Использование инновационных технологий в работе музыкального руководителя в ДОУ
методическая разработка на тему

Лобанова Елена Борисовна

Инновационная деятельность

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

МБДОУ « Детский сад №173»

 

 « Использование инновационных технологий в работе     музыкального руководителя ДОУ»

Г.Иваново

                                                                                                                               

  Составила:

 Музыкальный руководитель

 Лобанова Е.Б

                                                               

 

  Использование инновационных технологий в работе     музыкального руководителя ДОУ

« Кто овладевает новым, лелея старое, тот может быть настоящим учителем»

                                                                                         Конфуций                                                                                                    

Творческая работа в   ДОУ   требует  от музыкального руководителя использование современных педагогических  технологий, направленных на усвоение детьми образовательных программ в условиях реализации ФГОС, позволяющих добиться раскрытия и развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Существует множество  инновационных  технологий в образовании.  Остановимся  на технологии проблемно-развивающего обучения, а также информационно-коммуникационной технологии.

В современных образовательных технологиях передача знаний идет в форме постоянно решаемых проблем. Занятие проводится чаще всего в виде проблемного диалога.

Технология проблемно - развивающего обучения в детском саду

Существуют четыре уровня проблемного обучения:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия:

«Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?»

«Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?»

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения.

На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Эту технологию я широко использую в игре на детских музыкальных инструментах

Вначале занятия перед детьми ставится цель в виде проблемы.

 Например: «Надо сочинить музыкальную сказку с помощью музыкальных инструментов.  «Колобок», «Теремок» и т.д.  

Затем выстраивается цепочка вопросов и  заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.

Виды вопросов:

Вопросы на возможность выбора.

-С помощью каких инструментов можно передать образы героев сказки?

( Медведя, Зайца, Лисы и т.д.)  

-Какие жанры музыки можно использовать в передаче образов (марш, танец, песня)

Вопросы на установление сходства и различия 

-Какие инструменты можно объединить в одну группу?   Ударные  (барабаны, кубики, ложки),  мелодические  (металлофоны, ксилофоны, пианино и т.д.), духовые  (дудочки, свистульки)

-К какому жанру можно отнести и вальс, и польку, и плясовую? ( «Танец»)

Вопросы, требующие осознания способа действия

-«Угадай, кого изобразил ребёнок в музыке, с помощью каких средств?

 Как ты узнал, как догадался?»

Вопросы на установление причинно-следственных связей

-Как с помощью музыки можно несколько образов сразу?

Что будет если объединить все инструменты? (Даются понятия СОЛО, ОРКЕСТР)

Вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа

-С помощью какого инструмента можно показать как катится колобок?

Вопросы, в которых, сталкиваются противоречия

-Можно ли медведя изобразить с помощью колокольчика?

Проблемная ситуация

-У  нас поломались маракасы, как быть? Чем заменить?  Дети догадываются сделать самодельные инструменты ( баночка с сыпучим материалом) .

Вопросы-шутки

-Прав ли Незнайка? ( «Вопросы - Перепуталки» Незнайка перепутал и изобразил «зайца» с помощью низкого регистра и т.д.)

На одном из занятий можно провести опыт

«Почему и откуда возникает звук?»

Сравнить волны  на воде: от  броска камушка со звуковыми волнами от звона по стеклу стакана, когда образуются невидимые воздушные волны, которые расходятся в разные стороны и постепенно исчезают, звуки затихают.

Условия проведения занятий поискового характера:

-создание для каждого ребенка ситуации успеха;

- проведение элементарных опытов;

-ответы жестами и мимикой, ответы шепотом (на ухо педагогу);

-работа по индивидуальным карточкам;

-работа в парах (учитель-ученик);

-проверка задания друг у друга;

-поиск ошибок у педагога;

-смена ритма работы при помощи вопросов педагога, по хлопку,

при помощи передачи «волшебного предмета»;

-задания на время: «Выбрать ритмический рисунок для каждого образа»;

-модуляции голосом педагога.

От простого к сложному. Следует начинать работу с уже пройденного материала и постепенно усложнять задания.

Обязательно говорить о предстоящей перспективе:

-Вы научитесь сочинять музыкальные сказки самостоятельно.

-К следующему занятию  придумайте свою сказку.

Желательно провести анализ занятия (Рефлексия занятия)

-Что нового вы сегодня узнали?

-Чьи ответы вам понравились больше всего и почему?

-Что вам показалось трудным?

-Что интересного вы узнали?

-Что у вас получилось очень хорошо, а что не очень?

-О чем бы вы хотели узнать на следующем занятии?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"

Данная презентация освещает некоторые здоровьесберегающие технологии, которые можно с успехом использовать в непосредственно образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя

в соответствии с новыми нормативными документами  особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая  внедрения здоровьесб...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»

 Здоровье человека- актуальная  тема  для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавк...

Использование образовательных технологий в работе музыкального руководителя (Из опыта работы)

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении. на современном этапе, наполняется новым содержанием - растить человека способного к самостоятельному творческому труду, личнос...

Сообщение из опыта работы: " Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"

Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольников является музыкальное воспитание детей. С усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозо...

Доклад " Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"

Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольника является музыкальное воспитание детей....