правильное расположение, хорошо освещенное место, должно быть место для демонстрации детских работ.

    Особое внимание нужно уделить созданию условий для самостоятельной изобразительной деятельности детей, предоставив им как можно больше самого разнообразного материала. Учитывая, что на формирование образа влияют художественное слово, музыка, необходимо обогатить содержание соответствующих уголков, изготовить дидактические игры, пособия, серии репродукций с картин художников, диапроектор, слайды, аудиокассеты с музыкой, книги для детей об искусстве. Погружение их в такую разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, украшений для группы позволяет прививать им чувство прекрасного. Прежде чем ребенок приступит к непосредственному изображению какого-либо объекта или явления, выражая при этом свое личное отношение к нему, у него должен сложиться его конкретный образ. Эти представления дошкольник получает из окружающей действительности в процессе наблюдения, общения, исследования. Поэтому, необходимо использовать такие формы предварительной работы, как прогулки и совместную деятельность с детьми, рассматривание репродукций картин и беседы по картине. Уделять внимание тому, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание произведений изобразительного искусства, желание знакомиться с творчеством художников. Созданию образов помогает использование дидактических игр, игровых заданий, игр драматизаций, психологических этюдов. Необходимо иметь произведения изобразительного искусства, а также изделия декоративно-прикладного искусства: городецкая роспись, хохлома, дымковские игрушки.

     Таким образом, условия должны соответствовать возрасту и способствовать развитию творческих способностей.

     Итак, в процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельности. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

    Максимально использую все возможности для развития творческих способностей ребёнка, учитывая интересы каждого. Одному нужна помощь поднять настроение – играем «Нарисуй меня», попутно увлекая остальных, затем рассматриваем вместе; другому помогаю выразительно рассказать стихотворение для утренника и т.д. Взаимодействие с детьми осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества. Обращаю внимание на каждого ребёнка, стараюсь строить свою деятельность так, чтобы каждый оказался вовлечённым в процесс, осознавая свою полезность и значимость. Задания в группе подбираю так, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы. Постоянно обращаю внимание на поведение, взаимоотношения. Стараюсь формировать и развивать у детей социальную активность, помогаю открывать свои внутренние возможности. Поощряю не только творческую деятельность детей, самостоятельность, но и любые усилия детей, направленные на приобретение знаний.

    На моих занятиях присутствует атмосфера сотворчества и сотрудничества. Во время занятий я поддерживаю гуманные, цивилизованные и демократические отношения как с детьми, так и между ними. Считаю, что большую роль играет и воспитание личностью самого педагога. В каждом ребёнке я стараюсь видеть уникальную личность, ищу лучшие качества и опираюсь на них, создаю ситуации, в которых он мог сам проявить себя. Всё это порождает у детей ко мне и друг к другу взаимное доверие, уважение и открытость. Профессиональный долг обязывает принимать решения, преодолевать состояние раздражительности, тревожности с целью обеспечения благоприятного климата на занятиях. Воспитанию творца помогает умение педагога увидеть, рассмотреть, разгадать интересы, наклонности, способности и таланты своих воспитанников и создать возможности для их творческого развития и реализации. Ценным в моих занятиях является то, что разрабатывая занятия, я стремлюсь к развитию у детей творческого воображения, фантазии, возможности полноценно переживать и выражать своё эмоциональное состояние. Я всячески стараюсь поддерживать инициативу ребят и всегда готова изменить ход занятия в соответствии с ней. Именно в процессе художественного творчества дети сразу могут увидеть результат своей работы, причём всегда положительный, а значит у ребёнка появится чувство удовлетворения, желание ещё творить и созидать, доводить начатое дело до конца.

    Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.

    Заключение.

     Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых (педагогов, родителей) имеет неоценимое значение для всестороннего развития дошкольников. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей интерес художественно-творческой деятельности, способности к рисованию, лепке, аппликации. Руководя изобразительной деятельностью, воспитатель должен помнить, об общих для всех возрастных групп условиях, необходимых для успешного овладения ею и развития творчества детей.

     Формирование детского творчества не возможно без развития эстетического восприятия, образных представлений, воображения. В основе этого лежит формирование сенсорных процессов и постоянное обогащение сенсорного опыта детей. Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания воспитательно-образовательной деятельности, в основе которого лежит познание действительности. Для успешной работы с детьми необходим творческий подход педагогов к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий детьми, к использованию разнообразных методов и приемов работы, особенно игровых.

     Таким образом, включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов или игровых ситуаций, максимально способствует созданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоению знаний, овладению навыками и умениями, развитию творчества. Сформировать творческие навыки посредством изобразительной деятельности поможет: вариативность в организации обстановки (ее новизна и разнообразие), выборе тем занятий, форм, средств, методов работы, представляемых детям материалов, внимательное тактичное отношение к каждому ребенку, уважение к процессу творчества и результатам его творческой деятельности, создание доброжелательной атмосферы на каждом занятии, формирование таких же отношений со стороны родителей. В творческой деятельности задача взрослых не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

    Диагностика по «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»

    На начальном этапе обследования по развитию творческих способностей на высоком уровне -15%, на среднем- 45%, на низком -  40%.

    На заключительном этапе у детей обнаружены такие знания: высокий уровень – 62%, средний уровень – 38 %, низком – 0.

    Показатели высокого уровня повысились на 47%, средний уровень снизился на   7%, низкого уровня нет по сравнению с начальным этапом. Результат: появилась увлеченность изобразительным процессом, наблюдается подъем уровня изобразительных способностей, дети точно и детально стали передавать форму предметов, их строение и пропорции, изменилась эстетическая функция цвета, научились подбирать цвет по принципу  соответствия реальным объектам окружающего мира, появилась продуманность композиции, расширилось тематическое содержание работ, формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук, дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках,  творческих работах, ставить цели и выполнять их, дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов, показателем и результатом работы можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем творческие выставки рисунков,  украшаем группу своими картинами, готовим подарки взрослым к праздникам.

    Достижения детей.

    Дети стали принимать активное участие в различных конкурсах.

     В рамках ДОУ:

    1.Конкурс рисунков «Мамочка любимая моя».

    2. Конкурс изготовления поделок и рисунков «Законы улиц и дорог».

    3. Конкурс рисунков и творческих работ «День подснежника-2017».

    4.Творческий конкурс «Детское счастье-взрослые заботы». Посвященный Дню защиты детей.

    На муниципальном уровне:

    1.Конкурс поделок «Сахалин мой край родной».

    2. Конкурс рисунков «Я лето маме подарю».

    3. Конкурс рисунков и творческих работ «Бережем планету вместе».

    На федеральном уровне:

    Международный конкурс «Престиж»

    Результативность опыта, степень влияния:

    В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию воспитание-процесс, направленный на формирование качества речи при взаимодействии с родителями.

    Данный опыт работы имеет:

    - Диагностическое обследование детей

    - Конспекты занятий, развлечений.

    - Планы и сценарии родительских собраний, практикумов.

    -Презентация «Развитие творческих способностей через занятия изобразительной деятельностью

    -Перечень дидактических игр

    -Протокол анкетирования родителей.

    РАЗВЛЕЧЕНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ изо»

     Цель: Формировать знания и умения детей в области изобразительного искусства. Доставить детям радость и удовольствие. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности, желание играть в игры с изобразительным содержанием. Учить рисунок штампами.

     Материал и оборудование:

     Посылка ( разрезной портрет короля Палитры, картинки отгадки к загадкам), цветные дуги, зонтики, мольберт – 2 шт., фланелеграф, солнышко с цветными лучами, панно с палитрами и дев.-краск., штампы по 2 шт. на каждого ребенка, вырезанные домики на каждого ребенка, костюмы Изойка, Кляксича и Короля Палитры., запись аудио «Песня дождя» и  «Дождь» и музыка Бетховина для детей.

    Ход:

     В зал приносят конверт содержащий разрезанное на 4 части изображение Изойка и письмо, в котором написано: «Дорогие ребята, приглашаем вас совершить увлекательное путешествие по необычайной стране.

     Воспитатель: От кого же это письмо? Кто нас приглашает и куда? Здесь в конверте какие-то цветные кусочки. Что же с ними делать? (дети самостоятельно собирают картинку). Теперь нам ясно, кто прислал письмо! А вот интересно, в какую страну нас приглашает Изойка? Название спряталось в этих картинках. (Детям нужно из 3 картинок Чайнворда составить слово ИЗО).

     Что обозначает слово ИЗО? Какие слова в нем спрятались? Правильно изобразительное искусство – от слова изображать, значит рисовать. Ну что, согласны? Значит в путь?

     Нам надо взять в страну ИЗО нужные предметы. Но сначала отгадайте загадки, а отгадки на столе – это разные нужные вещи для рисования.

     1. Если ты его поточишь,

     Нарисуешь все, что хочешь!

     Солнце, море, горы, пляж.

     Что же это? (Карандаш)

     2. Жмутся в узеньком домишке

     Разноцветные детишки

     Только выпустишь на волю –

     Разукрасят чисто поле

     Где была пустота,

     Там глядишь – красота! (Цветные карандаши)

     3. Если ей работу дать,

     Зря трудился карандаш. (Резинка)

     4. Белый камушек растаял,

     На доске следы оставил. (Мел)

     5. Свою косичку без опаски

     Она обмакивает в краски. (Кисточка)

     6. Разноцветные сестрицы

     Заскучали без водицы. (Краски)

     Молодцы, отгадали. Значит можно трогаться в путь!

     Обращаем внимание на дуги.

     — Давайте отправимся по радужному мостику.

     Дети собирают радугу.

     — Здравствуй, радуга-дуга,

     Принимая нас в гости.

     Мы по радуге бегом побежали босиком,

     Через радугу – дугу перепрыгнем на бегу

     И опять бегом, бегом, побежали босиком.

     Проходят в центр зала.

     — Как здесь темно!

     Звучит шум дождя. И музыка с песней «Зонтики».

     Дети танцуют танец с зонтиками.

     Выходит Изойчик.

     — Здравствуй, Изойчик! Ты почему такой грустный?

     Изойчик: В нашей стране последнее время всегда идет дождь.

     Воспитатель: Почему? А где же солнце?

     Изойчик: Это Клякса. Кляксич перемешали все краски на палитре и они стали грязные, серые. музыка и забегает Кляксич.

     Клякса: Кто тут хочет солнце зажечь? Вы, ребята? Да разве вам не нравится дождь? Да разве вы не любите смешивать краски? Любите? Ну вот, и я люблю! Вот, посмотрите, как это просто!

     Подходит к мольберту, смешивает краски кр + син + чер + корич + жел.

     Клякса: Вот что получилось!

     Изойчик: Получилась грязь! Вам, дети, нравится? А как же нужно смешивать краски?

     Дети: Надо взять всего 2 краски.

     Воспитатель показывает примеры, дети устно ей их решают.

     Воспитатель: Молодцы, а теперь подойдите и помогите зажечь солнце.

     Дети вспоминают волшебную фразу: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».

     Как только дети собирают солнышко, оно улыбается и вспыхивает свет.

     Клякса: Ну вот, солнце светит, дождь перестал, пойду-ка я отсюда! (уходит)

     (Дети поют песню 1 купл.)

     Изойка: Я знаю, что в вашем саду дети любят рисовать. Хочу, чтобы вы стали настоящими художниками.

     Воспитатель: А что для этого нужно?

     Изойчка: Краски и желание рисовать!

     Воспитатель: Ну что же, давай проверим, ты рисуй, а мы тебе будем задания давать. Для начала нарисуй бублик.

     Изойка: делает вид, что рисует.

     Воспитатель: А где же бублик?

     А я его съел.

     Воспитатель: Ладно, теперь нарисуй стакан.

     Изойка: рисует с молоком! Вот!

     Воспитатель: Опять ничего нет. Ну, положим, молоко ты выпил, а где стакан?

     Изойка: Стакан прозрачный, его не видно!

     Воспитатель: Тогда нарисуй собаку рыжую!

     Изойка: рисует. Все!

     Воспитатель (подносит к глазам). На листе точка. Это собака?

     Изойка: Да. Я сначала представил большую собаку, потом напугался и залез на дерево, а оттуда собака кажется маленькой!

     Воспитатель: Ну что же, фантазия у тебя есть! Но ты, Изойка, нас до сих пор не познакомил с жителями страны ИЗО.

     Изойка: Пожалуйста. В нашей стране живут разноцветные краски. Есть и с холодными оттенками, и с теплыми, и у каждой свой домик. А правит нашей страной Король Палитра!

     Воспитатель: Что-то краски ваши все разбежались, как же нашим детям рисовать? Помогите ребята поставить краски на свое место. К своим домикам. Теплые краски — к теплым, холодные — к домикам холодных тонов.

     (Дети выполняют задание).

     — А куда же определим зеленую?

     Дети отвечают:

     Появляется Король Палитра!

     Король Палитра: Здравствуйте, ребята! Говорят, что вы хорошо умеете рисовать? Тогда раскрасьте, пожалуйста, домики остальным жителям страны ИЗО.

     Воспитатель: Разрисуйте домики с помощью штампов.

     Как вы думаете, какими красками вы будете рисовать, если в домике живет холодная краска, например синяя или зеленая?

     А если теплая красная или желтая?

     Дети отвечают на вопросы. Затем с помощью штампов раскрашивают домики под музыку.

     В конце занятия Изойка рассматривает детские работы, хвалит их, а на память дарит красивые картинки.

    Конспект занятия по ИЗО в старшей группе. «Мой портрет»

    Нетрадиционные техники: черно-белый граттаж, восковые мелки+акварель,

    акварельные мелки.

    Цель: формировать интерес к самопознанию через отображение в рисунке особенностей своей внешности; знакомить с жанром изобразительного искусства-портретном и автопортретом; развивать чувство композиции.

    Оборудование: маленькое зеркало, восковые мелки, акварель, свеча, тушь с жидким мылом, палочка для процарапывания, акварельные мелки, губка для смачивания листа А3 либо лист картонаА4,кисти, несколько репродукций портретов и автопортретов, кружки для игры.

                                             Ход занятия.

    Педагог показывает детям репродукции портретов, спрашивает, кто на них изображен. Затем читает стихотворение «Портрет»:

    Если видишь, что с картины

    Смотрит кто-нибудь на вас:

    Или принц в плаще старинном,

    Или в робе верхолаз,

    Или это тетя Зина.

    Или Колька, твой сосед,

    Обязательно картина

    Называется портрет!

    Уточняет: изображение человека называется портретом.

    Рассказывает о том, что художники также пишут собственные портреты. Разъясняет, как это сделать с помощью зеркала. Дети рассматривают в зеркала свои лица, определяют, какие-радостные, грустные, веселые, серьезные. Называют части лица, его форму и цвет, выясняют цвет глаз, цвет и длину волос. При этом обсуждают вопросы выбора изобразительного материала, чем и как может нарисовать себя каждый ребенок. Педагог демонстрирует приемы работы в разных техниках: для акварельных мелков-нужно намочить лист, для восковых-подобрать цвет акварели, для граттажа натереть лист свечой и т.д. Предлагает выбрать технику, материалы и начать рисовать автопортрет. При затруднении дети изучают себя в зеркале.

    Заканчивается занятие просмотром рисунков в играх: «Узнай кто нарисован?», «Найди сходство», «Найди различия». Преподаватель упражняет ребенка в соотнесении своей внешности на автопортрете и в жизни. Все рисунки собираются в альбом для многократного рассматривания в дальнейшем.

    Семинар-практикум для  родителей на тему

    "Развитие творческих способностей у ребенка"

    Цели:

    • выявить представления  родителей о способностях детей;
    • познакомить с понятием «способности», «творческие способности»;
    • показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье;
    • учить выявлять и развивать творческие способности у детей.

    Эпиграф к собранию:

    Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.» Б.Асафьев

    Оборудование: бумага А4, ручки, цветные карандаши.

    Ход собрания

    I. Лекция

    По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя «Это высказывание в полной мере относится к проблеме способностей. Как только человек начинает осознавать себя, выделять как личность из окружающего мира, перед ним встают важные жизненные вопросы: «кто я?», «в чём моё предназначение?», «на что я способен?». Что же такое способности? Это такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности. Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.

    В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

    Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки.

    Зачем нужно развивать творческие способности?

    Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

    Что такое творческие способности?

    Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

    • стремление к познанию;
    • умение познавать новое;
    • живость ума;
    • умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
    • стремление к открытиям;

    умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;

    • свободное воображение;
    • фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

    С чего начать?

    Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А малыш видит это своеобразно. Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник – на рыбку. Но взрослый требует от ребенка, что тот запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески.

    Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребенка. Современные взрослые не умеют играть, фантазировать, как ребенок, они хотят выглядеть серьезными, вместо того, чтобы веселиться или шалить. Они боятся нарушить социальные правила поведения. Однако, прекрасные терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть, расслабиться, вдохновиться – это игра, творчество, свободный полет фантазии.

    Для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование и на любых уроках. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.

    II. Практическая работа

    Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

    На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности:

    • Окружающий мир.
    • Развивающие игры и игрушки.
    • Рисование.
    • Лепка.
    • Чтение.
    • Музыка.
    • Аппликация.

    Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас, пока дети способны все воспринимать с присущей им природной живостью ума. Существуют специально разработанные упражнения, часть из которых описана в популярном пособии для родителей и педагогов

    Л.Я. Субботиной «Развитие воображения у детей». Сейчас мы проиграем в некоторые из них. Но для начала я хочу предложить Вам самим проверить свои способности. (Тест «Ваш творческий потенциал»).

    Игра «Музыка»

     Родители слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить  родителям озаглавить рисунок.

    Игра «Рифмоплет»

    Взрослые придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (палка – галка), сочиняют двустишья на заданные рифмы.

    Игра «Изобретатель»

    Предлагается придумать:

    – несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;
    – необычные способы использования обычных предметов.

    III. Итог

    Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.

    Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

    Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

    Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

    Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

    Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

    Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

    Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

    Протокол анкетирования родителей на тему:
    «Создание комфортного микроклимата в процессе воспитания и обучения рисованию нетрадиционными изобразительными техниками»

    Уважаемые родители! Коллектив МБДОУ детского сада сад №20 проводит опрос родителей по качеству дошкольного образования. Предлагаем Вам перечень суждений, на каждое из которых надо выбрать ответ: «да», «нет», «трудно сказать».

    № п/п
    Перечень изучаемых вопросов
    Да
    Нет
    Трудно сказать

    1.
    С желанием ли Ваш ребенок посещает занятия по рисованию?
    18
    -
    -

    2.
    Воспитатель обеспечивает высокий уровень развития ребенка в соответствии с требованиями образовательной программы по художественно-эстетическому направлению. 
    16
    -
    2

    3.
    Родители имеют возможность присутствовать на занятиях по рисованию, участвовать в мероприятиях сада, выставках. 
    18
    -
    -

    4.
    Воспитатель дошкольного учреждения учитывает в общении с родителями индивидуальные особенности и потребности, как самого ребенка, так и его родителей
    16
    -
    2

    5.
    Педагог выстраивают взаимоотношения с родителями на основе диалога, открытости, использует деловой стиль общения в сочетании с личностным стилем, в рамках которого не запрещается говорить, что видишь, чувствуешь, думаешь
    18
    -
    -

    6
    Воспитатель проявляет интерес, какими видами продуктивной деятельности любит заниматься ребёнок дома (в форме беседы, анкетирования)
    18
    -
    -

    7.
    Родителям предоставляется право быть в полной мере информированными о жизни и деятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении, успешности его роста и развития
    16
    -
    2

    8.
    В дошкольном учреждении создается предметная среда, способствующая комфортному самочувствию детей, их родителей
    18
    -
    -

    9.
    Педагог постоянно поддерживает связь с другими социальными институтами образования и воспитания (общеобразовательная школа, музыкальная школа, Центр детского творчества, музей, библиотека и др.)
    16
    -
    2


    Результаты анкетирования родителей показали, что они удовлетворены деятельностью воспитателя по теме «Использование нетрадиционных изобразительных техник рисования», творческой атмосферой в которой развиваются их дети, предметная среда в группе способствует комфортному самочувствию детей, их родителей. Педагог выстраивают взаимоотношения с родителями на основе диалога, открытости, использует деловой стиль общения в сочетании с личностным стилем.
    15

    Дидактические игры по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

    Д/и «Угадай, что получится?»

    Цель. Развивать воображение, фантазию, творчество.

    Материал. Лист бумаги, карандаши.

    Задание. Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать предмет (линию), но не полностью. Следующий говорит, что это может быть, и дорисовывает еще одну линию. Следующий должен придумать еще что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему.

    Выигрывает тот, кто внес последнее изменение.

    Д/и «Волшебная палитра»

    Цель. Развивать чувство цвета.

    Материал. Гуашь, палитра.

    Задание. Педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками. Смешивая краски, можно получить различные оттенки цветов. Можно предложить изобразить, как светлеет небо на рассвете с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное – добиться того, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету), как желтеют листья осенью (от зеленого к желтому).

    Д/и «Чего на свете не бывает?»

    Цель. Развивать творческое воображение.

    Материал. Цветные карандаши, бумага.

    Задание. Педагог предлагает ребенку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать, что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нем изображено, не встречается в жизни.

    Д/и «Замок»

    Цель. Развивать чувство формы.

    Материал. Картинки с изображением разных замков. Бумага, фломастеры.

    Задание. Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку и назвать, из каких фигур состоит изображенный на картине замок. Раскрасить картинку.

    Д/и «Цвета вокруг нас»

    Цель. Закреплять знания о цветах и их оттенках. Упражнять в нахождении заданного цвета или оттенка в окружающих предметах.

    Задание. Педагог называет какой-либо цвет, а ребенок находит предмет такого цвета в окружающем интерьере.

    Д/и «Подбери цвет и оттенок»

    Цель. Закреплять представление о цвете и оттенках знакомых овощей и фруктов. Упражнять в умении применять в речи названия оттенков цветов: темно-красный, светло-зеленый и др.

    Задание. Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта и просит назвать его цвет и оттенок.

    Д/и «Теплые и холодные краски»

    Цель. Закрепить знания о теплых и холодных цветах.

    Задание.

    1-ый вариант. Педагог раздает детям карточки с теплыми и холодными цветами, предлагает объединиться тем детям, у которых карточки с теплыми цветами и тех, у кого холодные.

    2-ой вариант. Выбрать двух ребят – капитанов, которые набирают команду: один – с теплыми цветами, другой – с холодными.

    Д/и «Угадай, на что похоже»

    Цель. Развивать творческое воображение.

    Материал. Листы бумаги или картона с наклеенными кусочками ткани или другого материала разной формы, фактуры.

    Задание. Постараться увидеть образ в кусочке ткани, дорисовать и описать.

    Д/и «Волшебная палитра»

    Цель. Развивать чувство цвета.

    Материал. Силуэты палитры из картона, на каждой только один цветной кружок (красный, зеленый и др.), а на остальных белых кружках есть прорези; кружки с оттенками таких же цветов.

    Задание. Подобрать кружки с оттенками цвета к каждой палитре и вставить их в прорези.

    Д/и «Дом паука»

    Цель. Развивать чувство композиции.

    Материал. Листы картона разного цвета, цветные толстые нитки, изображение паука, разных насекомых, листочков; цветные карандаши или фломастеры, уголь.

    Задание. Ты знаешь, где живет паук? Какой у него дом? Кто попадает в его сети? Хочешь изобразить дом паука? Его можно нарисовать, выложить из ниток, а насекомых можно сделать или использовать тех, что уже есть. Затем дети рисуют или выполняют коллективную работу в технике коллажа.

    Д/и «Симметричные предметы»

    Цель. Дать понятие «симметричность предметов»; учить находить одинаковые части предметов, составлять их;

    Привести наглядные примеры симметричности (вазы, кувшины) и асимметрии, сложив неправильно части предметов.

    Материал. Картонные силуэты различных симметричных предметов, разрезанные пополам.

    Задание. Составить из деталей как можно больше симметричных предметов.

    Д/и «Кони расписные»

    Цель. Закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей (Гжель, Городец, Филимоново, Дымка), закреплять умение отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.

    Материал. Карточки с узорами по мотивам росписей (Гжель, Городец, Филимоново, Дымка) и изображения лошадок, расписанных этими узорами.

    Ход игры: ребенку необходимо определить, на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

    Д/и «Разложи и сосчитай матрешек»

    Цель. Закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.

    Материал. Лист с нарисованными силуэтами матрешек (ячейки), цветные силуэты матрешек.

    Ход игры. К доске вызываются трое детей. Они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.

    Д/и «Матрешкин сарафан»

    Цель. Развивать коммуникационные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания русской национальной одежды.

    Материал. Нарисованные силуэты трех матрешек, отдельные цветные детали платочков, сарафан.

    Ход игры. Воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку (платок в соответствии с узором сарафана).

    Д/и «Подбери узор»

    Цель. Закрепить знание элементов народной росписи.

    Материал. Карточки с вырезанными силуэтами барышень, карточки с элементами дымковской, филимоновской, гжельской и др. росписей.

    Задание. Путем наложения подобрать платья для барышень.

    Варианты. Подобрать узор для посуды, игрушек.

    Д/и «Угадай портрет»

    Цель: Закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения. Учить соотносить портрет на схеме с портретом на открытке.

    Закрепить у детей знание цветов радуги и их последовательность.

    Научить отбирать материал из кусочков различной ткани к платью, костюму человека, изображенного на картине.

    Ход игры:

    Детям раздаются карточки со схемами портретов. Воспитатель выкладывает в ряд репродукции картин с изображением портретов. Дети выбирают те открытки, картинки, подходящие к их схемам.

    Воспитатель по очереди показывает репродукции с портретами. Дети выбирают подходящие к схемам.

    Словесное описание портрета воспитателем. Дети определяют портрет на схеме и проверяют правильность выбора с репродукцией.

    Задание. Составь картинку - портрет животных.

    Содержимое конвертика высыпать на стол.

    Внимательно рассмотреть таблицу «Жанры портрета».

    Разложить квадратики в следующем порядке:

    1-й ряд – с номерами 1, 2, 3, например, с красными звездочками.

    2-й ряд – в соответствии с символами 1-го ряда, но по цвету радуги - оранжевый.

    3-й ряд – желтый.

    4-й ряд – зеленый.

    Затем перевернуть все квадратики обратной стороной.

    Получается картинка с изображением животного (анималистический жанр).

    Задание: Внимательно рассмотреть изображенного на портрете человека, его

    одежду.

    Воспитатель выкладывает из мешочков кусочки ткани различной фактуры.

    Дети должны подобрать те кусочки ткани, из которых предпочтительно сшить платье или костюм человеку, изображенному на портрете.

    Составить описательный рассказ.

    Д/и «Реальность и фантазия»

    Цель:

    1. Учить детей понимать содержание картины, ее настроение.

    2. Учить детей отличать действительность и вымысел.

    3. Развивать воображение, фантазию.

    Содержание игры:

    1. Воспитатель перемешивает репродукции картин и предлагает детям отобрать картины с реальными и фантастическими событиями.

    2. «Что лишнее?» Среди картин с изображением реальности положить картину с фантастическими событиями и наоборот.

    3. Выбери картину и расскажи о своем настроении, когда смотришь на нее.

    Д/и «Угадай натюрморт»

    Цель. Закрепить знания о жанре натюрморта.

    Учить соотносить натюрморт на схеме с натюрмортом на открытке.

    Учить детей подбирать контрастные цвета (фон к натюрморту).

    Развивать творческое мышление.

    Ход игры. Детям раздаются карточки со схемами натюрмортов. Дети выкладывают в ряд открытки с изображением натюрмортов.

    Дети выбирают те открытки, которые подходят к схемам на их карточках.

    Задание. Выложить полоски тех цветов, которые присутствуют в натюрморте на открытке.

    Кто быстрее справится с заданием, получает фишку.

    Воспитатель по очереди показывает открытки с натюрмортами. Дети выбирают подходящие к схемам.

    Словесное описание натюрморта воспитателем. Дети определяют натюрморт на схеме и сравнивают правильность выбора с открыткой.

    Подбери фон к натюрморту.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

    Влияние развивающей среды на развитие творчемких способностей дете дошкольного возраста...

    План самообразования «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»

    Работа с детьми с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов ....

    Из опыта работы: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности

    Творчество и ребёнок — две неотъемлемых составляющих процесса развития. Любой ребёнок с удовольствием занимается рисованием, лепит, делает поделки. Творчество — это то, что приносит радост...

    Опыт работы" РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ"

    Опыт работы"Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста  посредствам нетрадиционного рисования"...

    Статья - "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

    СТАТЬЯ -Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности...