Методические рекомендации. Методическая работа в ДОУ по подготовке воспитателей к личностно ориентированному взаимодействию в педагогическом процессе.
учебно-методический материал по теме

Бобровникова Елена Павловна

Главное лицо преобразования процесса обучения на гуманистической основе - педагог. Насколько ему это удаётся, зависит от его профессиональной подготовки, общего культурного уровня, от личностных качеств, от того, насколько глубоко он осознаёт необходимость индивидуализации педагогического процесса, признаёт самоценность личности ребёнка. Поэтому сегодня в русле реализации модели личностно-ориентированного взаимодействия актуализируется проблема перевода не только ребёнка, но и педагога из объектной в субъектную позицию, то есть в позицию активного профессионального     самовоспитания     и     самообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е. П. Бобровникова.

Методист ГАПОУ МОК им. В. Талалихина

г. Москва.

Методические рекомендации.

Методическая работа в ДОУ по подготовке воспитателей к личностно ориентированному взаимодействию в педагогическом процессе.

        Понятие «личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированный
подход к
обучению» появились в отечественной психолого-педагогической науке
сравнительно   недавно.   В   основе   личностно-ориентированной   дидактической
модели   лежит   идея   гуманизма   -   одна   из   древнейших   в   философской   и
педагогической мысли. Идея гуманизации образования нашла своё воплощение в
многочисленных парадигмах, нацеленных на преодоление авторитаризма, на
необходимость коренного  изменения  отношения  к ребёнку,   признании  его  в
качестве субъекта воспитания и обучения. Гуманистические идеи, концепции, выдающихся отечественных и зарубежных педагогов и психологов, педагогов-
новаторов    оказались    плодотворными    для    создания    теоретических    основ
личностно-ориентированной дидактики.

Общее во всех современных концепциях личностно-ориентированного подхода к
образованию   -   это   признание   субъектами   деятельности   всех   участников
образовательного      процесса, создание      системы      субъект-субъективного
взаимодействия педагога и ребёнка, построение обучения на основе личностных
особенностей детей.

Личностно-ориентированное обучение предъявляет особые требования к педагогу.
Только личностью педагога ориентированное обучение способно стать личностно-
ориентированным.   Поэтому   сегодня   в   русле реализации   модели личностно-
ориентированного обучения актуальна проблема перевода педагога в позицию
активного   профессионального   самовоспитания   и   самообразования.   Такими ресурсами обладает система методической работы в дошкольном учреждении.

Сегодня педагоги-дошкольники призваны решать сложные задачи перестройки системы общественного дошкольного воспитания. Реализация концепции перестройки общественного дошкольного воспитания требует от воспитателя совершенствования своего педагогического мастерства. Одной из важнейших задач этого процесса является построение личностно-ориентированной модели во взаимодействии с детьми.         Личностно-ориентированный подход во взаимодействии педагога с детьми подразумевает под собой обеспечение личностного становления ребёнка. В его основе лежит особый стиль взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса, обозначаемый словом «сотрудничество». Сотрудничать должны и педагог с детьми, и дети друг с другом. При такой модели педагог не подавляет детей своим авторитетом, не пресекает их общение, а выступает как старший партнёр, наставник, помощник, что позволяет ребёнку раскрыть свой творческий потенциал и координировать свои действия с действиями партнёров, принимать их точку зрения.

        Главное лицо преобразования процесса обучения на гуманистической основе - педагог. Насколько ему это удаётся, зависит от его профессиональной подготовки, общего культурного уровня, от личностных качеств, от того, насколько глубоко он осознаёт необходимость индивидуализации педагогического процесса, признаёт самоценность личности ребёнка. Поэтому сегодня в русле реализации модели личностно-ориентированного взаимодействия актуализируется проблема перевода не только ребёнка, но и педагога из объектной в субъектную позицию, то есть в позицию активного профессионального     самовоспитания     и     самообразования.

Методическая     служба ДОУ   обладает необходимыми ресурсами для решения этой проблемы и даёт возможность «дойти» до каждого педагога с учётом его индивидуальности, оказать помощь в преодолении возникших у него трудностей, в осознании и переосмыслении жизненных и профессиональных установок, стереотипов, ценностных ориентации, в повышении уровня педагогической культуры и компетентности.

        В ходе подготовки педагогов к реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми определяются следующие задачи:

  1. Помочь     воспитателям     оценить    преимущества    личностно  ориентированного обучения перед учебно-дисциплинарным.
  2. Познакомить   воспитателей   с   технологией   проблемного   и   опосредованного обучения и помочь овладеть её элементами на практике.
  3. Подвести    педагогов    к    осознанию    необходимости    гуманизации    процесса взаимодействия с детьми.

На начальном этапе велась следующая работа:

1)        Выявление    представлений   воспитателей    о    сущности    и    целях    личностно-ориентированного подхода к обучению детей.

2)  Определение стиля взаимодействия воспитателей с детьми.

Для этого могут быть  проведены:

  1. Индивидуальные беседы с целью изучения идеальных представлений педагогов о личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. (Приложение 1).
  2.   Анкетирование   воспитателей   с   целью   изучения   реальных   представлений   о личностно-ориентированной модели обучения детей (Анкета М.В. Крулехт). (Приложение 2).
  3. Наблюдение за взаимодействием воспитателя с детьми для получения объективной информации о характере   взаимодействия.  Данные наблюдения практически совпадают с данными анкетирования. Кроме того – преобладает прямой тип обучения с использованием репродуктивных методов.

         Исходя из полученных данных, выстраивается план работы, направленный на ознакомление воспитателей с методами личностно - ориентированного взаимодействия.

В методической работе могут быть использованы следующие формы работы: деловая игра (приложение 3), круглый стол (приложение 4), открытые показы различных видов совместной деятельности (приложе6ние 5).

        Методическая работа с педагогами в ДОУ способна переориентировать педагогов на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке.

        

Приложения.

Приложение 1.

Беседы-интервью по следующим вопросам:                                                                               Что такое личностно-ориентированная модель обучения детей? Какой смысл вы вкладываете, когда слышите или используете данное понятие? Применяете ли данную модель в практике своей работы?

Приложение 2

Анкетирование   воспитателей   с   целью   изучения   реальных   представлений   о личностно-ориентированной модели обучения детей (Анкета М.В. Крулехт).

  1. Строгий воспитатель лучше, чем не строгий.
  2. Воспитатель - главная фигура, от него зависит успех и эффективность
    воспитательной работы.
  3. На занятиях, в ходе режимных моментов ребёнок должен выполнять то, что
    намечено воспитателем.
  4. Послушание детей - заслуга педагога.
  5. Ребёнок подобен глине - из него можно лепить всё, что угодно.
  6. Ребёнок должен выполнять все требования воспитателя.

7.        Основная     цель    воспитателя   -  реализовать    требования    программы
        воспитания и обучения детей.

  1. Центральная задача учебно-воспитательной работы - вооружение детей
    знаниями, умениями, навыками.
  2. Главное в работе педагога - добиться исполнительности детей.
  3. Воспитание - это прежде всего требовательность к детям.
  4. Поощрять   следует   только   те   желания   и   инициативу   детей,  которые
    соответствуют поставленным педагогом задачам.
  5. Хорошая дисциплина - залог успеха в воспитании и обучении детей.
  6. Наказание - не лучшая форма воспитания, но оно необходимо.
  7. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле.

48 баллов и более - тип ориентации на модель взаимодействия с детьми можно охарактеризовать как выраженную ориентацию на дисциплинарную модель;

43 - 47 баллов -умеренная ориентация на дисциплинарную модель;

38 - 42 балла - умеренная ориентация на личностную модель;

37 баллов и ниже - выраженная ориентация на личностную модель взаимодействия с детьми.

Приложение3.

Деловая игра «Занятие по изготовлению салфеток» (сост. Т.И. Чиркова).                           Цель деловой игры: «проживание» участниками роли обучающегося на занятии в ситуации авторитарной модели взаимодействия и в модели сотрудничества. На собственном опыте сравнить самочувствие и эмоциональное состояние обучающегося в различных моделях взаимодействия воспитателя с детьми.                                                     Краткое описание игры: воспитателям предлагалось «поиграть» в роль детей подготовительной группы в процессе продуктивной деятельности: «Изготовление бумажной салфетки» по определённому алгоритму действия, задаваемому ведущим в трёх вариантах взаимодействия участников занятия.

  1. вариант - «детям» предлагалось внимательно слушать задание и выполнять указания воспитателя.  При этом запрещалось  отвлекаться, разговаривать  с  соседом,  задавать вопросы, переспрашивать (Указания давались чётко, с паузами для выполнения действий основной массой участников, на отстававших не обращалось внимание).
  2. вариант - начало инструкции как в первом варианте. Изменились только условия деятельности. «Дети» могли общаться со своим соседом, спрашивать что-то у него, но к воспитателю обращаться запрещалось. Предлагалось всё делать вместе, но без помощи воспитателя.
  3. вариант - «Сейчас мы сделаем ещё одну салфетку. Вы будете очень внимательны, но если вам что-то будет непонятно или вы не успеваете, вы можете обратиться ко мне, попросить помочь, проверить, правильно ли вы делаете. Можно советоваться с друзьями». Повторяется первый алгоритм задания. Воспитатель, ведущий занятие, учитывает темп деятельности всех участников деловой игры, дожидается отстающих, показывает, как делать, помогает исправить ошибку.

Анализ результатов деловой игры. При оценке правильности узора салфетки проводится сравнение количества успешной работы по всем трём сериям.

Приложение 4.

Круглый    стол    на    тему  «Обсуждение    правил    личностно- ориентированного взаимодействия».

Проведение круглого стола направлено на то, чтобы помочь педагогам проанализировать свой стиль взаимодействия с детьми и подвести их к осознанию необходимости его гуманизации.

Ход. На подготовительном этапе всем воспитателям в индивидуальном порядке предлагаются для изучения памятки с правилами личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, разработанными В.П. Дубровой и Е.П. Милашевич.                                   Памятки содержали следующие правила:

  1. Никогда не наказывайте детей.
  2. Не сравнивайте детей друг с другом, не ставьте в пример друг другу.
  3. Не выставляйте детей на позор (не отчитывайте при всех, не заставляйте просить прощения).
  4. Не укоряйте детей.
  5. Не жалуйтесь на них родителям.
  6. Не оскорбляйте.
  7. Не приказывайте, не требуйте жестко.
  8. Обеспечивайте успех во всех делах, и особенно в творчестве, старайтесь вовремя ненавязчиво помочь ребёнку.
  9. Хвалите за успехи.
  10. Верьте и доверяйте безоговорочно.
  1. Договаривайтесь, находите общее, уступайте желаниям.
  2. Прощайте искренне.

        На   следующем   этапе, по   прошествии   некоторого   времени, воспитателям   было предложено индивидуально ответить на 2 вопроса:

  1. Согласны ли вы с данным правилом?
  2. Всегда ли вы его выполняете?

        Далее педагогов знакомят  с результатами опроса по соблюдению правил л/о взаимодействия, приведёнными выше. После обмена общими впечатлениями педагогам предлагаются для обсуждения следующие вопросы:

1)        Что   вы   понимаете   под   уважением   личности ребёнка,   защитой   его   прав  и достоинств?

2)        К чему ведёт использование таких форм воздействия на ребёнка как наказание, унижение, недоверие, укоры, жалобы родителям? Как их избежать?                                     При обсуждении данных вопросов воспитателям предоставлена возможность свободно высказывать своё мнение и варианты ответов на поставленные вопросы, «проигрывать» различные ситуации общения с детьми.

Приложение 5.                                            

Проведение серии открытых занятий.

Проведение серии открытых занятий позволяет познакомить воспитателей с технологией проблемного и опосредованного обучения и овладеть его элементами на практике.

Ход. Воспитателям может быть предложено подготовить и провести для своих коллег открытый показ совместной организованной образовательной деятельности в разных возрастных группах. Проведения данных мероприятий обязательно предусматривает использование элементов проблемного и опосредованного обучения: решение проблемной ситуации, проведение простейших опытов и экспериментов, работа со схемой, решение проблемной ситуации, решение логических задач, работа с картой, эвристическая беседа, проблемные вопросы и т.д. Конспекты обсуждаются с воспитателями заранее. После просмотра перед воспитателями могут быть поставлены следующие вопросы: Какие знания получили дети? Каким путём они их получили? В чём ценность данного пути?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Игровые личностно - ориентированные технологии построения педагогического процесса"

Консультация для воспитателей  "Игровые личностно - ориентированные технологии построения педагогического процесса"...

Статья на тему : "Основа личностно-ориентированного взаимодействия в педагогическом процессе."

Данная работа представляет собой реферат, в котором глубоко и интересно проанализированы задачи ФГОС .·        В реферате отражена специфика  личностн...

"Актуализация знаний воспитателей к личностно - ориентированному взаимодействию с детьми через нетрадиционные техники изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС

В этом учебном году наряду с нетрадиционнымитехниками изобразительной деятельности я, как всегда, старалась  осуществлять  личностно - ориентированный подход в воспитании дошкольников.Личнос...

Методическая разработка для педсовета на тему: «Активные методы работы с педагогами, как условие личностно – ориентированного взаимодействия».

Цель: преодоление профессиональных дефицитов педагогов в реализации личностно-ориентированного взаимодействия с детьми на основе апробации альтернативной модели внутрифирменного развития педагогов ДОУ...