Возрастная периодизация в тувинской народной педагогике
статья на тему

Дииспей Саяна Хулер-ооловна

Изучение специфики воспитания детей в традиционной семье кочевников сообразно возрастным особенностям является одной из актуальных задач современной педагогической и психологической науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dok.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная периодизация в тувинской народной педагогике

Изучение специфики воспитания детей в традиционной семье кочевников сообразно возрастным особенностям является одной из актуальных задач современной педагогической и психологической науки.

Категория возраста в культуре кочевников выступает как один из основных аспектов народной педагогики, поскольку каждый возрастной период и его составные представляют собой определенные педагогические знания и умения, особенно  в части зоны детства. Критерии возрастной классификации определяются, прежде всего, конкретными культурными, историко-педагогическими, социально-экономическими условиями воспитания. Они (критерии) напрямую соотносятся c возрастной физиологией, с созреванием психических функций, которые связаны с философскими воззрениями сферы человеческой жизни и времени, принятыми обществом кочевников. Отсюда и вытекает необходимость определения общей системы, в результате чего выделяются конкретные значения каждой возрастной группы.

Цель нашей работы – описание возрастной периодизации тувинского народа.

В качестве источников для настоящей работы нами изучено психолого-педагогическая литература Волкова Г.Н. – «Этнопедагогика тувинского народа» (2009), Кенин-Лопсана М.Б. – «Традиционная культура тувинцев» (2004), Сундуя Г.Д. – «Мир детства кочевой Азии» (2009), Тэвека А.К. – «Чеди назын» (2003), Цэцэгдара Уламсуренгийна – «Образцы фольклора и речи кобдоских тувинцев» (2003), Салчака К.Б. – «Развитие тувинской народной педагогики» (1984).

Необычность возрастной периодизации народов Центральной Азии заключается в том, что она начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. Внутриутробный же отрезок времени имеет собственную структуру и собственную терминологию. Особой, неразгаданной до сих пор тайной народной педагогики является то, что новорожденного кочевника Центральной Азии считают «бир харлыг уруг» - годовалым ребенком.

То, что в период беременности женщина должна себя вести подобающим образом, чтобы родился здоровый ребенок, как правило, ни у кого не вызывает сомнений. Для этого существует много народных предписаний и запретов. А вот когда, в каком положении плода и как осуществляются «воспитательные моменты», влияющие на чувства, сознание и поведение ребенка – эти вопросы остаются пока открытыми и данная работа является, своего рода, первой попыткой их раскрытия.

Впервые попытку составления возрастной периодизации тувинцев и объянить ее своеобразие сделал К.Б. Салчак. Он приводит следующую схему:

Внутриутробный период (хырын иштинин уези) – с момента зачатия до рождения.

Колыбельный период (кавайлыг уе) – от рождения до 1-2 лет, который, в свою очередь делится на два этапа: унгээр уе, когда ребенок начинает ползать и кылаштаар уе – время хождения.

Период младенчества (чаш уе) – от 2-3 до 3-4 лет.

Детство (бичии уе) – от 3-4 до 9-11 лет.

Отрочество (эдээди уе) – от 9-11 до 15-16 лет.

Юность (аныяк уе) – от15-16 до 25-26 лет.

Зрелость (улуг кижи) – от 26 и выше.

Салчак К.Б. подразделяет весь жизненный цикл на 7 фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи, которые успешно реализовались в тувинской семье. Он подробно останавливается на каждой фазе, раскрывая ее особенности, определяет основные системообразующие черты и свойства становления личности. Рассмотрим их отдельно:

первая фаза (внутриутробная). Ее главная задача состоит во внимательном отношении социума к будущей матери, соблюдении определенных требований, направленных на развитие будущего ребенка покоя матери;

вторая фаза (колыбельная) связана с обереганием глаз ребенка от действия ярких лучей, предостережением от неожиданных громких шумов, звуков. Фаза характеризуется развитием функциональных способностей, внутренних и внешних органов ребенка;

третья фаза (младенческая). По мнению К.Б. Салчака, она считается временем самого беспокойного развития ребенка.  В этом возрасте у детей складываются и развиваются основы разговорной речи, мыслительной деятельности, активизируются движения. Ребенок данного периода характеризуется выражением «отка-пашка душку дег» (такой озорной, что может упасть и в огонь, и в котел);

четвертая фаза (детская) связана с физическим развитием и нравственным ростом ребенка. Ребенок способен осознавать смысл многих нравственных правил, взглядов, что ему можно внушать мысль о необходимости самостоятельных действий, ознакомить с требованиями общества, людей особенностями жизни;

пятая фаза (отрочество) характеризуется тем, что наряду с усвоением и выполнением моральных требований, у подростков активно формируются трудовые навыки. В это время также происходит передача личного опыта подростка своим младшим братьям и сестрам;

шестая фаза (юношеская) предполагает завершение формирования человеческой личности. В этом возрасте о юноше говорят «эр болган» (стал мужчиной), о девушке «кыс болган» (стала девушкой);

седьмая фаза (зрелая) – период приобретения зрелости, становления членом общества. На данном этапе развития человек отвечает перед обществом за свои поступки и действия.

В работе К.Б. Салчака содержится много ценных наблюдений и фактов, особенно в части нравственного роста детей разных возрастных групп. Несомненная заслуга ученого состоит в том, что он выделил внутриутробный период – особо значимый для кочевых народов Центральной Азии, впервые ввел в научный оборот возрастную терминологию и возрастную периодизацию тувинцев. Как мы видим, по составленной К.Б. Салчаком возрастной периодизации, детство продолжается до 11 лет, когда начинается передача личного опыта своим младшим братьям и сестрам [5, 102].

Возрастная периодизация тувинцев является объектом внимания и этнографа М.Б. Кенин-Лопсана. Он делит человеческую жизнь на 7 возрастов соответственно Чеди-Хаану (Большой Медведице):

Во-первых, младенческий возраст (чаш назын) – от одного до трех лет. Ребенок до трех лет не должен голодать, замерзать, бояться и должен быть около матери.

Во-вторых, подростки (элээди назын) – это дети в возрасте от трех до пятнадцати лет. Девочка в пятилетнем возрасте уже может доить козу. Мальчики в пятилетнем возрасте уже умеют пасти ягнят и козлят. Подросток в четырнадцатилетнем возрасте умеет заколоть барана, снять с него шкуру и отделить кости по суставам. Девочки в десятилетнем возрасте уже умели чистить кишки и внутренности зарезанного барана.

В-третьих, молодежь (аныяк уе) – это молодые люди в возрасте от шестнадцати до двадцати девяти лет. Желательно, чтобы парни и девушки в этом возрасте имели отдельную семью, детей, могли создать достаточно обеспеченную жизнь.

В-четвертых, средний возраст (ортун назын) – это люди в возрасте от тридцати до сорока пяти лет. В этом возрасте люди могут присутствовать на свадьбах, выпить только по две чашки молочной водки, благословить молодоженов и побывать в путешествии.

В-пятых, зрелый возраст (улуг назын) – это люди от сорока шести до шестидесяти одного года. По тувинскому обычаю люди этого возраста имеют большой жизненный опыт и ясный ум.

В-шестых, пожилой возраст (кырган назын)– от шестидесяти одного до восьмидесяти одного года. Это люди, пережившие шестьдесят первый год, когда черт приходит к ним в гости, чтобы увести их за руку. Они выдержали самые трудные жизненные испытания.

В-седьмых, возраст дряхления (чонуур назын), когда человеку уже наступил восемьдесят один год, и ему осталось жить последние дни на свете. Люди, дожившие до возраста одряхления, пользуются большим уважением у родственников и других людей: именно они создали своим трудом все материальные и духовные ценности для нынешнего и будущего поколений народа.

Все, что положено и нельзя делать человеку, распределено в соответствии с семью периодами его возраста. За всеми семью возрастами человека вечно наблюдает созвездие большой Медведицы и охраняет людей. Поэтому тувинцы боготворят это созвездие и с благоговением поклоняются ему.

В песне хемчикских жителей есть большой смысл:

Добры ли, здоровы ли

Дети нашей земли,

Высоко ли, низко ли сияет

Семь звезд – Долаан-бог [4, 4].

Условно данную периодизацию мы назвали небесной, т.к. она связана с мифосознанием тюркско-монгольских народов, где главным лицом выступает образ Неба и находящихся на нем звезд и созвездий.

Возрастная периодизация на примере ховдских тувинцев Западной Монголии

Тувинцы проживающие в Монголии, составляют национальные меньшинства и не имеют своей национально-территориальной государственности.

Ховдские тувинцы – особая группа, проживающая на северо-западе Монголии (примерно 800 км от столицы Тувы). Их численность в сумоне Буянт, в г.Ховд и вблизи его составляет около 2000 человек. Они являются осколками тувиноязычных племен, которые во времена разгрома маньчжурами Джунгарского ханства были отрезаны от восточных урянхайцев и рассеяны в виде мелких разобщенных групп [7, 5]

Возрастная периодизация ховдских тувинцев определяется, прежде всего, конкретно-историческими, социально-педагогическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с различными видами деятельности. На каждом возрастном этапе детского периода обнаруживаются исторически обусловленные реалии, соотношение внешних социальных и внутренних условий, при этом обязательно присутствует культурно-содержательная коннотация развития личности.

Наиболее распространенной является следующая возрастная периодизация:

  1. Бичиии назын (детский возраст).

1.1. Ие иштинге доктаар уе (время остановки в утробе матери).

1.2. Ылбырын анай уези (время слабенькогокозленка) – от рождения до пяти месяцев.

1.3. Эмиг уези (грудное  время):

- кавайлыг уе (колыбельное время, 2-3 месяца);

- бажын тудар уе (время поддерживания головы, до 2 месяцев);

- далбаннаар уе (время взмахивания, 6-7 месяцев);

- олурар уе (сидячее время, до 8 месяцев);

- хей тудар уе (время имитации стоячей позы);

- чуктенир азы сагыш танмалаар уе (время ношения на спине взрослого или время печатания мысли, 1-2 года);

1.4. Чаш амытан назыны (возраст детского существа):

- халбактаныр уе (время цепления);

- унгээлээр уе (время ползания);

- оюн эгезинин уези (начало игровой повадки);

- чингин кылаштаар уе (время хождения, 11-12 месяцы);

2. Чедишкен назын (зрелый возраст 12-13 лет).

2.1. «Эр болуп эзер дергизинден туттунар уе», «кыс болуп дуза халдадыр уе» (время становления юноши, держась за тороку седла, время становления девушки, оказывая посильную помощь, 13-14 лет).

2.2. Шыдал уези (время физического возмужания, 14-20 лет).

3. Кижи назыны (человеческий возраст, 20 лет).

3.1. Арга-хорга тывар уе (время приобретения жизненного опыта, 22-23 года).

3.2. Тускайланыр азы бот-бораланыр уе (время создания семьи или время самостоятельности, 22-30).

3.3. Албан ажылынын азы кара ажыл уези (время государственной службы или черной работы, 30-55 лет).

4. Уяраар назын (опечалившийся возраст, от 55 лет).

5. Чонукке кирер назын (возраст дряхления, от 70 лет).  

Как мы видим, в данной периодизации присутствуют не только нормы культуры этнической группы, проживающей вне материнского этноса, но и явные ценностно-нормативные, социально-политические компоненты.

Нами замечено, что у тувинцев не существует какой-либо единой возрастной периодизации. Тому подтверждение – периодизация, сравнивающая возраст человека с состоянием надкопытного сустава домашнего скота «кажык» (здесь: бабка). Она выражается в следующем:

  1. Кегжир-кажык (бабка – хрящ), младенчество, от рождения до 3 лет.
  2. Кок-кажык (синяя бабка), взросление, от 3 до 15 лет.
  3. Ак кажык (белая бабка), расцвет сил, от 16 до 40 лет.
  4. Сарыг кажык (желтая бабка), зрелость, от 40 до 61 года.
  5. Хемиртки кажык (бабка огрызок), старение, от 61 года.

Данная периодизация, составленная Е.С. Айыжы, безусловно, символизирует возраст человека как некую био-социо-систему, подвергающуюся развитию и старению [3,67].

Возрастная периодизация тувинцев, основанная на 12 (60)-летнем календарном цикле кочевников

Циклический возраст человека исчисляется соответственно параметрам 60-летнего календарного цикла, рассматривающего общие закономерности развития человека в целом и подразумевающего различные сферы человеческой жизни. Периодический же возраст делит жизненный цикл человека на периоды и подпериоды на основании процесса развития самого человека. Существующая периодизация возраста внутри 60-летнего календарного цикла есть не что иное, как попытка структурирования человеческого возраста связанного с его жизнедеятельностью.

По схеме 12 (60)-летнего календарного цикла жизнь человека делится на следующие возрастные периоды:

  1. Бичии назын (детство, до 12 лет).

1.1. Эге торээн чурт уези (время первой родины) – от момента зачатия до рождения. Новорожденный считается, как правило, годовалым.

1.2. Ылым чаш уе (микропериод) – от рождения до 10-12 дней.

  1. Эмиг уези (грудное время) – от рождения до 1-2 лет. Данный отрезок делится на следующие подпериоды:

- кавайлыг болгаш холга тудар уе (колыбельный и ручной период);

- унгээр уе (период ползания);

- туттунуп кылаштаар уе (период хождения с опорой);

- чуктенир болгаш сагыш танмалаар уе (период ношения на спине взрослого и печатания мыслей);

- шуут кылаштаар уе (период полного хождения).

1.4. Чаш уе (младенчество) – от 1-2 до 3-4 лет;

1.5. Безерек уе (полузрелость) – от 3-4 до 9-10 лет;

1.6. Элээди уе (подростковый период) – 11 лет.

2. Чедишкен назын (зрелость) 12 (13) лет – первый возрастной круговорот. Он именуется также «чалыы назын» (юность) – от 12 (13) до 16-17 лет.

3. Аныяк назын (молодость) – от 16-17 до 24 лет – второй круговорот возраста.

4. Ортун назын (средний возраст) – от 24 до 36 лет – третий круговорот возраста.

5. Улгаткан назын (старший возраст) – от 36 до 48 лет – четвертый круговорот возраста.

6. Орай назын (поздний возраст) – от 48 до 60 лет – пятый круговорот возраста.

7. Кыраан назын (пожилой возраст) – от 60 до 72 лет.

8. Чонээн назын (старость) – от 71 и выше.

Таким образом, данная периодизация, составленная на материалах циклического календаря, дает возможность выделить возрастные круговороты, делящие индивида на 5 основных стадий календарного цикла [6, 8].

Переход из одной возрастной стадии в другую через каждые 12 лет кочевниками рассматривается как закономерный процесс, присущий всей живой природе. Это процесс должен быть известен каждому в связи с чем тувинцам было свойственно проведение возрастных обрядов называемое «назын дою» (возрастной праздник).

Литература:

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика тувинского народа [Текст] / Г.Н. Волков, К.Б. Салчак, А.С. Шаалы. – Кызыл: Изд. – полиграф. отдел «Билиг», 2009. – 212с.
  2. Г.Д. Сундуй. Мир детства кочевой Азии: опыт духовно-нравственного воспитания. – Кызыл: Институт развития национальной школы, 2009. – 168с.
  3. Е.В. Айыжы. Тувинцы кобдосского аймака Монголии: этничность и культура / научный редактор Марков Г.Е. – Кызыл: типография КЦО «Аныяк»,  2007. – 84с.
  4. Кенин-Лопсан  М.Б. Традиционная культура тувинцев, 2004.
  5. Салчак К.Б., Салчак Л.П. Развитие тувинской народной педагогики. – Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1984.
  6. Тэвек А.К. Чеди назын. – Кызыл: Республика типографиязы, 2003. - 60 ар.
  7. Цэцэгдарь Уламсуренгийн. Образцы фольклора и речи кобдоских тувинцев. – Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2003 – 191с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация. Возрастная периодизация.

В работе представлены составляющие процессы социализации, ее средства и механизмы. Работа будет интересна как педагогам так и родителям....

Возрастная периодизация

Воспитатель добьется успехов в воспитании и обу­чении дошкольников, если будет знать этапы возраст­ного развития детей, видеть их внутренний мир, пони­мать их отношения, переживания и чувства....

Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина. В помощь родителям.

Возрастная психология детей. Она подразделяется по конкретным возрастам и изучает саму динамику процессов психики в определенный период развития.Как важно всем, кто взаимодействует с дошкольниками быт...

Возрастная периодизация психического развития (по Д.Б.Эльконину)

Возрастная периодизация психического развития...

Основы психологии. Возрастная периодизация.

Возрастная периодизация: этапы развития, социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, основы новообразования. ...

Возрастная периодизация по Э.Эриксону. Позитивные и деструктивные новообразования на каждом возрастном этапе.

Согласно теории выдающегося психолога Эрика Эриксона, корни психологических проблем лежат не в событиях, которые случились ранее в нашей жизни, а в игнорировании или невозможности разрешения воз...