Главные вкладки

    Опыт работы "Проектная деятельность как средство познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников"
    материал (старшая, подготовительная группа) на тему

    Балакирева Татьяна Михайловна

    Опыт работы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Опыт работы

    «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

    Подготовил: воспитатель

    Балакирева Т.М

    г. Улан-Удэ

    2016 г.

    «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

    Выбирая тему по самообразованию, я, не сомневаясь, решила, что это будет именно проектно-исследовательская деятельность. Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке столь необходимые сегодня качества такие как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

    В группе «Колокольчик» на протяжении двух лет внедрена и активно используется в образовательном процессе технология проектов. Это позволило изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, стать увереннее в своих силах, помочь ребёнку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс учреждения.

    Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

    - видоизменение и совершенствование развивающей среды;

    -использование инновационных технологий;

    -адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

    -многофункциональное взаимодействие с социумом.

    Определившись с темой, «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста», поставила перед собой цель:

    Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.

    Для достижения цели определила следующие задачи:

    • Создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
    • развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение;
    • формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
    • развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
    • развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.

    Результаты проведенного анализа изученной литературы позволили прийти к выводу, что познавательное развитие связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. В процесс создания образов начинает включаться слово, вызывая или фиксируя за ним цепочку представлений или обобщений. К 5-7 годам в процесс развития включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым: ребенок планирует один шаг, выполняет его, видит результат и на его основе планирует следующий шаг.

    При организации проектной деятельности вначале стала использовать на занятиях принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, знакомство детей с домашними животными проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята определяли роль домашних животных в жизни человека, сопереживали героям, на занятиях художественно-эстетического цикла – дети знакомились с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминая и делясь впечатлениями не только друг с другом, но и со всеми окружающими, в том числе и родителями.

    В дальнейшем разработала план движения к цели: где подготовила ряд консультаций для родителей: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье», познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям.

    Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектах: «Мы разные, но мы вместе», «Космос», «Воздух» и «Путешествие в прошлое книги».

    Во все времена уделялось много времени защите, сохранению и развитию здоровья детей.

    Проект по здровьесберегающим технологиям нашел положительный отклик со стороны родителей, где формами работы стали встреча – круглый стол с родителями, совместный досуг, консультации: «Движение – это жизнь», «Закаливание ребенка», занятия с проблемными ситуациями: «Зачем человек моется?», «Чтобы зубы были здоровыми?».

    Формами работы были представлены все виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, музыкальная, театрализованная, изобразительная и продуктивная. При совместной деятельности родителей и детей были организованы творческий конкурс и выставка поделок «Творческая семья», где прослеживались благоприятный комфорт и активность со стороны детей и их семей. При проведении презентации проекта с родителями пришли к выводу, что проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, поддерживается уникальное видение мира, свойственное ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов, предлагаемых сверстников. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

    Проект: «Путешествие в прошлое книги »

    Цель проекта: формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к истории возникновения книги.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о поликультурном мировом пространстве.
    2. Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путем опытнической работы со свойствами материалов.
    3. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
    4. Стимулировать познавательную активность детей путем использования проблемных и ситуативных вопросов.

    Интеграция образовательных областей:

    Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

    Своеобразным звеном познавательной активности детей стал исследовательский проект в подготовительной группе «Воздух».

    Цель:

    1. Обобщить и уточнить знания детей о воздухе.
    2. Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
    3. Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности, высказывать предположения, мнения, обосновывать его.
    4. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
    5. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.

    В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства. Стимулируется не только познавательная активность, но и происходит влияние на содержание сюжетно-ролевых игр. Проверка выбранного варианта позволяет ребенку обрести уверенность в собственной позиции.

    В ходе проектной деятельности у детей:

    • Развивается интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами.
    • Обогатился опыт детей о многообразии животных, сформировалось умение объединять в группы животных по признакам сходства.
    • Воспитывается стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

    Работая по внедрению проектного метода, отобрала методы и приемы, используемые мною при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности:

    • наглядный;

    • словесный;

    • практический;

    • проблемно-поисковый;

    • исследовательский;

    • сюрпризный момент;

    • элемент загадочности;

    • создание воображаемой ситуации;

    • использование музыки.

    Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка- дошкольника.

    Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

    Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

    При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.

    В ходе проектной деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

    Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

    Реализовав внедрение новой образовательной технологии – проектную деятельность в воспитательно-образовательный процесс, считаю, что достигла цели, так как развитие свободной творческой, познавательно- активной, креативной, позитивно - социализированной личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой …

    Реализуя, в течение двух лет, метод проектной деятельности, исходя из результатов проведенного мною мониторинга, можно сделать следующие выводы:

    • Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях;
    • Дети свободно делятся своими впечатлениями о событиях, происходящих в их жизни, умеют выразить свою точку зрения, не боятся высказывать свои предложения;
    • Полученные знания мои воспитанники используют для создания новых объектов деятельности;
    • Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников.

    Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность, предполагающая тесное сотрудничество и партнерство родителей, педагогов и детей, способствует созданию атмосферы психологического комфорта в группе. Благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели она помогает повысить качество образовательного процесса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Театральная мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

    Театральная Мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников....

    Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников.

    Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни ребенка. Организации досуговой деятельности с детьми в контексте ФГТ – важнейший раздел работы детского сада, - который обеспечивает ку...

    Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

    Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

    Игровая деятельность как средство развития памяти у старших дошкольников.

    Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка.Возрастает активность ребенка в разных видах деятельности: игровой, трудовой, учебной. Возникает самостоятельная игровая деятельность, которая влияет н...

    Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

    В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...