Главные вкладки

    Методическая разработка (средняя группа) по теме:
    «Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

    Матвеева Юлия Петровна

    «Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект

    «Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА

     «Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

    Тип  проекта: познавательно-творческий 

    Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май 2017-2018 года)

    Автор проекта: Матвеева Юлия Петровна, Смирнова Наталья Викторовна

    Участники проекта: дошкольники 4-5 лет

    Актуальность: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Занятия изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что благоприятно влияет на его интерес к работе с уже традиционными средствами изобразительной деятельности.

    Цель проекта: 

    Поддержать интерес  к  изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа, развить художественные (творческие) способности  детей среднего дошкольного возраста.

    Задачи проекта:

    - Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;

    - Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;

    - Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;

    - Развивать точные движения руки и мелкую моторику пальцев;

    - Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

    - Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

    Ожидаемые конечные результаты:

    - Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

    - Повышение  активности  каждого  ребёнка - участника  проекта в  использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной  деятельности;  

    - Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности  у  детей;

    - Развитие сенсорных умений, мелкой моторики;

    - Повышение   педагогической   компетентности   родителей   в   вопросах   развития изобразительных  умений детей, переориентация  ценностных  установок  в  значимости  данного вида детской деятельности.

    Продукт проектной деятельности: компьютерная презентация «МЫ – ТВОРЦЫ!»

    Ресурсное обеспечение проекта: 

    - И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации» - М.: «Карапуз-Дидактика», 2006.

    - Г. Г. Григорьева «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» - М.: «Учеб. пособ. для студ. высш. учебн. заведений. Кафедра», 2000.

    - Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.: «Скрипторий 2003», 2007.

    - Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование» - М.: «Творческий Центр», 2005.

    - А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» - Ярославль: «Академия развития», 2004.

    - А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей» - СПб.: «КАРО», 2010.

    - Интернет-ресурсы.

    Этапы реализации проекта:

    1. Организационный этап:

    • Составление перспективного плана, разработка конспектов.

    • Подбор наглядных и дидактических материалов.

    •  Подготовка презентаций.

    •  Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

    •  Работа с родителями: ознакомление с планом проекта, его задачами.

    2. Практический этап:

    Перспективное планирование работы с детьми по проекту: «Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

    Месяц

    Образовательная область

    Непосредственная образовательная деятельность

    Задачи

    сентябрь

    —— // ——

    —— // ——

    —— // ——

    октябрь

    Познавательное развитие. 

    Художественно-эстетическое 

    развитие. Социально-коммуникативное развитие.

    Физическое развитие.

    Беседа: «Наш фруктовый сад»

    Рассматривание иллюстраций  «Фрукты».

    Д/и «Назови одним словом».

    Д/и «Две корзинки».

    Д/и «Собери картинку».

    Игры с мячом «Съедобное – не съедобное».

    Отгадывание загадок на тему «Фрукты».

    Рисование половинкой яблока «Осенний компот».

    Закрепить понятия «фрукты».  Рассказать детям о пользе фруктов. Познакомить детей с заготовкой фруктов – консервирование, приготовление компотов и соков. Закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях.

    Познакомить детей с новой техникой получения изображения: отпечатки половинкой яблока.

    Рассматривание иллюстраций «Деревья».

    Экскурсия по участку детского сада.

    Д/и «Назовите, одним словом».

    Д/и «Четвертый лишний».

    Д/и «Собери картинку».

    Д/и «С какого дерева листочек?».

    Аппликация из сухих листьев «Осеннее дерево».

    Формировать обобщающее понятие «деревья»  (у  дерева есть корни, ствол, ветви, листья, плоды). Закрепить название  знакомых деревьев.   Рассказать детям о пользе деревьев.

    Закрепить представления об осени.  Познакомить детей с новой техникой получения изображения с помощью природного материала (опавших листьев) создавать образ осеннего дерева, находить места для листочков на изображении дерева.  

    ноябрь

    Познавательное развитие. 

    Художественно-эстетическое 

    развитие. Социально-коммуникативное развитие.

    Физическое развитие.

    Беседа: «Дикие животные».

    Рассматривание иллюстраций  «Дикие животные».

    Рассказ воспитателя на тему: «Как животные готовятся к зиме?».

    П/и «Зайцы и волк».

    Д/и «Кто лишний?».

    Д/и «Собери картинку».

    Д/и «Кто где живет?».

    Отгадывание загадок на тему «Дикие животные».

    Просмотр презентации: «Дикие животные».

    Рисование вилкой «Ёжик».

    Формировать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные; усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни; продолжать воспитывать любовь к природе; воспитывать культуру поведения в лесу. Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование вилкой. Развитие творческих способностей детей; формировать художественное восприятие и воображение.

    Беседа: «Домашние птицы».

    Рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц.

    Д/и «Четвёртый лишний».

    Д/и «Что забыл нарисовать художник?».

    П/и «Цыплята и лиса».

    Пластилинография - «Ваза».

    Продолжать расширять знания детей о домашних птицах, об их жизни, об особенностях внешнего вида, повадках, пользе для человека.

    Познакомить детей с новой техникой получения изображения с помощью мятой бумаги.

    декабрь

    Познавательное развитие. 

    Художественно-эстетическое 

    развитие. Социально-коммуникативное развитие.

    Физическое развитие.

    Беседа: «Птицы – наши друзья».

    Рассматривание иллюстраций  «Птицы».

    Наблюдение за птицами на участке детского сада.

    Просмотр презентации: «Снегирь».

    П/и «Птички в клетке».

    П/и «Птички и кошка».

    Д/и «Сложи птицу».

    Аппликация с использованием ниток и чая «Снегирь».

    Продолжать расширять знания детей о птицах, об их жизни, об особенностях внешнего вида, повадках, роли человека в жизни зимующих птиц. Развивать интерес к жизни птиц. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

    Познакомить детей с новой техникой получения изображения с помощью ниток и чая.

    январь

    Познавательное развитие. 

    Художественно-эстетическое 

    развитие. Социально-коммуникативное развитие.

    Физическое развитие.

    Беседа: «Поёт зима, аукает...».

    Рассматривание иллюстраций  «Зима».

    Беседа: «Можно ли зимой есть снег?».

    Наблюдение за погодой.

    П/и «Два мороза».

    Д/и «Подбери признаки».

    Рисование мятой бумагой «Зима».

    Расширить представление детей о характерных признаках зимы; её народных приметах; закрепить названия и последовательность зимних месяцев.

    Познакомить детей с новой техникой получения изображения с помощью мятой бумаги.

    февраль

    Познавательное развитие. 

    Художественно-эстетическое 

    развитие. Социально-коммуникативное развитие.

    Физическое развитие.

    Рассматривание иллюстраций  «Зимние узоры».

    Загадывание загадок о зиме.

    Рассматривание снежинок.

    Д/и «Цветные варежки».

    Д/и  «Назови ласково».

    П/и «Я мороза не боюсь».

    П/и «Снег  кружится».

    Рисование солью «Морозные узоры».

    Уточнить и расширить представление детей о зиме, учить видеть красоту зимнего пейзажа на картинах и в повседневной жизни. Расширять общие представления об окружающем мире.

    Познакомить детей с новой техникой получения изображения с помощью соли.

    март

    Познавательное развитие. 

    Художественно-эстетическое 

    развитие. Социально-коммуникативное развитие.

    Физическое развитие.

    Беседа: « В мире цветов».

    Рассматривание иллюстраций «Цветы».

    Д/и «Собери цветок».

    П/и «Садовник и цветы».

    Игра с мячом «Дерево, цветок, куст».

    Рисование ватными палочками «Цветы».

    Продолжать расширять знания детей о цветах. Классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).

    Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых. Продолжать знакомить детей с техникой получения изображения с помощью ватных палочек.

    апрель

    Познавательное развитие. 

    Художественно-эстетическое 

    развитие. Социально-коммуникативное развитие.

    Физическое развитие.

    Беседа: «День космонавтики».

    Рассматривание иллюстраций о космосе.

    Д/и «Собери ракету».

    П/и  «Самолёты».

    С/р игра «Космический корабль».

    Рисование  цветными мыльными пузырями и зубными щётками -  «Космос».

    Формирование начальных представлений о Космосе. Познакомить с профессией космонавта. Развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира.

    Познакомить детей с новой техникой получения изображения с помощью цветных мыльных пузырей и зубных щёток.

    май

    Познавательное развитие. 

    Художественно-эстетическое 

    развитие. Социально-коммуникативное развитие.

    Физическое развитие.

    Беседа: «Что мы знаем о цветах?».

    Рассматривание иллюстраций «Цветы».

    Д/и «Собери цветок».

    Д/и «Соедини точки и узнай, какой это цветок получился»

    «Цветы из пластиковых ложек»

    Продолжать расширять знания детей о цветах. Познакомить с профессией флорист.

    Продолжать знакомить детей с техникой получения цветов из пластиковых ложек.

    Перспективное планирование по взаимодействию с родителями  при реализации проекта: «Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

    Дата

    Мероприятие

    Форма работы

    Сентябрь

    Знакомство с темой, целями и задачами ОД - заочная консультация.

    «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» - заочная консультация.

    Консультация

    Октябрь

    Выставка поделок из природного материала «Дары Осени».

    Рекомендации для родителей по темам «Овощи», «Осень».

    Индивидуальные беседы и рекомендации.

    Выставка

    Рекомендации

    Беседа

    Ноябрь

    «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей» - заочная консультация.

    Рекомендации для родителей по темам «Дикие животные», «Посуда».

    Консультация

    Рекомендации

    Декабрь

    Выставка поделок «Сотвори чудо»

    Рекомендации для родителей по теме «Птицы». Индивидуальные беседы и рекомендации.

    Выставка

    Рекомендации

    Беседа

    Январь

    «Использование нетрадиционных методов рисования».

    «Мои Новогодние каникулы» - создание альбома.

    Рекомендации для родителей по теме «Зима».

    Консультация

    Совместная работа с детьми

    Рекомендации

    Февраль

    «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев» - заочная консультация.

    Рекомендации для родителей по теме «Зимние забавы».

    Индивидуальные беседы и рекомендации.

    Консультация Рекомендации

    Беседа

    Март

    «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их ролью в развитии детей дошкольного возраста» - семинар – практикум.

    Рекомендации для родителей по теме «Цветы».

    «Развитие творческих способностей у детей»

    Семинар - практикум Консультация Рекомендации

    Апрель

    Выставка «Книжки, сделанные своими руками» «Куда сходить в выходной день» - заочная консультация.

    Рекомендации для родителей по темам «Космос»

    Выставка

    Консультация Рекомендации

    Май

    Показ презентации о проделанной работе.

    Индивидуальные беседы и рекомендации.

    Беседа

    3. Заключительный этап:

    •  Показ презентации о проделанной работе с детьми «МЫ - ТВОРЦЫ!»

    •  Оформление выставки рисунков и поделок детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация совместной деятельности по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства - салфеточной аппликации и пластилинографии.

    Ребёнок после рождения - это беспомощное существо. И только взрослые могут помочь детям расти, полноценно развиваться, учиться и совершенствовать свои умения и навыки. Всё это им необходимо! Важно раз...

    Развитие творческого воображения у дошкольников посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

    Данный материал содержит методические рекомендации по овладению детьми дошкольного возраста нетрадиционными техниками изобразительной деятельности , а также рекомендации по использованию природного ма...

    Консультация для педагогов по теме "Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС"

    С введением ФГОС ДО одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие (художественно-эстетическая область), как одно из средств духовно-нрав...

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности

    В данной статье освещаются вопросы использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста....