Коммуникативные танцы как элемент музыкально – игровой деятельности детей
статья на тему

Кузьмина Валентина Борисовна

Статья о значении музыкально -игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_tantsy_kak_element_muzykalno.docx16.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Коммуникативные танцы как элемент музыкально – игровой деятельности детей

В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность носит специфический характер. Она эмоциональна в силу особенностей содержания музыкального искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей, а также, при условии применения высокохудожественного репертуара — развития эстетических эмоций, художественного вкуса, представлений о красоте в искусстве и в жизни, то есть основ музыкальной и общей культуры.
Музыкальные игры, так же как в дошкольной педагогике, различны по задачам, видам. Одни направлены на узко дидактические цели (обогащают представления о тембре, динамике, звуковысотности), другие — на более общие (развитие музыкального восприятия, интереса к музыке).
В практике музыкального воспитания детей существуют как игры, так и дидактические пособия. Игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.            
.
      Музыкально-дидактические пособия применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте, длительности, поупражнять детей в различении динамики, темпа и других выразительных средств. Музыкально-дидактические пособия, как правило, включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями и т. д.). Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношения звуков по высоте, длительности. Применение
зрительной наглядности, включающей пространственные представления (выше-ниже, длиннее—короче), в сочетании со слуховой наглядностью (звучание попевок), словесными пояснениями и практическими действиями, помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков.
В музыкальной педагогике нет одной, общепринятой классификации игр.
1. Выделяются музыкально-дидактические игры и пособия на развитие музыкально-сенсорных способностей
. Н. А. Ветлугина разделяет их на настольные, подвижные и хороводные. За основание этой классификации взято различие игровых действий детей. Структура дидактических игр зависит от характера игровых действий и их соотношений с сенсорными заданиями.                                                                                Настольные игры требуют сосредоточения слухового внимания, они спокойны по характеру, способствуют различению свойств музыкальных звуков на основе различных видов моделирования.
В подвижных играх (сюжетных и несюжетных) дети в музыкально-ритмических движениях выполняют задания на различение характера музыки, плавного или отрывистого звучания, особенностей музыкальной речи (темп, регистр, динамика, акцент, пауза, фраза, раздел, кульминация и др.).                                                                                                Хороводные игры и игры с пением также служат этой цели. Эта, известная с давних времен, разновидность игр происходит из фольклора. Народные игры с пением развивают у детей представления об обычаях, традициях, особенностях музыкального языка фольклора.
          С древних времен танец является  одной из важных форм воспитания человека. Особую роль в этом играют народно-бытовые танцы, в которых через разнообразные танцевальные движений отражаются эталоны поведения в обществе, трудовая деятельность, семейные отношения. В XX веке на основе народно-бытовых танцев возникли коммуникативные танцы.

Большинство педагогов-музыкантов высказывают мысли и идеи по поводу того, что простой, легкий, игровой танец вызывает у детей массу положительных эмоций, способствуя развитию не только музыкально-ритмических способностей, но коммуникативных навыков (А.Буренина, Н.Куприна, О.Бубнова, М.Картушина, С. и Е.Железновы и др.).                       Такой танец имеет название «коммуникативный танец».

Методика А.Бурениной «Коммуникативные танцы-игры для детей» является наиболее подходящей для развития коммуникативных навыков в музыкально-ритмической деятельности, поскольку предлагает детям несложные танцы-игры, стимулирующие выполнение музыкально-ритмических движений в процессе невербального контакта с партнером и на основе эмоционального подъема.                                                Музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка.         К ним относится практически весь детский фольклор — частушки, потешки, прибаутки. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но — с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников. Основанные на методах и приёмах, найденных немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, музыкальные коммуникативные игры (Орф-педагогика) успешно развивают принципы игровой народной педагогики. А главное — они помогают социальному и духовно-нравственному развитию детей.

         Музыкально - ритмическая деятельность наряду с пением, слушанием музыки, игрой на инструментах, является важной частью музыкального воспитания детей в разнообразных образовательных учреждениях. В основе музыкально - ритмической деятельности лежит моторно – пластическая проработка музыкального материала, которая способствует усилению эмоционального воздействия музыки на ребенка, развитию у детей представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи. Ритмичные движения помогают учащимся лучше прослеживать развитие музыкального образа произведения.

Традиционно основными задачами музыкально – ритмической деятельности являются воспитание чувства ритма, музыкально - ритмической памяти и сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки. Музыкально – ритмическая деятельность может осуществляться на занятиях в разнообразной форме: гимнастические упражнения, ритмические игры, упражнения с предметами и без, пение с движением, построения в танцевальной форме и народные танцы. Однако в последнее время многие педагоги включают в свои программы новые формы работы.

Л.Н. Алексеева дает «возможность почувствовать радость от ощущения своего тела» в художественных этюдах. И.Е. Кулагина задачу «научить ребенка сознательному отношению к своим движениям» решает в музыкально- пластических этюдах. Е.А. Дубровская рекомендует в психогимнастике обучать элементам техники выразительных движений и их использовании в воспитании эмоций и чувств. А.Ф. Лобова и О.Е. Дрень применяют на занятиях ритмопластику, ритмографику, эвритмию. В коммуникативных музыкальных играх могут быть эффективно реализованы такие направления воспитательной работы по формированию у детей навыков общения, как развитие:                                                                                                                                           - динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, стремления, готовности к общению;                                                                              - эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;       .                                                                                                – позитивного  самоощущения,    что       связано         с      состоянием раскрепощенности, уверенности в себе и с ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, со сформированной положительной самооценкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактически...

Мастер-класс для педагогов по теме «Музыкально-игровая деятельность детей в музыкальной предметно-развивающей среде ДО»

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактических игр...

КМО МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»Цель мастер-класса: Повышение уровн...

«Музыкально-игровая деятельность детей в музыкальной предметно-развивающей среде ДОО»

Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды...

Мастер-класс для воспитателей-«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

Практическая значимость мастер-класса: освоение педагогами ДОУ (воспитателями) приемов организации музыкально-игровой деятельности детей, способов активизации у детей интереса к музыкальному...