Конспект открытого показа непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Наша печка хороша!»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Гульмира Гасанова

Тема: “Наша печка хороша”.

Возрастная группа: старшая

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью - главной частью избы и ее назначением.

Задачи:

  • расширять кругозор о культуре, традициях и обычаях своей  страны; формировать обобщенные способы умственной работы и средств построения собственной познавательной деятельности и с помощью воспитателя:
  • развивать поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию-прогназированию будущих изменений , воображение и творческие способности; умение строить высказывание, использовать различные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении;
  • приобщать детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к праздникам народов мира, народным традициям

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Формы организации: подгрупповая, индивидуальная, в парах.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, экспериментирование, изготовление продукта детского творчества (изготовление печки и пирожков)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_russkaya_pech.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

                 

К3.П7

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 123 «Планета детства»

Конспект

открытого показа

непрерывной образовательной деятельности

                                по познавательному развитию в старшей группе

на тему:

«Наша печка хороша!»

Подготовила и провела

19 апреля 2018 г.

Воспитатель: Гасанова Г.А.

                                                          Саратов 2018

                       


Тема: “Наша печка хороша”.

Возрастная группа: старшая

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью - главной частью избы и ее назначением.

Задачи:

  • расширять кругозор о культуре, традициях и обычаях своей  страны; формировать обобщенные способы умственной работы и средств построения собственной познавательной деятельности и с помощью воспитателя:
  • развивать поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию-прогназированию будущих изменений , воображение и творческие способности; умение строить высказывание, использовать различные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении;
  • приобщать детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к праздникам народов мира, народным традициям

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Формы организации: подгрупповая, индивидуальная, в парах.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, экспериментирование, изготовление продукта детского творчества (изготовление печки и пирожков)

Оборудование: интерактивная доска, заготовка печи, корзина с дровами, платок для игры, свитки с заданиями, украшения для группы, материал для лепки, соленое тесто, материал для рисования, салфетки.

                                                               Ход НОД

      Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I.Вводная часть

Гости сидят. Включен музыкальный и зрительный ряд. Обращаюсь к гостям .

Заходят дети. Проходят в группу.

 - «Здравствуйте, гости дорогие!».  Женя: «Добро пожаловать»

Рита: «Добрый гость всегда в пору»

Настя: «Для доброго гостя и ворота настежь»

- Всем ли видно, всем ли слышно? Гостям ли места хватит? Не тесновато ли хозяевам?

Дети вместе: В тесноте да не в обиде!

- Ай какие молодцы! А где же наши подушки-душки, берите их скорей и занимайте места на ковре.

Дети индивидуально и вместе приветствуют гостей.

Дети садятся на подушки в групповой на ковре.

Ребята, я загадаю загадку, и вы узнаете, о чем мы будем говорить

Загадка:

Внутри огонь горит.

Из трубы дым валит,

Кашу варит.

Блины жарит.

- Правильно, ребята, мы будем говорить о русской печи

Ответы детей: Печка.

II  Основная часть.

- Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

- Войдя в избу, на печь сразу же обращали внимание: она занимала почти пол избы. Печь была неотъемлемой частью жилища.

 Почему же ей такой почет? Для чего же она нужна?

 

- Она служила источником тепла и света. На печке можно было спать или лежать греться.

- Место, где люди спали на печи, называлось полати

- А человека, который выкладывал печь называют печник. Слава о хорошем печнике шла по всей округе.

Каша, блины и пирожки, приготовленные в русской печи, отличались по вкусу от той же еды, приготовленной на плите. Русская печь очень долго держит тепло, поэтому некоторые блюда стоят, томятся долго в тепле, чем на плите.

Ответы детей. (Она отапливала избу, на ней варили еду, сушили одежду, обувь, грибы, травы.)

Ребята, посмотрите, у нас в группе тоже есть печка. Русская печь сотоит из разных частей. У нее есть:

 дымоход по которому дым выходит на улицу,

опечье, в котором хранятся дрова,

печурка - это отверстие в котором хранят  горшочки с  готовой едой, чтоб она не остыла,  

а если мы откроем заслонку, то увидим устье, в котором готовят еду в глиняных горшочках, а ставят их на шесток.

Открываю заслонку. Ах, здесь чугунки, да не простые а с заданиями они. Ребята, давайте выполним задания. Начнем с самого маленького.

Ответы детей.

1 задание.  Как вы думаете, чем топили русскую печь? А какими дровами? А какие деревья вы знаете?

Самые лучшие дрова из березы, они очень долго греют. А самые жаркие - дубовые, они дают много тепла. А быстрее всего разгораются хвойные? Какие хвойные деревья вы знаете?

Ответы детей: дровами, деревянными, разные деревья.

Ответы детей.

Ребята посмотрите, в нашей корзине есть разные дровишки. Посмотрите, дубовые самые тяжелые. А какие самые легкие? А вы знаете почему? Какие вы молодцы ребята, справились с первым заданием. Давайте посмотрим какое же следующее задание?

Ответы детей.

Дети сравнивают дрова по весу, внешнему виду, расположению волокон древесины.

 2 задание:  Печи делали из разного материала. На доске вам предложены разные материалы, вам нужно выбрать правильные материалы, из которых можно сделать настоящую русскую печь. Материалы которые подходят нужно перенести в зеленый квадрат, не подходят в красный. Если печь делали из камня, то она называлась как…? Из глины? Из кирпича?

 Молодцы, все вы ребята знаете и с легкостью выполняете задания. Но устали наверное уже. Сейчас бы полежать на печи, как любит Бабка-ежка.

Давайте с вами поиграем. Я приготовлю платочек, а Саша выберет нам считалочкой Бабушку Ягу. Играем два раза.

Объясняю правила игры.

Подвижная игра «Баба Яга»:

«Бабка Ежка, костяная ножка,

с печки упала, ножку сломала,

а потом и говорит:

 «У меня нога болит».

Здорово ребята играли, и Бабка Ежка, костяная Ежка. Но нам пора выполнять 3 задание.  

3 задание: Затрещит мороз во дворе, завоет ветер в трубах, а у печки тепло и уютно. Особенно лежать на печи любили старики и дети. А сколько сказок было рассказано на печи долгими вечерами.

- А вы сказки знаете? Назовите сказки, в которых встречается печь…

- Вижу, любите сказки.  Засиделись мы с вами! А хотите в нашей печи испечь пирожки?  

Тогда нам нужно постараться, и хорошенько размяться.

Разминка-песенка.

Но еще нам надо раскрасить нашу печь, чтоб она была яркой и красивой, и радовала нас. Я предлагаю мальчикам побыть печниками, а девочки-хозяюшки испекут нам вкусные пирожки.

Ответы детей.

Предлагаю подойти к интерактивной доске.

Дети работают на интерактивной доске, перемещают картинки с материалами в соответствующие квадраты, объясняя свой выбор.

Ответы детей.

Ребенок выбирает ведущего в игре с помощью считалочки.

Дети играют в подвижную игру, один ребенок - ведущий (Бабка Ежка), остальные детки которые стараются уйти от Бабы Яги и не стать заколдованными.

Предлагаю детям сесть на подушки.

Ответы детей: «Заюшкина избушка», «Гуси - лебеди», «По - щучьему веленью», «Жихарка».

Ответы детей.

Предлагаю детям спеть песенку.

Мальчики красят печь: раскрашивают кирпичи и прорисовывают их.

Девочки из соленого теста лепят пирожки.

III. Заключительная часть

Ставим пирожки с подносом на стол рядом с печью.

Девочки смотрите как наши печники преобразили нашу печь. Мальчики, посмотрите какие аппетитные пирожки слепили наши хозяюшки.

Ребята, а пока наши пирожки греются, подходят, давайте сядем на свои места, наши душки-подушки соскучились по нам.

- Как тепло и уютно стало у нас. А вы дома помогаете мамам и папам?  А расскажите какие сегодня мы с вами испекли чудесные пирожки и смастерили настоящуу русскую печку? Что бы вы хотели рассказать дома?

Девочки и мальчики хвалят друг друга.

Ответы детей.

Вношу поднос с самоваром и атрибутами для чаепития с пирожками и предлагаю детям продолжить игру «Чаепитие» в игровой зоне.