Главные вкладки

    Ошибки при обучении детей правилам дорожного движения
    статья по обж по теме

    Матвеева Юлия Петровна

    Ошибки при обучении детей правилам дорожного движения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

    Ошибки при обучении детей правилам дорожного движения

    С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Основными причинами дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице. Дети еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающего транспортного средства и его скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.

    Поэтому в дошкольном учреждении необходима система по профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения правил дорожного движения, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребенка. Данную работу необходимо вести в течение всего учебного года. Важно отметить, что в этом процессе должны быть задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители.

    Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.

    Рассмотрим некоторые ошибки при обучении детей правилам дорожного движения

    1. Речь педагога и родителей.

    В стремлении доходчиво донести до детей содержание Правил, некоторые педагоги и родители обращаются к детям, так называемым детским языком, это не только делает Правила не понятными, но и искажает реальную картину дорожного движения. Согласитесь, что опасными на дороге бывают автомобили, а не автомобильчики. Обращаться к детям, даже к маленьким, надо нормальным, обычным языком.

    2. Использование веселых и смешных иллюстраций (комиксов).

    Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.

    3. Важно обратить внимание на используемые в правилах основные понятия и термины. 

    К сожалению, на практике и родители, и некоторые воспитатели, употребляют термины и понятия, которым обучали в их детские годы, но десятки лет назад изъятые из Правил дорожного движения: Это «машина» вместо «автомобиль» или «транспортное средство»; «мостовая» вместо «проезжая часть»; «постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПС»; «зебра» вместо «пешеходный переход»; «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал»; «ряд» вместо «полоса движения»; и т.д. Не существует понятия «островок безопасности». Нет дорожного знака «Осторожно, дети» есть дорожный знак «Дети». Употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других, приводит к искажению терминов и, в свою очередь, вызывает ошибки в понимании ПДД.

    4. Красный сигнал светофора - «стой», желтый - «приготовиться», зеленый - «иди». Следуя такому правилу, дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зеленому сигналу. В ПДД сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. При этом ни слова не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения! Практика же дорожного движения не исключает опасности пересечения проезжей части по зеленому сигналу светофора, если пешеход сам не предпринимает необходимые меры предосторожности. К тому же дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зеленый сигнал светофора для пешехода, с другой стороны для водителя горит красный, и наоборот.

    ПРАВИЛО: Красный сигнал светофора – запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый – не приготовиться, а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода желтый сигнал так же является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый – разрешает движение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый. Поэтому прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.

    5. При переходе дороги посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо.

    Это правило создает опасную ситуацию, так как поведение ребенка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуемо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперед или назад и оказаться под колесами.

    ПРАВИЛО: Прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию. Переходить дорогу нужно только в специально отведённых местах.

    6. Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома.

    Но во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т.е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко не всегда соблюдается. И хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности.

    ПРАВИЛО: Выходя из подъезда, будь внимателен и осторожен. Играй подальше

    от места проезда автомобилей. Играй на специально отведенных детских площадках.

    7.Обходи трамвай спереди, автобус - сзади.

    Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при обходе транспортного средства сзади или спереди ни водитель, ни пешеход не видят друг друга из-за стоящего транспорта, и происходит наезд на пешехода в ситуации закрытого обзора.

    ПРАВИЛО: Нужно объяснить детям, что идти нужно до ближайшего пешеходного перехода и переходить там. Если перехода нет, ждать, пока транспортное средство  отъедет на безопасное расстояние, и дорога будет хорошо просматриваться в обе стороны.

    8. Если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги.

    В Правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности». Есть только островки, информирующие водителя о направлении движения в местах разделения или слияния транспортных потоков, и называются они «направляющие островки», не гарантирующие безопасность пешеходу. Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется. Ведь пешеход остаётся между двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потоками. Малейшая неосторожность или случайность чревата несчастным случаем.

    ПРАВИЛО: необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть за один приём, но если попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги и не делай шаг ни вперёд, ни назад.

    9. Используют для показа старые знаки, путают группы знаков, неправильно называют дорожные знаки или неверно преподносят информацию, которую несёт в себе тот или иной дорожный знак.

    10. Начинают обучение со знаков, неактуальных для юных участников дорожного движения. На практике воспитатели очень часто, даже в ущерб другим темам по ПДД, уделяют излишне много времени дорожным знакам, вовлекая воспитанников в поверхностное заучивание названий большого количества знаков. Следует помнить, что дорожные знаки главным образом предназначены для водителей. Детям, безусловно, необходимо знать значение дорожных знаков, но прежде всего это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов: «Пешеходный переход» (подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка», «Жилая зона», «Пешеходная зона», «Место остановки (автобуса, троллейбуса, трамвая)».

    11. Неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети». Этот знак — для водителей. Он вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как впереди школа, детский сад или другое учреждение.

    Все эти ошибки возникают оттого, что педагоги часто используют устаревшую учебно-методическую литературу, не соответствующую действующим правилам дорожного движения. При подготовке к занятиям педагогам необходимо использовать официальные издания Правил дорожного движения РФ с учетом изменений и дополнений и учебно-методическую литературу, имеющую гриф «Допущено» или «Рекомендовано» Министерством образования и науки РФ и рекомендованной Госавтоинспекцией.

    Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения"

                         Дорожное движение едино для детей и взрослых. Ряд дорожных ситуаций одинаково опасен как тем, так и другим. И правила...

    Консультация для родителей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения»

         К сожалению, на практике и взрослые, и авторы ряда учебных пособий по ПДД употребляют термины и понятия, десятки лет назад изъятые из ПДД.  Это «улица» вместо «дорога»...

    Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения

    Обучение детей правилам дорожного движения по-прежнему остается одной из важнейших задач дошкольного образования и при том многие педагоги и родители нередко сами допускают ошибки. Самые типичные из н...

    Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

    Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....

    Методические рекомендации для родителей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения»

    Методические рекомендации для родителей«Типичные ошибки при обучении детейправилам дорожного движения»При обучении детей правилам дорожного движения многие педагоги и родители нередко сами...

    Консультация для педагогов "Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения"

    Консультация для педагогов "Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения"...

    Программа для групп общеразвивающей направленности по обучению детей правилам дорожного движения "Юные инспектры движения" для детей от 2 до 7 лет

    Программа "Юные инспекторы дорожного движения" разработана в соответствии с ФГОС ДО. В ней представлена система образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 2  до 7 лет...